У настоящего ледовара должны быть холодная голова и горячее сердце
В Новгородской области практически незамеченным прошел Всемирный день ледовара. Это случилось 16 января. Не заметили его, потому что в наших местах многие наверняка не слышали о таких специалистах.
Гораздо чаще лед на спортплощадках заливают, а не варят.
Но нашлись добрые люди, напомнившие новгородцам о существовании этой не самой обычной, но очень нужной профессии. На сайте ДЮСШ «Спорт-Индустрия» появилось теплое поздравление. Тогда и мы решили восстановить справедливость и познакомить читателей «НВ» с тайнами ледоварения.
Коктейль со льдом
Вообще, к цеху ледоваров могут относить себя все, кто имеет отношение к подготовке льда — технологи, отвечающие за качество воды, водители льдозаливочных комбайнов. В Новгородской области сейчас три крытых катка, где применяется комплекс для подготовки воды, заморозки и обработки: Ледовая арена и «Айсберг» в Новгороде и «Кристалл» в Валдае.
Работа ледоваров — целая наука. В ней немало тонкостей, без соблюдения которых станут невозможны тренировки и соревнования. Во-первых, температура воздуха на арене, за которой следят технологи: на тренировках +13—14 градусов, на соревнованиях — до +16.
Ещё одна важная забота технологов — качество воды. По словам Андрея ВАСИЛЬЕВА, главного инженера ДЮСШ «Спорт-Индустрия», для намораживания льда на Ледовой арене используется обычная вода из городской сети, но в учреждении действует многоступенчатая система очистки. На первом этапе влага проходит систему грубой очистки, при которой «за бортом» остаются наиболее крупные посторонние частицы. Затем — система обратного осмоса. «На этом этапе вода проходит через мембрану, и на выходе остаются только молекулы воды, а все примеси вымываются», — поясняет Васильев.
Спрашивается, зачем всё это нужно? Андрею Васильеву приходилось слышать о существовании катков в России, где пренебрегали, скажем, системой обратного осмоса. Результат — желтый, мутный лед. Рассказывают даже жутковатые истории, когда шайбу на нем теряли. К тому же на плохо очищенном льду гораздо чаще возможны сколы. А мельчайший камешек может повредить нож, которым льдозаливочный комбайн срезает замерзшую влагу, поэтому выходить на арену в обычных ботинках не стоит, говорит главный технолог «Спорт-Индустрии» Виктор ТИХОНОВ.
Ночная смена
О комбайнах стоит сказать отдельно. Довольно приличная часть этой внушительной и медлительной машины — бункер, в который поступают снег и лед во время очередной обработки поляны — так в «Спорт-Индустрии» называют каток. Про нож мы уже сказали. Ещё нужно упомянуть о баке, в который набирают воду для заливки, и полотенце, которое крепится к задней части машины и равномерно распределяет воду. По виду и на ощупь действительно как махровое полотенце. Разве что заметно толще.
В распоряжении «Спорт-Индустрии» два льдозаливочных комбайна — «Олимпия» и «Замбони». Оба — из Канады. Если одна машина выйдет из строя, вторая подстрахует, иначе работа встанет. А комплектующие, к слову сказать, можно приобрести лишь в Москве, где находятся дилерские офисы компаний-производителей.
У «Айсберга» — своя фишка: здесь лед заливает экологически чистый комбайн Iсecat из Финляндии. У него электропривод, в отличие от собратьев из Канады, работающих на бензине. Кроме того, «Айсберг» гордится современным холодильным оборудованием, которое способно экономить электроэнергию, в особо морозные дни забирая воздух с улицы.
Комбайны выходят на арену не по одному разу в день. Льдозаливщики и технологи определяют, какова степень износа ледовой подушки — с помощью линейки и циркуля, — и во время регулярных технологических перерывов истертую и изрезанную коньками поверхность подновляют для того, чтобы она снова стала ровной. Но основная работа происходит ночью, когда на арене нет ни спортсменов, ни любителей массового катания.
Сперва срезают весь лед по периметру — у бортиков. За день накапливается немало невидимого глазу конденсата, образуются ледяные бугры. Затем комбайн снимает первый слой льда по всей площади катка, в результате чего он становится прозрачным. Тогда на нем гораздо лучше видны все потертости и царапины, и в этом случае льдозаливщик снимает весь лед до самой глубокой царапины, опуская нож на нужную глубину.
Тут-то и кроется настоящее мастерство ледовара. Профи сможет на глаз определить, где нужно срезать больше или меньше, где добавить воды.
Во время обработки льда водители комбайнов всегда двигаются по одному и тому же маршруту, чтобы не проехать по одному месту несколько раз. В этом случае лед получится неровным. Общая толщина льда составляет около 5 см.
Спуск на глубину
Упомянутые обязанности — не единственные у ледоваров. Периодически — примерно раз в год — им приходится красить лед. Для этого на бетонной плите сначала намораживают черновой слой, затем покрывают его белой водоэмульсионной краской. Не кистью, конечно. С помощью гребёнки с трубами, в которые подается краска. Благодаря этому она распределяется равномерно.
Затем — еще слой льда, на который укладывают хоккейную разметку. Если кто не знал, она — не рисованная, а бумажная. Как и многочисленные подлёдные баннеры. Их попросту замораживают в лед. Бывает, на ледовых аренах используют резиновую или тканевую разметку: кому что нравится. Срок службы соответственно зависит от материала.
Как видим, нюансов в ледоварском деле хватает. Однако в нашей стране нет учебных заведений, где готовят таких специалистов. Приходится учиться самостоятельно или набираться опыта у тех, кто уже освоил азы профессии. Вот и в Новгородской области кузницей кадров справедливо считать «Спорт-Индустрию», потому что именно на её базе в регионе в 2010 году появился первый крытый каток, на котором без ледоваров было невозможно обойтись.
Каковы главные требования к кандидату? Неплохо иметь водительские права, уметь обращаться с техникой. Но главное, говорит Владимир БОЙЦОВ, сотрудник катка «Айсберг», — желание работать. «Мы, к своему стыду, не знали про День ледовара. В СМИ прочитали, — признался. — Теперь возьмем на заметку, обязательно будем отмечать».
Ледовары должны быть готовы к работе в любое время суток. «И в четыре, и в пять часов утра приходилось работать», — говорит льдозаливщик «Спорт-Индустрии» Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ. Его рабочий день начинается в шесть часов утра, потому что первые тренировки стартуют в семь, а заканчивается примерно во столько же: ночные катания — сейчас уже норма. Александрова в спортшколе, кстати, считают лучшим водителем льдозаливочного комбайна.
В Валдае нас удивили: здесь, оказывается, не знают, кто такие ледовары. И про их профессиональный праздник тоже не слышали. Отправили в пресс-службу собственника — в компанию «Газпром трансгаз Санкт-Петербург». Там встретили солидно. Предупредили сразу, что подготовка ответов на вопросы журналистов — процесс не быстрый, за день вряд ли управиться. Так что к следующему январю обязательно напишем и про валдайских ледоваров. Уверены, они всё-таки существуют.
Фото Владимира БОГДАНОВА