Среда, 17 июля 2024

Редакция

О медалях не думали

Оценки соперников Михаил и Василий узнали только после победы

Новгородские акробаты — о китайском гостеприимстве и шестом чувстве

Не успели новгородские акробаты Василий СМИРНОВ и Михаил ВИХРОВ вернуться домой из китайского Путьяна, где на прошлой неделе закончилось первенство мира, как почти сразу вновь попали под прицелы видеокамер. Парни выиграли золото в возрастной категории 13—19 лет, подвинув на второе место Азербайджан, на третье — британцев. И повторили триумф двухлетней давности, когда на первенстве мира во Франции они поднялись на первое место в группе 12—18 лет. В спортзале в новгородском спорткомплексе «Манеж» к чемпионам выстроилась очередь из журналистов. «НВ» — не исключение.

— Как вас встретил Китай? В Путьяне, если верить Интернету, очень высокая влажность.

Михаил ВИХРОВ (М.В.): — На акклиматизацию было всего два дня. По-хорошему надо две недели. Но мы заранее готовились. По показанию спортивного врача команды принимали медицинский препарат, который облегчает адаптацию.

— Не могу обойти стороной тему медицинского сопровождения. Она сейчас звенит погромче медалей.

Наталья ФЁДОРОВА (Н.Ф.): — Если вы про милдронат, то ребята его никогда не принимали. Хотя ничего криминального в нем нет. Обычный препарат, поддерживающий сердечную мышцу. Его не только спортсменам выписывают.

Василий СМИРНОВ (В.С.): — Но на самом деле гораздо больше в Китае ощущалась не высокая влажность, а пятичасовая разница во времени. В четыре часа дня уже тянуло поспать. Но прилетели, разместились и в семь утра уже были на завтраке, а через час — на опробовании. В тренировочном зале оказалось заметно холодно, приходилось тратить дополнительное время на разминку. Но в остальном всё было хорошо.

Н.Ф.: — Китайцы нас очень тепло встречали. В отеле, на улице во время прогулок многие хотели с нами сфотографироваться. Путьян — город курортный, расположен на берегу моря. Европейцы — здесь большая редкость. Так что для местных мы выглядели очень экзотично. Когда узнавали, откуда приехали, сразу восторг: «О, Раша!».

В.С.: — Но мы выходили в город только после выступления. До того готовились, настраивались...

— Насколько сложным был ваш акробатический арсенал?

В.С.: — В нашей возрастной группе уровень сложности упражнений ограничен. Например, в комбинированной композиции — 140—160 единиц. Так что повышать нет смысла. У нас, например, сложность этой композиции 141 единица.

Н.Ф.: — Ограничено и число элементов в каждом из упражнений. В балансовом, вольтижном и комбинированном — от шести до восьми.

Мы придерживаемся правила: чем меньше элементов, тем меньше будет и грязи, брака. Одно дело — допустить ошибки в восьми элементах, другое — в шести. Даже если за каждый снимут по 0,1 единицы, то всё-таки лучше 0,6, чем 0,8. Поэтому, например, в последней композиции у ребят шесть элементов.

Впрочем, в состязаниях у мужских пар все спортсмены очень подтянулись. И одним из главных отличий Васи и Миши были росто-весовые параметры, по которым они очень близки. В то время как у всех противников верхний спортсмен был заметно меньше ростом и легче нижнего. Это, конечно, облегчает исполнение программы. Маленького спортсмена проще подбросить и легче поймать, он быстрее перевернётся в воздухе.

— Значит, вам было сложнее?

Н.Ф.: — Нет. Если техника исполнения — правильная, то рост и вес значения не имеют. Наоборот! За рубежом гораздо больше ценятся выступления спортсменов, имеющих одинаковый или почти одинаковый рост. Не только в парах, но и в группах. А в судейской бригаде были в основном американцы и европейцы. Так что в этом смысле мальчики имели некоторое преимущество перед своими оппонентами.

— В отличие от группы 13—19 лет в категории 12—18 первенство мира для российских акробатов прошло без медалей.

Н.Ф.: — Да, было немало ошибок — тактических и технических. Женские тройка и пара пострадали из-за того, что описание их программы было сделано неправильно. У еще одной нашей акробатки во время исполнения шпагата нога попала в шов на ковре, он разъехался — сорвали программу.

— Как, глядя на неудачи товарищей по сборной, не усомниться в своих силах?

