Руководитель спортивного департамента, член правительства Новгородской области Владимир ГОРЕЛКИН дал «НВ» первое интервью в новой должности
Заявленное на 24 июля интервью руководителя департамента по физической культуре и спорту Владимира ГОРЕЛКИНА выходит на неделю позже.
Мы приносим извинения читателям и объясняем, что отсрочка связана с выходом в свет статьи губернатора Сергея МИТИНА «Об уровне развития спорта в регионе». Было бы, по меньшей мере, странно, если бы глава спортивного департамента ничего по этому поводу не сказал.
— Владимир Васильевич, было ли обращение губернатора к спортивной тематике для вас неожиданным?
— Конечно, нет. Сергей Герасимович уделяет огромное внимание проблемам спорта и физкультуры, держит на контроле не только строительство объектов, но и следит за результатами наших спортсменов, прилагает много сил к тому, чтобы наш регион занимал достойное место на спортивной карте России. Только что завершившийся этап Кубка мира по лыжероллерам — наглядное тому подтверждение. Блестящее выступление сборной России на Универсиаде, естественно, не оставило губернатора равнодушным. Но выводы он сделал не как болельщик, а как политик.
— Вы разделяете эти выводы?
— В полной мере. Да и как иначе, если глава правительства ставит, в том числе и перед нашим департаментом, задачу — усилить работу по подготовке спортсменов для сборных команд страны?
— Это выполнимая задача, если вспомнить сопровождающий ее девиз «Здесь и сейчас!»?
— Задача состоит в усилении работы, поскольку в составе сборных команд России новгородцы выступают и побеждают. Да, мы можем и должны прибавить. Посмотрите, насколько современнее и мощнее стала материально-техническая база в регионе! Старший тренер сборной по гребле на байдарках и каноэ Александр Иваник приезжает в Новгород и по-хорошему удивляется тому, что у нас есть. Совсем недавно у нас была всего одна баскетбольная площадка, отвечающая требованиям для проведения всероссийских соревнований. А сегодня — пять в Новгороде, Боровичах и Старой Руссе. Открываются отлично оснащенные спорткомплексы не только в областном центре, но и в районах. Это стало возможным в таких масштабах, потому что наш департамент активно привлекает средства по линии Минспорта, участвует в федеральной целевой программе по развитию физкультуры и спорта. Занятия спортом, говоря современным языком, становятся трендом, то есть основной тенденцией. Это надо закреплять. Как? Нужны свои спортивные звезды, лидеры, нужны громкие победы.
— И их ждут от воспитанников новгородского спорта, от студентов НовГУ. Но ведь известно, чтобы подготовить спортсмена экстра-класса, нужны годы и годы…
— Не спорю. Но именно это и нужно ставить во главу угла. В противном случае для чего мы строим современные спорткомплексы? Чемпионы двигают спорт вперед и расширяют ряды спортсменов. Вспомните, коренные новгородцы, что было у нас со спортивной акробатикой 20 лет назад? Да ничего, кроме энтузиазма двух тренеров. А сегодня Россия признала, что сложилась новгородская школа спортивной акробатики, у нас есть свой международный турнир, на который считают за честь приехать звезды мировой акробатики. То же самое с гимнастикой. Дорогу осилит только тот, кто по ней идет. Это непреложная истина.
— Цитата из комментария на губернаторском блоге: «Сергей Герасимович предлагает напрягать университетскую молодежь, которой нереально выйти на уровень вышеупомянутых спортсменов, т.к. поздно и т.к. самим не нужно». Вы согласны?
— Категорически нет. Губернатор говорит о развитии студенческого спорта в том плане, что университет должен быть эпицентром этого процесса. Растить чемпионов начиная с 17—18 лет — бесполезное занятие. Нужно приглашать в НовГУ талантливую спортивную молодежь, создавая ей условия для учебы и тренировок. Это лучший способ пропаганды спорта. Самый доступный пример — студенческий спорт в США. Это база олимпийских сборных страны, баскетбольных и хоккейных профессиональных лиг. Но я не хотел бы здесь распространяться. Ректор НовГУ Виктор Робертович Вебер — сам в прошлом спортсмен, он не хуже меня знает, что нужно делать.
— Итак, в части обсуждения статьи что в сухом остатке?
— Задача поставлена сложная. И это вполне в духе нашего губернатора. Вы должны заметить, что в любой отрасли он ставит такие рубежи, которые нельзя просто перешагнуть, но нужно концентрировать силы и ресурсы для преодоления. У лыжников в ходу есть термин — «наглость хода». Вполне корректный. Это означает, как правило, дерзкое, неожиданное ускорение. Нам тоже потребуются наглость хода, дерзость.
— Владимир Васильевич, с вашего согласия перейдем к теме менее экстремальной. Вы в новгородском спорте — не новичок. Но факт есть факт: это ваше первое интервью не только как руководителя спортивного ведомства, но и вообще за четыре года работы в Новгороде. Чем можно объяснить такие прохладные отношения с прессой? По логике вещей, вы для нас — один из главных ньюсмейкеров…
— Ньюсмейкер? Это ведь, в буквальном переводе, делатель новостей, так? А я в спорте — должностное лицо. Не нужно путать руководителя спортивного департамента со спортсменами, которые как раз и интересны своими победами. Вот они действительно ньюсмейкеры.
