Среда, 17 июля 2024

Редакция

На синхронно точном скаку

На вершине пирамиды Диана Кононова. Ей всего 8 лет

Новгородская наездница впервые поборется за путёвку на чемпионат Европы по вольтижировке

Новгородские вольтижеры вернулись с международных соревнований, прошедших в Подмосковье, с медалями. Валентина Морма выиграла состязания в юниорском первенстве. В парной программе она и Екатерина Воронцова тоже стали первыми. Во взрослом зачете Екатерина была четвертой. Одновременно с международным турниром там же проходил и Кубок России, где Валентина стала первой среди юниоров.

Среди детей старшего возраста бронзу завоевала Анна Галкина. В групповой программе новгородская команда, в состав которой вместе с Валентиной, Екатериной и Анной вошли Диана Кононова и Снежана Авдеева, заняла первое место в старшей группе.

И наши «немедальные» результаты были неплохими. Екатерина Воронцова в Кубке России стала пятой во взрослом зачете, Снежана Авдеева — пятой среди детей старшего возраста. Самая юная новгородка, восьмилетняя Диана Кононова, была шестой.

На память об Олимпиаде

Новгородские вольтижеры (от французского voltiger — «порхать» ) не так часто попадают в объективы фото- и видеокамер. Вообще, спортивная вольтижировка, или, как её когда-то называли, художественная верховая езда (речь идет о выполнении гимнастических и акробатических элементов на лошади, двигающейся галопом или шагом), в России — довольно молодой вид спорта.

Как рассказала Татьяна МИХАЙЛОВА, тренер конно-спортивного комплекса Фонда «Еврейская община Великого Новгорода — Центр развития культурного и духовного наследия», вольтижировка у нас в нынешнем её виде начала развиваться в 2005 году на базе столичного клуба «Битца» благодаря двум энтузиасткам — Елене Желановой и Юлии Давыдовой. Сейчас в Москве действуют несколько клубов, а к соревнованиям национального уровня подключаются регионы — Вологодская, Липецкая, Волгоградская, Новгородская области, Краснодарский край. Хотя в списке членов сборной страны по-прежнему преобладают москвичи.

Как появилась вольтижировка в Новгородской области? На Татьяну Михайлову, еще девчонку, большое впечатление произвело выступление конников на московской Олимпиаде в 1980 году — правда, состязались они в конкуре, выездке и троеборье. После этого девочка записалась в конно-спортивную секцию при опытном хозяйстве «Заря» в Борках.

— Тогда еще не было вольтижировки в современном понимании, — рассказывает Татьяна Георгиевна. — Скорее джигитовка. Но, когда в 2007 году мы приехали на чемпионат России, нам объяснили, что пора переходить на новые правила и использовать не сёдла, а гурты с ручками. По решению руководства «Акрона» в Германии нам купили две гурты, которые до сих пор прекрасно служат.

Под радостное ржание

Условия, в которых вольтижеры готовятся к соревнованиям, весьма аскетичны, если не сказать суровы. Спортзал — прямо на конюшне. В морозы никто не зудит над ухом, но приходится выполнять соскок с лошади на примерзший снег тренировочной арены, что не идет на пользу суставам. Помогают фиксирующие пояса и повязки.

Что еще в «спортзале»? Шведская стенка, гимнастические скамейки, равновысокие брусья, зеркало высотой в человеческий рост во всю стену и два деревянных, обитых кожей тренажера, имитирующих живого коня. На них наброшен вальтрап — суконное покрывало, а сверху — гурта.08trena08kon

Но вот загвоздка! По норме рост лошади для спортивной вольтижировки должен достигать в холке 175—180 см. У новгородской деревянной — 155. И «спина» чуть шире, чем у животного. Так что крутить на ней колесо и запрыгивать полегче, чем, например, на красотке Реверсии, на которой новгородцы выступают. Но потом эти 20 см нужно учитывать, пересев на лошадь. А как иначе? Ведь без тренажеров — никуда.

Деревянные кони прибыли сюда из Борков. Поскрипывают уже, но по-прежнему в строю. Увидели бы их, скажем, немецкие вольтижеры — изумлению наверняка не было бы предела. Германия — законодательница мод в конном спорте. Здесь давно тренируются на механических лошадях, напичканных электроникой. Они могут имитировать разный аллюр — шаг, рысь и галоп. При этом не только оставаясь на месте, но и двигаясь по кругу, — совсем как на арене. Есть такая техника и в России, точнее — в столице.

