Воскресенье, 24 ноября 2024

Елена Кузьмина

Отцы и сыновья

Боровичские мотогонщики берут новые высоты

12-летний боровичский мотогонщик Елисей ОРЕШКИН выиграл II этап международного кубка по суперкроссу Adrenalin Arena Kids Cup в классе 65 куб. см. Гонка прошла в местечке Сымерпалу в Эстонии на Adrenalin Arena, крупнейшей в Европе крытой арене для мотокросса. Елисей стал первым в квалификации, а затем выиграл оба заезда. По итогам двух этапов боровичанин занимает первое место. Всё идёт к тому, что Елисей повторит результат 2016 года и станет победителем кубка.

Первый «мотик»

Юный гонщик не снижает планку результатов с тех пор, как пришел в мотоспорт. Только повышает. А как еще? Если на мотоцикле сидит с пяти лет. Такая судьба у парня — мимо мотокросса он никак не мог пройти. Отец Елисея — мотогонщик Александр Орешкин — с малых лет возил сына с собой на соревнования. А они в мотокроссе едва ли не каждые выходные. То Питер, то Москва, то Кириши, то Пенза... Как тут не втянуться?

Первый «мотик» будущему спортсмену привез друг отца и тренер боровичского мотоклуба «Вираж» Алексей ЦХАЙ. Не игрушечный — кроссовый. На первую гонку в Боровичах, которые и сегодня остаются одним из основных центров мотокросса в России, Орешкин-младший вышел, когда ему было шесть. Через два года стал восьмым на дебютном чемпионате России. Очень неплохо, учитывая, что в его классе тогда выступали около 40 мальчишек. В девять лет стал чемпионом Северо-Запада.

Сегодня в копилке юного мотогонщика — золото чемпионата России в классе 65 «кубиков», серебро неофициального чемпионата мира среди детей турнира Master Kids во Франции в классе 50 куб. см, бронза уже упомянутого Adrenalin Arena Kids Cup 65 куб. см в 2015 году. И это не весь список. Может возникнуть подозрение, что Елисей эти гонки щелкал, как орешки, без особого труда. Но это не совсем так. А точнее, совсем не так.

— Мотокросс развит по всему миру, на Западе это один из самых массовых видов спорта, — рассказывает Алексей Цхай. — Но и в России конкуренция очень сильна. Правда, не за счет большого числа гонщиков, а благодаря высокому качеству подготовки спортсменов. Технически они вооружены лучше.

В Боровичах, например, есть сразу три трассы. Одна жесткая, известная многим — Бобровские горы. Она нужна для подготовки к гонкам на каменистом, гористом рельефе. Еще одна — песчаная. Третья — тренировочная, с множеством элементов и трамплинов — позволяет выполнять высокие прыжки. Спортсмены взлетают на высоту до 40 метров. Агрессивный стиль езды уже стал визитной карточкой боровичан.

Отец за сына

Но не только в этом кроется разгадка успехов Елисея. Да и не только его. Орешкин — не единственный из боровичан, кто добился успеха на национальном и международном уровнях. У Сергея Богданова — бронза чемпионата России по суперкроссу в классе 85 куб. см, у Глеба Антонова — по золоту чемпионата Северо-Запада в суперкроссе и мотокроссе (65 куб. см). В такой компании всегда идет борьба за лидерство, которая и выталкивает вперед сильнейших. Но главная сила боровичан — это их отцы.

Елисей Орешкин оседлал мотоцикл в пять лет

— Я бы и рад уже отказаться от мотокросса. Все дела заброшены, дача стоит недостроенная, — в сердцах бросает Вячеслав Антонов. Кстати, именно он построил ту самую тренировочную трассу. — Но как? Это ведь как наркотик. Особенно если ребёнок хорошо выступает. Да и чем займусь, если бросим? Нечем! И с тренером повезло. Он всё знает — расточит, заточит, форсирует...

Но инструменты в руки приходится брать и папам. А кто отмоет мотоцикл после гонки? Кто позаботится, чтобы сын хорошо «заправился» и не вышел на старт голодным? Кто успокоит и поможет встать, если гонщик свалился с мотоцикла? Кто сделает массаж? Кто даст денег на покупку нового «коня», а если своих нет, найдет спонсора? Кто подскажет, как лучше войти в поворот на разбитой трассе?

Отец Глеба Антонова и вовсе «оттюнинговал» для сына минивэн, превратив его в дом на колесах — с кухней, двумя кроватями и отсеком для перевозки мотоцикла, который перед выездом по-отечески укутывают в матрасы. Сюда же помещается бочка с водой, чтобы между заездами технику можно было быстро отмыть от налипшего песка. Иначе гонщик не оторвет мотоцикл от земли.

И, конечно, всеми этими амплуа свободно владеет Алексей Цхай.

— Мне как-то приходилось с одним спортсменом и уроки делать, — вспоминает он.

Так что не будет преувеличением говорить, что мотокросс в Боровичах, как и по всей России, держится в большей степени на широких родительских плечах. Но, к счастью, не только их. Техникой боровичанам помогает региональное отделение ДОСААФ. Поддерживает и Мотоциклетная федерация России. К примеру, Елисей, член молодежной сборной страны, пользуется транспортом, приобретенным на средства МФР.

«Австрийцы» и «японцы»

Правда, чтобы получить такую возможность, пришлось не один год покупать мотоциклы на свои кровные и спонсорские. На деньги от продажи старого «двухколесного друга» покупали новый. Правда, каждая следующая покупка обходилась дороже — Елисей переходил из класса в класс, и мотоцикл становился больше, тяжелее и быстрее.

Можно только догадываться, о каких средствах идет речь. Технику боровичане предпочитают приобретать в Австрии или Японии. Она надежнее, легче и эргономичнее. Запчасти тоже из-за рубежа. Елисей сейчас ждет подвеску из Голландии. В среднем стоимость мотоцикла для детей и подростков колеблется в районе 100 тыс. рублей. На сезон хватает двух «мотиков». Один — для тренировок, второй — для гонок.

А еще хорошо бы приобрести технику на класс вперед, чтобы заранее начать подготовку к переходу на новый уровень. Елисей, выступающий сейчас в классе 65 куб. см, уже тренируется на «австрийце» с объемом двигателя 85 «кубиков», хотя выступать в этом классе начнет только через год. И судя по всему, ему будет чем удивить своих соперников.


Фото Владимира Малыгина