Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Энергия покоя

Репортаж из спортдиспансера, которого так долго ждали

Не так давно в Великом Новгороде подводили спортивные итоги 2014 года. Спортсмены, тренеры, спортивные чиновники…

Помимо традиционных слов о медалях, победах, спортивных стройках и других достижениях были слова и о создании в регионе врачебно-физкультурного диспансера (ВФД).

Тема это давняя и неудобная. Лет десять назад ее поднял председатель облспорткомитета Николай Грачев. Приподнял, лучше сказать. Подержал. И опустил на место. Быстро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Поэтому начнем с истории вопроса.

Жертва «растащиловки»
И тут нужно сказать, что правильнее всё-таки говорить не о создании, а о воссоздании диспансера для спортсменов. По словам генерального директора нового ОАО «Врачебно-физкультурный диспансер» Ивана АНДРЕЕВА, он не помнит, когда именно такой диспансер появился в области, но точно знает, что как самостоятельное полноценное учреждение он действовал до 1992 года. После этого по воле тогдашних медицинских властей его сделали отделением спортивной медицины и присоединили к Центру профилактической медицины. Это, по Андрееву, и стало началом конца.

Медик не говорит — рубит: ВФД стал жертвой «растащиловки». Куда? Что? Как? В детали не вдается. Но заявляет: большая часть оборудования исчезла вместе со специалистами. И неприятности не заставили себя ждать.

— Спортсмены умирали на соревнованиях, лыжник в Валдае, например, —вырос спортивный травматизм, — рассказывает Андреев. — Понятно, что это не афишировали.

Такова идеальная картинаЕсли вспомнить середину 90-х, как раз такое очень охотно афишировали. Но смерть на стадионе, в спортзале? Было несколько лет назад в Боровичах, в секции единоборств. Было не так давно в Новгороде с футболистом-ветераном. Связывать эти ЧП с отсутствием спортдиспансера, пожалуй, натяжка. Речь идет о чисто любительском спорте, который гораздо ближе к физкультуре, чем к спорту высоких нагрузок и достижений.

Тем не менее, если у нас есть спортсмены, выступающие на всероссийском уровне, без диспансера — никуда! А после 92-го года тысячи и тысячи ребят приходили в спортшколы, имея только справку от педиатра. Хотя этого документа явно недостаточно, чтобы понять, может ли ребёнок заниматься конкретным видом спорта.

Есть, например, такой пункт в этом обследовании — максимальное потребление кислорода. Если, скажем, емкости легких у кандидата недостаточно, бесполезно на что-то рассчитывать в высокоаэробных дисциплинах — допустим, в академической гребле или легкой атлетике, где без выносливости никуда.

Слово и дело
Сейчас трудно сказать, когда в департаменте спорта всерьез заговорили о необходимости восстановления диспансера. В нашей спортивной отрасли всегда хватало проблем и забот. Вот семь лет назад создали с нуля Центр спортивной подготовки, работающий с наиболее перспективными спортсменами. С этого надо было начать? Или с диспансера? Обновили базу школы гребли. Или лучше было сперва обеспечить гребцам современное медицинское сопровождение? В регионе одна за другой начали возникать спортивные стройки, и еще надолго хватит работы. Создан спортинтернат. А слова о диспансере так и оставались словами, пока в ноябре 2013 года Владимир Путин не дал поручение возродить систему врачебно-физкультурных диспансеров в стране.

Можно ли сказать, что без президентского импульса у нас так и не появился бы свой ВФД? Конечно, нет. Но толчок пришелся кстати. Хотя есть мнение, что просто совпало. Смотрите: две очереди спорткомплекса, ЦСП, спортинтернат — все это ступени к развитию большого спорта. Неизбежно появление на этой лестнице и ступеньки для диспансера.

В 2014 году ВФД официально открылся — на базе бывшего Центра реабилитации. Но как утверждает Андреев, из нового в его учреждении только вывеска. В остальном всё безрадостно. По словам гендиректора, его учреждению катастрофически не хватает кадров и оборудования.

А это реальностьВ диспансере работают два спортивных врача, три невролога, ортопед и врач функциональной диагностики. В их распоряжении — аппарат функциональный диагностики, весы, ростомер, тренажеры, приобретенные за счет центра. С такой техникой сделать полноценные выводы о состоянии здоровья спортсмена невозможно. А контингент впечатляет: около 3800 человек — воспитанники спортшкол, клубов, сборники. К ним в скором будущем нужно будет добавить участников сдачи норм ГТО, которая в 2017 году будет введена в регионе повсеместно.

По словам Андреева, в ВФД в идеале должны работать 87 различных специалистов — начиная от стоматологов и заканчивая гинекологами. По сути это та же поликлиника со всем необходимым штатом плюс группа спортивных врачей... Нужны рентгенкабинет, стоматологическое оборудование, своя лаборатория, максимально оснащенный реанимобиль, на котором можно было бы выезжать в районы.

Пока в регионе действует не самая удобная, компромиссная схема медицинского обслуживания спортсменов. На осмотры к специалистам они ходят в поликлиники по месту жительства — в порядке живой очереди, а потом с заключениями — в спортдиспансер.

Хорошо, что гендиректор это всё знает и не скрывает. Плохо, что пока ничего не изменил к лучшему. Или полагает, что это сделает кто-то другой по его поручению? Например, корреспондент «НВ». А я не знаю, как. Но знаю, что это в компетенции генерального директора.

До финиша далеко
В общем, в новгородском ОАО «ВФД» реальная картинка заметно расходится с идеалом. Диспансер сегодня в основном живет за счет платных услуг, которые достались ему по завещанию реабилитационного центра. Здесь есть тренажерный зал, небольшой бассейн для аквааэробики. Часть вырученных денег плюс 2 млн. из областного бюджета идут на зарплаты спортивным специалистам, но есть еще сотрудники, работающие с обычным населением, и обслуживающий персонал — всего 40 человек.

Диспансеру ещё расти и растиПару недель назад у первого вице-губернатора Вероники МИНИНОЙ, курирующей спортивную отрасль, прошло совещание, на котором обсуждалась в том числе и тема работы диспансера. Как сообщила Юлия РАЗИНКОВА, пресс-секретарь областного департамента здравоохранения, в подчинении которого находится спортдиспансер, «в настоящее время прорабатывается вопрос по использованию диагностической базы лечебных учреждений для нужд спортсменов, а также — помощи в организации осмотров узкими специалистами. Заключены соглашения о проведении лабораторных и рентгенологических исследований. Разрабатывается план развития диспансера».

Понятно, что по мановению волшебной палочки это всё не произойдет. В департаменте спорта считают, что в нынешних условиях отказаться от компромиссных схем невозможно: нужно жить по средствам. По этой причине первым на очереди вопрос: как организовать осмотры спортсменов, минуя «живую очередь», и не навредить обычным пациентам?

Так что в сухом остатке — надежда. Москва не сразу строилась. Главное, что диспансер всё-таки создан. Теперь ему расти и совершенствоваться…

Фото Владимира БОГДАНОВА