Но спортсмены не жалуются. Не обращают внимания ни на мошкару, ни на запах навоза — куда от этого на конюшне денешься? Вот лонжа не помешала бы — чтобы страховать при отработке акробатических элементов. А вообще, им просто не до жалоб — тренировки и соревнования, соревнования и тренировки. Может, поэтому новгородцы регулярно появляются среди призеров национальных состязаний — чемпионатов, первенств и Кубков. В 2014 году наш Георгий Варфоломеев в составе российской сборной участвовал во Всемирных конных играх...

Командный стиль

Из чего состоит успех вольтижера? Один он с конем не сможет ничего без лонжера — этот человек управляет лошадью с помощью корды (лонжа) — длинного повода — и бича. Звучит устрашающе, но на самом деле это всего лишь длинная палка с такой же длинной тонкой верёвкой на конце, которой лонжер без необходимости махать не будет.

Именно он отвечает за правильное поведение коня на арене — животное должно двигаться в нужном аллюре и с нужной скоростью. В новгородском клубе в роли лонжера обычно выступает Татьяна Михайлова. Но бывает, и сами вольтижеры, поочередно передавая друг другу корду.

Но главная проблема новгородских вольтижёров в том, что соревновательные программы им приходится создавать самим. Точнее — вместе с Татьяной Михайловой подыскивают новые элементы. Сказать, что это трудно, — ничего не сказать.

Вольтижеры выступают с обязательной и произвольной программами. Каждая длится ровно минуту, и за это время нужно успеть исполнить весь набор необходимых элементов, демонстрирующих растяжку, гибкость спины, силу рук... В программе должны быть динамические элементы: сальто, колесо, кувырок и другие — и статические, когда нужно удержать свое тело в нужном положении в течение четырех секунд. Еще одно требование: упражнения следует выполнять на всех частях тела лошади — шее, спине и крупе, и в разном направлении — направо, налево, по ходу движения животного и, наоборот, вверх и вниз головой. Судьи оценивают, сколько точек опоры использует вольтижер. Чем меньше, тем выше его мастерство.

Из спорта в спорт

Почти все вольтижеры в ермолинском комплексе пришли сюда из спортивной или художественной гимнастики и акробатики. Валентина Морма тренировалась во Дворце спорта, но с детства обожала лошадей, освоила премудрости конной езды и однажды получила приглашение от Татьяны Михайловой. У Екатерины Воронцовой, перебравшейся в Ермолино из «Манежа», мама — тренер по конному спорту, и однажды вольтижер победил в ней художницу. Самая юная новгородская вольтижёрка — Диана Кононова, всего несколько месяцев назад появившаяся в Ермолине (подруга привела), начинала с акробатики.

— Нам была очень нужна маленькая и легкая верхняя спортсменка для групповых упражнений, — рассказала Екатерина Воронцова. — И мы нашли её в «Манеже».

Увидев диктофон, Диана моментально теряется, опускает глаза — слова не вытащишь. А только в разговор вступают взрослые, незаметно соскальзывает со скамейки и через несколько секунд оказывается на деревянной лошади, крутит-вертит что-то в воздухе. Еще через несколько минут видим не менее эффектную картинку — Диана ведет под уздцы Реверсию. Тоненькая девочка ростом раза в три ниже своей длиннохвостой напарницы! Но та послушно вышагивает рядом.

Кстати сказать, начинающим вольтижерам долго не разрешают садиться на коня. Первым делом они учатся ухаживать за животным — мыть, чистить, собирать и разбирать, то есть надеть и снять вальтрап и гурту. Привыкают к коню, а конь — к ним.

Конечно, для вольтижировки готовят благонравных, спокойных лошадей — в основном ганноверской, тракененской породы или русских тяжеловозов. Но хвостатые очень не любят, когда человек подходит к ним сзади, — запросто могут лягнуть. А у вольтижеров один из обязательных элементов — соскок со стороны хвоста. Поэтому, по словам Татьяны Михайловой, на животных моложе пяти лет выступать запрещено. Однако и с воспитанным конем нужно уметь себя вести.

— Они чувствуют человека, — говорит Екатерина Воронцова, — и если он побаивается, начнут вредничать — не будут слушаться. Поэтому нужно сразу показать — не конь тобой будет управлять, а ты — им.

Вместо эпилога

По итогам Кубка России Валентина Морма получила право участвовать в чемпионате Словакии — на нем, по регламенту, пройдет отбор участников чемпионата Европы. Впервые новгородским вольтижерам представился шанс пробиться на соревнования такого уровня.

Однако Реверсию в Словакию не отправишь — слишком дорогое удовольствие. Новгородка будет выступать на незнакомой лошади, и поэтому вместе со своей наставницей они приняли решение несколько упростить программу. В этом случае медали — не главная цель. Важно получить международный соревновательный опыт. Тем более в Словакии, одной из супердержав в спортивной вольтижировке.

Фото Владимира МАЛЫГИНА