Понедельник, 23 декабря 2024

Редакция

Братская поддержка

Павел знает, что Александр не позволит ему упасть во время элемента

Фамилия акробатов Андреевых стала всё чаще появляться в новостях

В прошлом году воспитанники акробатического отделения спортшколы «Манеж» братья Павел и Александр выиграли бронзу чемпионата страны. Месяц назад взяли серебро на этапе Кубка мира в Бельгии. А потом вновь стали третьими на национальном чемпионате.

Верхний и нижний

Главное оружие родственного дуэта — вольтижное упражнение. Ни одна мужская пара в России не исполняет вольтиж с таким уровнем сложности. В композицию новгородских спортсменов включены три сложнейших акробатических элемента.

— Один элемент — два винта по рукам — одна мужская пара исполняет, — говорит Александр АНДРЕЕВ. — А вот два других — два винта угол и двойной твист с поворотом — никто.

При исполнении двух винтов по рукам нижний акробат подбрасывает верхнего, а тот должен сделать два полных оборота в воздухе и приземлиться точно в руки нижнего. Два винта угол — еще более сложно. Верхний подбрасывает нижнего, и тот делает одновременно два оборота вокруг своей оси и два сальто. Во время исполнения двойного твиста с поворотом нижний бросает с рук верхнего, и спорт-смен в воздухе делает сначала поворот на 180°, затем — два сальто, снова половину оборота и приземляется на пол.

Опасный арсенал... И дается он братьям непросто, учитывая, что разница в росте у них небольшая.

Кстати, появление этих сложнейших элементов в программе спортсменов — результат политики российской федерации спортивной акробатики и лично старшего тренера сборной Владимира Гургенидзе. Её основная идея: российские акробаты на международном помосте должны быть на голову выше соперников. Для этого нужно владеть самыми сложными, рискованными — так называемыми бонусными — элементами, за которые можно получать дополнительные баллы.

Примечательно, что по таким законам наша сборная живет последние четыре года. В 2013 году мы вернулись к хорошо забытому старому — бонусные элементы когда-то уже использовались в российской команде, но потом от этой практики ушли. И это почти сразу сказалось на выступлениях акробатов.

— В результате на международных турнирах наши спортсмены стали выступать на одном уровне со своими конкурентами, — говорит тренер новгородских акробатов Наталья ПЛАТОНОВА. — Этого было мало для победы.

Кроме того, в России на внутренних турнирах система судейства отличается от зарубежной. На международных соревнованиях спортсмены после выступления в квалификации, где выполняют балансовое, вольтижное и комбинированное упражнения, в финале начинают всё с нуля. Оценки, полученные в отборочном раунде, не учитываются.

Дома всё иначе. Баллы, набранные в квалификации и финале, суммируются. Это значит, что спортсмены не могут расслабиться ни на миг и надеяться в решающей стадии наверстать то, что не получилось на предварительном этапе.

— Это помогает тренерскому штабу отбирать спортсменов, которые умеют выступать стабильно и результативно, — поясняет Наталья Платонова.

Поиски баланса

Если своим вольтижным упражнением братья могут по праву гордиться, сказать то же об их балансовой композиции, к сожалению, нельзя. По уровню сложности она уступает вольтижу.

— Баланс у нас такой же, как у всех, — признает Павел. — Большинство соперников его исполняет.

Александр не скрывает: у него не хватает силы удержать младшего брата на вытянутой руке над головой. А ведь нужно не просто держать — для усложнения исполнения в таком положении нижний спортсмен должен двигаться: сесть на пол, растянуться в шпагате. Верхний тоже должен менять положения тела.

В чем причина? В том, что братья не один год не могли тренироваться полноценно. Паша учился во вторую смену в школе, Александр — в колледже в первую. На тренировку, которая из года в год в «Манеже» стартует в половине четвертого, младший опаздывал на целых пару часов. Братьям оставалось каких-то два часа.

В спортивной акробатике говорят так: вольтижное упражнение — трудолюбие тренеров, балансовое — трудолюбие спортсменов. Разница в том, что вольтиж, наполненный опасными элементами, можно тренировать только в зале, где акробата страхует тренер.

Баланс можно оттачивать не только в зале, но и в домашних условиях. Для этого спортсмены используют деревянные или металлические стоялки. Они занимают немного места и имитируют руки и плечи нижнего. У каждого акробата, мечтающего об успехе, такие дома есть.

Есть стоялки и у братьев Андреевых. И каждое утро — за исключением воскресных — спортсмены после небольшой подкачки отрабатывают на них элементы балансового упражнения. Александр помогает Павлу удержать равновесие.

Но братья признались, что раньше не были такими сознательными спортсменами. Утренние тренировки шли туго. Бывало, что роль наставника исполняла мать, поднимавшая спавших сладким сном сыновей из постели.
Сейчас — по-другому. Маме не приходится будить дисциплинированных отпрысков. Теперь она просыпается от споров, которые периодически начинаются между братьями, если кто-то что-то делает неправильно.

— Значит, вам нужно подкачаться? — спрашиваю у Александра.

— Нужно, — кивает. — Только после четырех часов тренировки уже не хочется никуда идти. А я ведь еще и тренером работаю...

— Сейчас догнать соперников очень трудно, почти невозможно, — продолжает Наталья Платонова. — Но мы можем взять другим — техникой, артистизмом, хореографией. Например, судьи высоко ценят, когда яркие моменты программы совпадают с музыкальными акцентами.

Акробатическое наследство

Как раз этим братья Андреевы и занимаются сейчас. Комбинированное упражнение акробаты и их наставники будут менять почти полностью, делая его более выразительным.

Кстати, с хореографией спортсмены на ты. В «Манеже» они семь лет тренируются. До того братья провели больше пяти лет в танцевально-акробатической школе «ТАШ». Так что в спорт пришли с наследством.

— У нас были хорошие растяжка и прыгучесть, — вспоминает Александр. — Но о парно-групповой работе мы ничего не знали.

Андреевых тогда сразу поставили в пару — нет ничего надежнее братского доверия. Павел знает, что Александр не позволит ему упасть во время элемента.

Хотя на последнем чемпионате России спортсмены заставили за себя волноваться. После исполнения балансового упражнения были четвертыми, а по итогам квалификации — шестыми. «С медалями уже попрощались», — вспоминают братья.

Что случилось? С вольтижом — на удивление! — не смогли справиться. Александр во время упражнения переступал, что строжайше запрещено, а Павел согнулся. В комбинированном спортсмены сошли с элемента — Павла повело, и Саша не удержал равновесие. Считают, что расслабились.

— Мы всё можем сделать чисто и красиво, — считает старший брат. — Но очень многое зависит от настроя. Видимо, его и не хватило.

Через две недели Андреевых ждут чемпионат страны в отдельных видах упражнений, где они снова смогут блеснуть своим вольтижом, а затем, без передышки — еще один этап Кубка мира в Швейцарии. Им снова предстоит искать и найти равновесие.

Фото Владимира Малыгина