50 лет назад в Новгороде открылась школа бокса
1 октября 1966 года по решению областного совета добровольного спортивного общества «Труд» в Новгороде начала свою работу специализированная детская спортивная школа бокса. Её создателем и первым старшим тренером был переехавший сюда из Ленинграда Борис Михайлович Егоров. Боксом в Новгороде занимались и раньше. Но на любительском уровне в клубах. Егоров сумел вывести своих воспитанников на всесоюзный уровень.
Пройдя череду реорганизаций, школа бокса стала отделением в сегодняшней детско-юношеской спортшколе № 4. О новгородском боксе тогда и сейчас — наш разговор с её директором Владимиром СИРУКОМ.
— Владимир Фёдорович, вы за годы работы в спортшколе собрали немало архивных справок и документов. Поняли, почему у Егорова созрел тогда такой замысел?
— Он был мастером спорта по боксу. Закончил институт физкультуры в Ленинграде. И у него была цель — посвятить себя спорту. Спортшкола отличается от клубной работы. Это более масштабный охват детей, присвоение спортивных разрядов, подготовка резерва для сборной страны... И надо сказать, что амбициозные планы Егорова сбылись. Были успехи и на государственном уровне, и за рубежом. В 1968 году учрежден знаменитый турнир памяти Александра Невского категории А.
На момент открытия новгородская школа бокса насчитывала 14 учебных групп! 220 учащихся! Здесь работали очень сильные тренеры. Помимо Егорова, который, к сожалению, очень рано ушел из жизни, Василий Михайлович Турков. Его в Новгороде и сейчас помнят и уважают. Сергей Алексеевич Пишенин, который в прошлом году вышел на пенсию.
Сначала зал был на Суворовской. Потом школа переехала в здание, принадлежавшее Новгородской областной федерации профсоюзов, где до сих пор и работает. В ноябре 1993 года принято решение о передаче школы на баланс городской администрации.
— Неприятно говорить об этом накануне юбилея, но мы уже забыли, когда боксёры ДЮСШ-4 радовали нас громкими победами.
— Сейчас в боксе спад. Почему? Трудно сделать однозначный вывод. Возможно, причина в тренерском составе, который не может довести спортсменов до высокого уровня. В последние годы наши воспитанники очень редко выполняют нормативы кандидатов в мастера и мастеров спорта. Уровень подготовки такой, что и на соревнования вывозить особо некого.
— Что мешает?
— Да, наверное, ничего. База у нас прекрасная. За четыре с половиной года, что я работаю здесь директором, мы провели большой ремонт. Огромное спасибо администрации города и спонсорам. Что было до того? В окнах — щели в палец шириной, один накопитель в душевой, поэтому воды на всех не хватало. Но нам удалось везде поставить стеклопакеты, установили второй накопитель, сделали косметический ремонт в раздевалках, закупили боксерские мешки, настенную спортивную подушку, лапы, шлемы, перчатки.
Есть другая проблема — нехватка средств для выездов на соревнования и сборы. Хотя и это не преграда. Было бы кого возить — нашли бы деньги. Может быть, это и неправильно, но похожая ситуация и в других видах спорта. Почти в таких же условиях — наши отделения по вольной и греко-римской борьбе. Но результаты там другие. Призеры, победители первенств России, Европы, мира, международных турниров...
Я очень уважаю наших тренеров. Знаю, какой это вдохновенный, тяжелый труд! Надеюсь, что новгородский бокс всё-таки возродится.
— А что с молодыми кадрами?
— Финансовая политика такова, что молодые кадры на эту работу не сильно стремятся. Зарплата зависит от результатов выступления спортсменов и наполняемости групп. К примеру, если сейчас в школу придет начинающий тренер и проведет набор — группу из 15—20 человек — будет получать зарплату тысяч семь. А ему нужно работать с детьми пять-восемь лет, чтобы довести их до уровня кандидата в мастера спорта.
— А если две группы?
— Максимум около десяти тысяч. Набрать большее количество групп невозможно. Во-первых, у тренера должна быть определенная нагрузка. Во-вторых, возможности спортзала ограничены. Вот если бы зарплата начинающего тренера была около 20 тысяч — нормально.
