Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

Первая Горская вершина

Светлана Горская очень цепкая: крепко держится и за партнёра, и за победу...

Новгородская акробатка покорила европейский олимп

Ещё недавно имя акробатки Светланы ГОРСКОЙ сравнительно редко появлялось в спортивных хрониках. Инфоповодами в основном служили её выступления в смешанной паре с Иваном Астаховым, с которым она не раз становилась чемпионкой Северо-Запада.

Но вдруг о 15-летней спортсменке, тренирующейся на базе национальной команды под Москвой, узнали многие. В паре с Георгием Патарая она за короткое время выиграла первенство страны, стала второй на национальном чемпионате, а недавно в октябре победила на первенстве Европы. Да ещё в отдельных видах акробаты взяли золото (вольтиж) и серебро (балансы).

Во время её короткого отдыха в Новгороде мы пообщались со спортсменкой и одним из её тренеров Михаилом ФЁДОРОВЫМ. Строго говоря, педагогами пары Горской и Патарая является целая команда наставников: основатели новгородской спортивной акробатики, тренерская бригада Михаила и Натальи Фёдоровых, а также Владимир Гургенидзе, старший тренер сборной страны, и хореограф национальной команды Лариса Гургенидзе-Таваркеладзе.

— Светлана, вы редко бываете дома, в Новгороде, встретиться не получалось, и мы о вас почти ничего не знаем.

Светлана ГОРСКАЯ (С.Г.): — Родилась я в Великом Новгороде. В акробатику пришла в шесть лет — в ноябре 2004 года. В детском саду, куда я тогда ходила, Елена Михайловна Кирилова, мой первый тренер (сейчас заместитель руководителя областного спортивного департамента. — Ред.), проводила отбор детей в спортшколу. Она сказала родителям, что у меня хорошие данные, и пригласила на тренировку. И мы решили попробовать. В первый день занятий, помню, в конце тренировки мы играли, прыгали на батуте, развлекались, одним словом. Мне очень понравилось, и я подумала, что так будет всегда…

— Но всё оказалось не так.

С.Г.: — Да, но потом меня затянуло, об уходе не могло быть и речи. Вместе с нами в зале тренировалась наша известная женская группа: Елена Кирилова, Елена Моисеева и Татьяна Алексеева. У них уже тогда было много побед на российских и международных соревнованиях, они выиграли чемпионаты Европы, мира и Всемирные игры. Поначалу хотелось достичь хотя бы половины того, что они сделали. Потом прошло время, и я поняла, что хочу того же — выиграть Всемирные игры.

Михаил ФЁДОРОВ (М.Ф.): — Ну, затянуло не сразу. Бывало, что Света и не горела желанием идти после уроков на «эту тренировку». Дети есть дети. Например, она очень не любила растяжку, и Наталья Радьевна (Фёдорова. — Ред.), желая её подбодрить, сказала как-то: «Тянись, Светочка, красивой будешь». А Света: «Я и так красивая, потому что молоко пью».

Но время шло, и Света действительно влюбилась в акробатику. Она и дома продолжала тренироваться — на деревянных «стоялках». Этот самодельный тренажер заменяет руки партнера. Знаю, что Свете нравилось показывать на нем различные акробатические элементы на радость родственникам. Она вообще любит выступать, соревноваться. У неё от природы хороший характер и спортивная злость.

— Этим и приглянулась?

М.Ф.: — Не только. Хорошие внешние данные, врожденная пластичность, от природы хороший переразгиб в коленях, культура движения... Ещё она очень цепкая, крепко держится за партнёра во время упражнения. Мы из-за этого в шутку называли её «пиявкой». На тренировках, бывало, гадали: кто кого держит — нижний верхнюю или верхняя нижнего?

— Светлана, вы сразу стали тренироваться в смешанной паре? Или были другие варианты?

С.Г.: — Первый год я тренировалась в одиночном разряде, как и все новички, а потом меня поставили в смешанную пару с Иваном Астаховым. Мы с ним выступали до моего переезда в Москву.

— Вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Как получилось, что вы начали тренироваться с Георгием Патарая?

М.Ф.: — На этот вопрос лучше отвечу я, потому что Света всей истории не знает. Так случилось, что Георгий Патарая, воспитанник Владимира Гургенидзе и Ларисы Гургенидзе-Таваркеладзе, остался без своей партнерши — Полины Исаковой. Прошлым летом она резко решила уйти из акробатики. К сожалению, не такое уж это и необычное явление в большом спорте. В прошлом году после чемпионата мира половина составов распалась по самым разным причинам, и не совру, если скажу, что половина из их числа, пройдя огонь и воду, не смогла справиться с испытанием медными трубами.

В общем, на прошлогодний сентябрьский Кубок Волкова в Новгороде Гургенидзе ехал с вполне конкретной целью — найти «верхушку» для Георгия. Одной из кандидаток была акробатка из Рыбинска, но она не подошла по внешним параметрам: непропорционально тоненькая оказалась. А Гоша — довольно массивный спортсмен.

— А Горская подошла?

М.Ф.: — Да. В первый день соревнований, когда еще не было опробования, шел заезд спортсменов, и Света с Ваней тренировались в «Манеже», тренеры сборной обратили внимание на Горскую. Ребята пахали весь год, готовились к ноябрьскому чемпионату России, и у них была хорошая программа: они выучили шесть новых сверхсложных элементов, которые в мире выполняют единицы. У вольтижного упражнения, с которым Иван и Светлана должны были выступить на национальном чемпионате, на тот момент была самая высокая трудность в стране — 144 единицы. Хочешь побеждать — должен хотя бы на полголовы быть выше соперников. В общем, Света представляла определенный интерес для руководства сборной.

