Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Правила разбега

Тренировка — это праздник для спортсмена

Ирина Бойчук cбежала с гимнастического ковра на легкоатлетическую дорожку

Пятничный вечер. Новгород. Набережная Волхова. На Екатерининской горке очень ветрено, но по-апрельски солнечно и тепло. Для простых горожан — это место прогулок, для новгородских легкоатлетов — манеж под открытым небом.

Отличное место для тренировок под нагрузкой — бегать-то приходится в гору. Встречаемся здесь с Ириной Бойчук, которая, выиграв золото на первенстве России среди учащихся, не оставила нам выбора, — надо познакомиться поближе.

Правильная дорожка

Новгородская лёгкая атлетика медалями с больших турниров болельщиков не балует. Даже с юношеских. По словам тренера легкоатлетического отделения ДЮСШ «Центр физического развития» областного центра Павла САВЕНКОВА, подобных успехов новгородцы добивались аж в 90-х годах. А с Ириной вообще особая история — она пришла в легкую атлетику из художественной гимнастики. Самокритично призналась: не обнаружилось природной гибкости. С шести лет трудилась на ковре, а к 13 годам максимальный результат — шестое место на городском первенстве. Невесело. В общем, в один прекрасный день решила: «Хватит».

Но навсегда со спортом расставаться не планировала.

— Пришла в спортшколу, нашла меня: «Возьмите», — возвращает нас на два года назад Савенков. — Я Иру, конечно, помнил. Сам предлагал: «Когда гимнастика надоест, приходи к нам». Художницы ведь тоже участвуют в городских легкоатлетических соревнованиях, а бегала она хорошо. Бывает так: и кость легкая, и мышцы эластичные, а двигаться человек не умеет. Ира — не тот случай.

Большой сенсации тут нет, случается в спорте и такое, но выиграть золото первенства страны спустя два года после смены спортивной прописки — это заявка. Да, с общефизической подготовкой у 15-летней Ирины всё в порядке. С отношением к тренировочному процессу — тоже. Но как ни крути, а между гимнастикой и легкой атлетикой — пропасть. Фамилия, может, помогла? Хотя, конечно, получалось у Бойчук не всё и не сразу. Впрочем, почему мы об этом говорим в прошедшем времени?

Сначала Ирина пробовала бег с барьерами. Не пошло. А когда подросла, говорит Савенков, появился страх перед препятствиями. Метания и прыжковые дисциплины тоже не вдохновили. Одновременно бегала на короткие дистанции. И это бывшей гимнастке пришлось по душе. Девушка она, по словам наставника, взрывная, темпераментная. Длинные дистанции точно противопоказаны — скучно.

В общем, когда спортсменка с тренером вышли на правильную дорожку, пришли и результаты. Имя новгородки стало появляться в спортивных сводках. Смоленск, первенство России, февраль 2015-го, 200-метровка — 11-е место. Ирина пробилась в полуфинал, но в шестёрку финалистов не смогла. Зато побила личный рекорд. Петербург, открытое первенство города, несколькими днями позже, — первое место на 60-метровке. Там же, март, Кубок Академии легкой атлетики Санкт-Петербурга — два золота на 60- и 200-метровке. Несколько дней спустя Ирина уже в Пензе, первенство страны среди учащихся юношей и девушек 2000—2001 годов рождения — первое место на уже позолоченной 60-метровке. «Легкоатлетами не рождаются — ими становятся», — перефразировал поговорку Савенков.

Почти сказка получается. Но не все так сказочно у нашей красавицы. Растяжка и координация, приобретённые на гимнастическом ковре, — это плюс. Савенков говорил, что у Ирины очень легкий, незакрепощённый, естественный бег, и в этом её большое преимущество. Особенно перед бегунами, увлекающимися силовым характером бега, изматывающими себя тренировками со штангой и бросковыми упражнениями. Ломать естественную Ирину технику Савенков не хочет — пусть будет так, как есть. Но бегать Бойчук всё-таки еще учится. И одна из главных проблем, над которой она сейчас работает, — старт. «Ира сначала делает хорошее движение, а потом поднимает плечи, и инерция движения прерывается, — объяснил Савенков. — Боится проспать старт, вот скованность и возникает». Бегунья говорит, что и сама это сознает, но справиться с собой пока не получается. На беговой дорожке всё должно быть доведено до автоматизма, а это тренировки и тренировки. И регулярные старты. На домашних турнирах, где Бойчук чувствует себя уверенно, — всё хорошо, но как только новгородка оказывается в компании незнакомых соперниц, на чужом стадионе — с нервами удается справиться не всегда. Даже пробная, предстартовая тренировка порой не помогает.14beg

Только вперёд

Из-за этого Бойчук чуть не погорела на первенстве России в Пензе, которое несмотря на победный результат складывалось для новгородской бегуньи весьма драматично. После квалификационного забега Ирина с лучшим результатом вышла в полуфинал. Но там допустила ту самую ошибку на старте и потом была вынуждена догонять соперниц, расходовать силы, которые могла бы приберечь для финала. Это между квалификацией и полуфинальным забегом — больше двух часов разницы, есть время на отдых, а между полуфиналом и финалом — всего сорок минут. Но Ирина догнала и с четверным временем прошла в финал.

Нужно ли объяснять, как она казнила себя и волновалась перед решающей гонкой. Нервозности добавил фальстарт одной из оппоненток. За считанные метры до финишной черты новгородка опережала противниц, но пересекла её вдвоем с еще одной спортсменкой — аукнулся-таки неправильный старт в полуфинале. Судьи 20 минут изучали фотофиниш и присудили первое место обеим.

Но помимо легкоатлетической науки и техники есть другой риск — психологический. Для Бойчук новая дисциплина — своего рода эксперимент, игра, как считает Савенков. Да, по признанию спортсменки, она еле пережидает выходной — так хочется на тренировку. И ничего, кроме легкой атлетики, её сейчас не интересует. Доказательством чему, добавим, служат страница новгородки в ВКонтакте и личный интернет-сайт — снимки с тренировок, треки Original Sin & Koo — Running Man (бегущий человек. — Авт.) и Джигана «Надо подкачаться», и наивно-ободряющие высказывания «Поражение — это не конец пути, если ты его пережил», «Относись к каждой ошибке, как к уроку, который помог тебе стать сильнее» и т.д. Ну а кто в 15 лет не верил, что всё будет хорошо?

Но! Дело в том, что возрастная категория, в которой сейчас выступает Бойчук, — одна из самых массовых в российском первенстве. Таких молодых и дерзких на финал национальных соревнований съезжается по 150—200 человек. Чем старше, тем быстрее ряды редеют — включается естественный отбор. В состязаниях 16—17-летних на финал российского первенства приезжают порядка 60 человек. «А в молодежке — уже тридцать», — говорит Савенков.

Время лёгких побед прошло. Справится ли Ирина с новыми испытаниями? Сейчас, например, она на первых в своей жизни сборах в составе национальной юношеской команды в Адлере — в федерации обратили внимание на новгородку. Адлер — это не только шанс, это еще и проверка на прочность. Новый незнакомый тренер, новые упражнения, новые напарницы. И оказывается, что таких, как ты, здесь десятки со всей страны. Какой вернется со сборов новгородка — увидим. Впереди — летний сезон. А рецепта успеха, говорит Павел Савенков, как в поваренной книге, нет.

Фото Владимира БОГДАНОВА
и из личного архива Ирины БОЙЧУК