В нашей школе есть тренеры, зарплата у которых больше, чем у меня. И это здорово! И правильно! Но это на отделении вольной борьбы, где много кандидатов в мастера спорта. Для таких результатов нужно пахать. И эти тренеры знают, на что идут. Знают, что у них нет ни выходных, ни проходных, нет лета, отпуска, потому что в это время они ездят со спортсменами на сборы. Как правило, за лето детишки расслабляются и перестают заниматься. И, чтобы осенью они вернулись в спортшколу, нужно суметь удержать их. Например, один из наставников отделения бокса — Виктор Сергеевич Иванов — активно занимается с детьми. Даже в свой выходной — в рамках физкультурно-оздоровительных занятий. К сожалению, не все тренеры так работают. И получается, что мы отчисляем тех, кто перестал ходить на занятия или отстает...
— Движение по кругу...
— Пополнение вроде бы идет, но расти-то должны результаты! Пополнять нужно группы начальной подготовки, а спортсмены учебно-тренировочных групп работают уже на результат.
Наверное, тренировки должны быть такими, чтобы дети с интересом на них шли. Должна быть дисциплина. Еще один наш тренер — Андрей Дмитриев (отделение вольной борьбы. — Авт.) — очень жестко работает со спортсменами. И дети это понимают. Если вместо сборов взрослые везут летом ребёнка на море, на соревнования такого борца вряд ли возьмут. Ведь тренер годы тратит на его подготовку!
Или, например, Олег Марков, еще один тренер отделения вольной борьбы (его воспитанница Надежда Соколова — неоднократный победитель и призер первенств мира. — Авт.). Человек заинтересован в результате. Занял свою нишу, нашел учениц. И пашет...
— Возможно ли пригласить опытного и сильного тренера в боксёрский коллектив? Чтобы он повел за собой коллег.
— Если бы у нас была возможность доплачивать ему из внебюджетных средств, но увы... Премия — да, но каждый месяц гарантировать солидную прибавку к заработку такому специалисту я не могу. Те деньги, которые мы сегодня зарабатываем, расходятся на нужды спортшколы. Канцтовары покупаем на внебюджетные средства, компьютеры ремонтируем — тоже. Краски купить — только на внебюджетку. Так что на счету остается ноль целых ноль десятых.
— В последние годы в областном центре взялись за развитие хоккея. Сейчас идет набор мальчишек в футбольную школу на «Электроне». Туда утекают и потенциальные воспитанники отделения бокса?
— Скорее конкуренцию нам составили частные спортивные клубы. Там есть не только тренажерные залы, но и помещения для бокса, смешанных единоборств. Да, там нужно платить за тренировки, но дети идут. Шикарные условия, современное оборудование... И нет таких жестких требований к тренерскому составу, как в спортшколе.
— Несколько лет назад в Новгороде была с помпой открыта школа бокса Николая Валуева. Она сначала находилась в структуре ДЮСШ-4, сейчас — в системе подростковых клубов «Алые паруса». Две школы — это конкуренция. Вроде бы это должно стать толчком для роста результатов?
— Мы каждый год проводим турнир памяти Бориса Егорова. Приглашаем Юрия Софьина (тренер школы бокса Николая Валуева. — Авт.), его воспитанников. Но бывает, что он и не приходит.
— А что произошло с турниром памяти Александра Невского? Есть у него будущее?
— Он еще в 1984 году перестал быть мастерским и сейчас проходит на юношеском уровне. Чтобы вернуть ему категорию А и приглашать взрослых боксеров, нужно сначала подготовить таких спортсменов, а у нас даже кандидатов в мастера спорта не хватает.
— В первую очередь в развитии бокса должна быть заинтересована профильная федерация. В каких отношениях школа с её руководством?
— Мы обсуждали с представителями федерации необходимость возрождения турнира памяти Александра Невского. Я предлагал проводить семинары для тренеров. Готов дать свои деньги, найти спонсоров, чтобы отправить кого-то из педагогов в Петербург на учебу. И это не пафос! Но никому ничего не надо!
30 сентября в 16.00 в ДКМ «Город» пройдет торжественное мероприятие по случаю 50-летия спортивной школы. Руководство ДЮСШ-4 приглашает ветеранов бокса, выпускников, воспитанников и их родителей на праздник.
Фото Владимира МАЛЫГИНА, из архива ДЮСШ-4