— Это принципиальная позиция?
— Конечно. Департамент — для спорта, а не спорт — для департамента.
— Владимир Васильевич, ваше назначение на департамент спортивной общественностью было встречено неоднозначно. Во-первых, зазвучало скептическое «варяг». Во-вторых, из «Спорт-индустрии» вы уходили, скажем так, непросто…
— Варягом я себя не ощущаю. Даже обсуждать эту тему не хочу. Я больше трех лет проработал в «Спорт-индустрии». Вместе с коллективом, который собирался тоже непросто, мы запустили проект, каких в Новгородской области не было и нет. Согласен, были и ошибки. Например, я до сих пор не считаю, что открытие в Ледовом дворце сразу двух направлений — хоккей и фигурное катание — это правильно. То есть с точки зрения ответа на запрос населения — да, а вот по организации учебно-тренировочного процесса для тех и других — большие проблемы.
— Вы можете теперь сказать, почему ушли из «Спорт-индустрии»?
— С прежним руководством спорткомитета мы концептуально не сошлись во взглядах на работу. Моя жизненная позиция такова: всё делать по самым высоким стандартам. Если Ледовый дворец — то лучший, по крайней мере, в СЗФО; если спортшколу — образцовую. В противном случае не стоит и начинать. Я никогда не отсиживал свою зарплату.
— В Новгороде были удивлены вашим возвращением. А вы сами как к этому отнеслись?
— Я тоже был удивлен, когда Сергей Герасимович Митин сделал мне это предложение. Когда я увольнялся около года назад, он мне сказал на прощание, что сожалеет об этом и что оставляет меня в кадровом резерве. И вот в конце апреля — звонок. Я взял на раздумье несколько часов. Еще одно мое правило: думай медленно, но принимай решение быстро и не жалей. Родные говорили: «Зачем тебе это?», но я-то знал, что сделал здесь еще не всё. И вообще, Новгород мне очень нравится, хочу здесь работать и жить…
— Те три месяца, что вы при должности, ознаменованы открытием второй очереди спорткомплекса и проектом реконструкции стадиона «Центральный»…
— Ну, со второй очередью почему затянулось? Потому что не хотели открывать ее с недоделками, которые якобы в рабочем порядке устранили бы по ходу дела. Вообще, передача объекта заказчику, а потом и эксплуатирующей организации — очень ответственная процедура. Здесь спешка, желание подогнать событие под какую-то знаменательную дату могут быть только во вред.
— Стадион «Центральный» в Новгороде… Многим кажется, что включение его в разряд тренировочных к чемпионату мира по футболу — это утопия…
— А Ледовый дворец — не утопия? Сколько лет в Новгороде говорили о нем, и никто не верил, что когда-нибудь появится искусственный лед… Со стадионом, конечно, вопрос ставить следовало раньше, когда РФС формировал перечень таких стадионов и городов. Но и сейчас еще есть шанс войти в список, заменив тех, где не выполняют условия договора. Тогда мы получим федеральное финансирование: всё, что строится к чемпионату мира, строится за счет федерального бюджета.
— Почему важен именно стадион? Допустим, построили. Но команду мастеров вместе со стадионом мы не получим. А это главное…
— Так прямолинейно рассуждать нельзя. Что значит — главное? Без стадиона не будет команды, без команды будет стадион. Как функциональный объект для нескольких видов спорта. Мы ж не о футбольном поле говорим, а о полноценном стадионе. Вы согласны, что Ледовый дворец — это мощный импульс для популяризации спорта в Новгороде?
— Кто бы спорил!
— Стадион «Центральный» — это второй импульс. И он должен соответствовать требованиям времени. Сегодня нельзя заниматься спортом, даже не ставя высоких целей, в подвалах и на пустырях. Это профанация идеи. Нельзя исходить из того, что Новгород — не Москва и не Казань, нам так сойдет. Не сойдет!
— О команде мастеров. Будет она в Новгороде?
— Футбольная? Весьма проблематично. Это зависит прежде всего от эффективной работы федерации, которая обязана поднимать вопрос на должный уровень. Департамент готов помочь административным ресурсом.
— А есть у нас эффективные федерации?
— Конечно! Их много: акробатика, баскетбол, спортивная гимнастика, регби… Что же касается команды мастеров, это не бюджетный проект, а коммерческий. Я думаю, есть реальные шансы создать мини-футбольный клуб, баскетбольный…
— Уже есть БК «Ильмер»…
— Я имею в виду профессиональный. Баскетболисты — тренеры и функционеры — мыслят у нас современными категориями. Отсюда и успехи, и перспективы.
— Владимир Васильевич, вернемся в департамент. За прошедшее время вы никого не освободили от работы, не переместили. Старая команда вас устраивает?
— Эффективность команды зависит от руководителя. Я всегда готов дать человеку шанс. Но ротация есть. Директор «Спорт-индустрии» уволена за неэффективную работу. Я должен был это сделать до начала учебного года, иначе ком проблем превратился бы в лавину.
— Вообще, вы — резкий человек?
— Я не уговариваю работать добросовестно, но ставлю задачу и требую ее решения. Люди это, как правило, воспринимают.
Фото Николая БАРАНОВСКОГО