Вторник, 05 ноября 2024

Елена Кузьмина

По ту сторону медали

Родители не должны ставить под сомнение авторитет тренера. Выбрали наставника – доверяйте ему

Порой дорога на пьедестал почёта лежит через кабинет психолога

Роль психолога в региональном да и в отечественном спорте недооценена. Кто-то стесняется обратиться за такой помощью, кто-то считает, что решит проблему и без специалиста. Особенно когда речь идёт о юных спортсменах и их родителях, тренерах, уверенных, что лучше, чем они, никто не поймёт ребёнка. А вопросов хватает. Что делать, если спортсмен не хочет тренироваться, сильно переживает провал, излишне самоуверен? Порой без поддержки профессионала не обойтись. Об этом мы и поговорили с Мариной СМЫСЛОВОЙ, психологом-педагогом Новгородского областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

— В каких случаях нужна помощь спортивного психолога?
— Ребёнок в спорте, даже если это не командный вид, всё равно находится в команде — он тренируется вместе с ровесниками. Значит, будут и внутренняя конкуренция, и стремление к лидерству или, по крайней мере, желание быть не хуже сверстников. Этого хотят и родители.

В то же время нередко даже тренеру трудно правильно воспринимать все личностные особенности спортсмена, он может не знать нюансов личной жизни ребёнка. Например, тот сильно переутомился в школе после серии контрольных и недостаточно выкладывается на тренировках.

Не всегда родители, тренер, находясь внутри ситуации, способны посмотреть на неё со стороны. А спортсмену неудобно признаться в своих проблемах ни сверстникам, ни наставнику, ни родителям. Он опасается, что это воспримут как его слабость, боится не оправдать возложенных на него надежд. Приходится носить негатив в себе, а это до добра точно не доведёт. В таких случаях и нужна помощь психолога. Чаще всего дети раскрываются во время общения — потребность высказаться слишком велика.

Ещё одно направление сотрудничества психологов и спортсменов — подготовка к соревнованиям или совместная работа после них, когда атлет не может осознать, что всё позади и пора уже расслабиться.

Не скажу, что родители спортсменов часто к нам обращаются. Да и тренеры тоже. Но такие случаи есть.

— Можете привести примеры?
— Как-то к нам обратились родители спортсмена, которому приходилось терпеть обидные шуточки своих товарищей по команде. Смеялись над его плавками, хотя это был лишь повод. Истинной причиной было то, что он был меньше всех в команде. Когда это стало понятно, удалось убедить тренера поддержать ребёнка, повысить его статус — не навязчиво, но достаточно регулярно поощрять его, отмечать успехи, выбирать ребенка в качестве показывающего то или иное упражнение. Это помогло ребёнку почувствовать себя уверенно.

— А если тренер откажется выполнять рекомендации психолога, расценит это как вмешательство в его работу?
— Первый, к кому обращается родитель, это тренер, а наставники в большинстве своём люди думающие. Важно показать им, что мы работаем на общий результат. Специалист-психолог не ставит под сомнение авторитет тренера, он помогает спортсмену. Когда тренер видит в психологе помощника, ещё один ресурс для достижения цели, то недоверие и сопротивление уходят.

— Как происходит общение психолога и спортсмена?
— Всё то, что обсуждается на приёме с ребёнком, останется между ним и специалистом. Родителям психолог дает рекомендации, но без пересказа того, что услышал от спортсмена. Ни намёка! Иначе ребёнок уже не то что психологу, но и вообще взрослым перестанет верить.

— Но как дать рекомендации взрослым, не нарушая тайны общения?
— Во-первых, если родители с ребенком обратились к психологу, значит, у них существует проблема, причем самостоятельно они ее решить не могут. Это первый шаг мотивации услышать и выполнить рекомендации. Кроме того, в ходе консультирования родителей задача психолога четко определить, что без изменений со стороны окружения — я имею в виду родителей, их установки, реакцию, высказывания, — сам ребёнок тоже не изменится, а значит, проблема останется. Родителям важно помнить, что рекомендации — не универсальное средство, не всегда быстродействующее.

Часто родители берут на себя роль тренера. И спортсмен не понимает, кого он должен слушать: отца или наставника. Если уж выбрали наставника, доверяйте ему.

— О да, папы хоккеистов, футболистов злоупотребляют этим.
— Каждый родитель переживает за своего ребенка, видит его победителем. Это совершенно естественно. Зачастую папы и мамы переживают проигрыш сильнее, чем сам спортсмен. Но необходимо задуматься, помогут ли излишние эмоции ребенку или отвлекут его? Если родителю сложно совладать с переживаниями, то он должен постараться не делать это проблемой ребенка.

— Что делать, если ребёнок победил и если проиграл?
— Победе родители могут в полной мере радоваться и гордиться своим ребёнком. Поражение — большой удар для спортсмена, тем более юного. Если взрослые жестко реагируют на проигрыш, вряд ли ребёнку станет легче. Надо выдержать паузу. Хочет плакать, пусть порыдает. Даже если это мальчик. Не надо стыдить парня, говорить, что мужчина не плачет. Важно создать условия, чтобы ребёнок мог выплеснуть эмоции: покричать, пошвыряться подушками в конце концов... Только после того как он успокоится, можно обсудить то, что произошло. Например, подумать о том, какие позитивные выводы можно сделать из неудачи, чему она научила.

Как-то пришлось видеть, как грамотно сумел сделать это один из наших тренеров. Его воспитанник проиграл, расстроился, швырнул кроссовки... Мол, больше я ни ногой в спортзал. Наставник на это сказал: «Я в 10 лет только начал заниматься спортом, а ты уже заканчиваешь. Молодец!». Фраза вернула всё на свои места. Жизнь на этом не заканчивается.


Фото Владимира МАЛЫГИНА


Марина СМЫСЛОВА:

— Даже у внешне уверенного в себе человека может быть много страхов. Трудно давать универсальные советы на все случаи жизни, но если мы посмотрим на чувство страха со стороны, то поймём, что оно зачастую заставляет нас преодолевать трудности, двигаться вперед.