В.С.: — Перед выступлением мы находились в разминочном зале и не видели, что происходило на ковре. А когда выходили туда, нас тренер настраивала, говорила волшебные слова, и мы ни о чем, кроме своей программы, думать вообще не могли.

Н.Ф.: — Они и результатов соперников не знали. Зачем? Если скажем, что оценки высокие, могут разволноваться, если низкие — расслабиться.

М.В.: — И вообще, нас учат не думать о медалях... Наша задача — выполнить свою программу чисто. А какое место мы займем, решат судьи.

Н.Ф.: — Но без казусов не обошлось. Расскажу по порядку. Вместе с нами в Китай, по моей просьбе, поддержать ребят прилетела Елена Кирилова, бывший тренер Михаила и Василия, а сейчас — заместитель руководителя спортивного департамента. Во время своего отпуска, за свои средства. Я на соревнованиях очень волнуюсь и не была уверена, что смогу как следует настроить мальчиков. В первый день в Китае Елена Михайловна мне сказала: у неё есть предчувствие — ребятам включат не ту музыку на выступлении.

В.С.: — Она и нам об этом сказала. Чтобы были готовы и не паниковали. Елена Михайловна объяснила, что нужно отнестись к этому как к дополнительному шансу побывать на ковре, прочувствовать обстановку.

Н.Ф.: — И действительно, в первый день соревнований, когда Миша и Вася выступали с вольтижным упражнением, им включили не ту музыку! Три раза! За все время турнира такое случилось только с нашей парой и смешанной парой из Израиля. Те не справились с волнением. Ушли с ковра, вернулись и завалили программу. В отличие от наших ребят.

Хотя, конечно, всё происходило в очень нервной обстановке. Мы обе старались поддержать Мишу и Васю, успели крикнуть только: «Спокойнее!».

До сих пор не понятно, почему всё так произошло. Все три аудиозаписи мы отправляли в Китай заранее, затем передавали во время аккредитации, проверяли и перепроверяли.

— Знаю по себе: когда просят быть спокойнее, только сильнее нервничаю. А вы как реагируете?

В.С.: — Нас настроили заранее. Мы были полностью готовы. Мышцы — в тонусе, все мысли об одном — программе.

М.В.: — Всё доведено почти до автоматизма. Для этого мы и тренируемся.

— На днях российская фигуристка Евгения Медведева на чемпионате мира, который она выиграла, не выполнила запланированный в начале короткой программы каскад прыжков, но сделала его в концовке. В спортивной акробатике такие рокировки допускают?

Н.Ф.: — У нас такое невозможно. Спортсмены представляют судьям описание всех трех упражнений, и его нарушение карается сбросом баллов. Кроме того, не засчитывается элемент, выполненный не по плану. Но у мальчиков всё-таки были импровизации. Миша в конце вольтижного упражнения добавил поворот.

М.В.: — Мне показалось, что мы сделали не очень чёткий приход, и я хотел поставить Васю более чётко, а потом — подбросить его. Но он уже приготовился прыгать, мы не попали в темп, и я его просто переставил.

— Обстановка на международном политическом ковре сейчас очень живо напоминает времена холодной войны. А что было на акробатическом?

Н.Ф.: — Я опасалась, что большая политика скажется на качестве судейства. В бригаде арбитров русскоговорящих не было. При этом президент Международной федерации спортивной акробатики — британка Рози Тимманс, вице-президент европейской федерации — бельгийка Тони Кэйс-Паттерсон... Среди членов технического комитета — португалец Рауль Фонсека Коррейра. Спортсмены их стран — наши главные конкуренты. А в оценках за артистизм всегда возможен субъективизм, и на этом можно сыграть.

Но мои ожидания не оправдались. Ребята за артистизм получали девятки. Это очень высокие оценки.

— Что такого не получилось у соперников, что получилось у новгородцев?

Н.Ф.: — Далеко не всё, на мой взгляд, было музыкально, не всё выверено. И с точки зрения хореографии мальчики выглядели гораздо интереснее — много поддержек, взаимодействий... Бельгийцы могли бы стоять на пьедестале, но у нижнего во время выступления снялась чешка. За это тоже оценки сбавляют. Были и технические ошибки.

— Какие теперь планы? Отдохнуть — и снова в зал?

М.В.: — Я уже ходил на тренировку. Подкачался.

Н.Ф.: — Миша любит поработать со штангой, Вася ведь растет.

В.С.: — Нужно восстановиться. А потом готовиться к майскому первенству России. Оно, кстати, пройдет в Новгороде. Очень хочется достойно выступить дома.

Фото Владимира МАЛЫГИНА