Владимир Робертович подошел ко мне: «Ну что, Михаил! Я ищу верхнюю. Выручай». До этого он уже успел поговорить с Леной (Еленой Кириловой. — Ред.), она была только за. Свету и Гошу поставили вместе, по росту, внешним данным, пропорциям они подходили друг другу. За сбавки в артистизме опасаться не стоило. Гоша подержал Свету в стойке на руках, примерился, так сказать. Друг другу они понравились... Мы посовещались и решили, что от таких предложений не отказываются, нужно было попытаться... Тем более что руководство сборной вправе привлекать лучшие силы в команду.

Мы договорились, что сначала Светлана и Иван выступят на чемпионате России, а потом Горская отправится в Подмосковье.

С.Г.: — Я помню, что Владимир Робертович спросил тогда, не хочу ли я стать чемпионкой мира. Я сказала, что, конечно, хочу. Какой спортсмен откажется от этого? Хотя для меня всё это было шоком. Гоша и Полина были моей любимой парой. Нам с Иваном их всегда в пример ставили. И я очень волновалась по поводу того, как сложатся отношения с новым партнером. Георгий — неоднократный победитель первенства России, призер первенства Европы. Боялась, что будет «звездить». Но с ним оказалось очень легко найти общий язык.

— Надо ли говорить, как к вашей идее выступать с Патарая отнесся Иван Астахов? Как ему преподнесли неприятную новость?

С.Г.: — Ваня, конечно, был очень расстроен. И вся его семья. Мне очень жаль, что так произошло. Но в нашем виде спорта замены часто случаются, тренерам виднее...

М.Ф.: — Для него, разумеется, это не было секретом: все знали, что Гоша ищет «верхнюю». И по живому резать, конечно, было трудно. У ребят были мечты... Аргументом были интересы национальной команды: нужно было постоять за страну на континентальном турнире. Правда, для начала Светлане и Георгию предстояло выиграть первенство страны в марте этого года, с чем они и справились, получив право выступать на первенстве Европы.

Кстати, часть элементов, которые Георгий и Светлана исполняют в своей программе, позаимствованы из её программы с Иваном Астаховым. Уровень трудности, конечно, пришлось снизить. Вообще, у нас с тренерами Георгия единые взгляды на технику, много общих элементов.

— Не могу не спросить о европейском турнире. Каково это — ехать за победой и после квалификации выступать в финале вторым номером?

С.Г.: — Да, я была очень расстроена, когда мы заняли второе место в квалификации. Последний, решающий день соревнований тоже получился очень тяжелым. Мне казалось, что мы сделали всё для того, чтобы выйти на первое место. Но задержки в выставлении баллов, ожидание, выступления соперников вносили дополнительное волнение... Когда выяснилось, что мы первые, я сразу заплакала от счастья и позвонила Наталье Радьевне. Честно говоря, я и до сих пор не могу поверить в то, что мы победили.

— Мне рассказывали, что вы уже в первые годы тренировок не раз заявляли, что обязательно будете чемпионкой. Всёрьез говорили?

— Всерьез.

— Каким путем намерены идти к этой цели?

— Главное — очень хотеть этого и много работать. Этого достаточно, чтобы добиться того, чего хочешь.

— А не может такая уверенность в себе сыграть злую шутку?

М.Ф.: — Нет. Ещё при Петре Первом вояк, что загуляли и не пришли на построение, не наказывали, если те, возвращаясь, засыпали на пути, но лежали головой к лагерю. А как без стремления? Но это всё шутки. А если серьезно, то Света всегда очень переживала, даже если третье место занимала на соревнованиях. И на тренировках я ей бывало говорил, что вот, мол, есть элемент, который ещё никто не делал, неплохо бы его освоить. «Совсем никто в мире?». И с утроенной энергией бралась за него.

С.Г.: — Эта уверенность была у меня от моих тренеров. Без той школы, которую я получила в Новгороде, переезд в подмосквовье, участие в первенстве Европы были бы невозможны. Кроме того, Елена Михайловна всегда поддерживала, верила в меня. Когда я уезжала, Наталья Радьевна сказала, что я всё смогу. И в первые месяцы, когда я очень скучала по дому и даже хотела вернуться, именно она не раз успокаивала и настраивала на работу. Мы и сейчас много общаемся, тренеры постоянно консультируют...

— Почему хотели вернуться?

— В школе некоторые новые одноклассники меня, прямо скажем, не очень полюбили, потому что учителя нередко делают мне поблажки, понимая, что я одна, без родителей, каждый день высокие нагрузки… Зато в спортзале всё отлично: там ко мне все очень хорошо относятся. И я — тоже.

— Пара Горской и Патарая сейчас — первый номер юношеской сборной страны. Есть ещё кандидаты на это место?

С.Г.: — Три состава, точно, есть. Две очень хорошие смешанные пары из Астрахани и одна — из Ярославля.

— Каковы шансы, что ваши соперники смогут добиться своего?

— Все тренируются без выходных, ни дня без подкачки. Может быть, мы большим жертвуем ради победы? Тем же ужином для того, чтобы держать стабильный вес. Да даже то, что я тренируюсь вдали от дома ради спорта, — тоже жертва. Непросто всё это. Еще, конечно, очень важно, что мы с Гошей без проблем обсуждаем ошибки друг друга, поддерживаем друг друга. Без взаимопонимания между партнерами об успехе можно не думать.

Фото Владимира БОГДАНОВА