Новгородский яхт-клуб отметил своё 120-летие
Любая регата начинается вовсе не у буйков на открытой воде, где яхты стартуют. Всё начинается на берегу, когда спортсмены «вооружаются» — выносят свёрнутые в рулоны паруса, разворачивают, устанавливают карбоновые мачты, проверяют оснастку... Плеск воды перекрывает отчётливый шуршащий звук — это раньше паруса делали из натуральных тканей, а сейчас используют более прочные синтетические. Под этот шорох одна за другой лодки отчаливают и подставляют парус ветру.
Так же в Великом Новгороде началась и юбилейная Ильменская парусная регата, одна из старейших детских регат в России. Она прошла уже в пятидесятый раз и собрала 130 юных спортсменов из Санкт-Петербурга, Пскова, Ленинградской, Самарской, Ярославской и Новгородской областей. Судьи определяли победителей в восьми классах яхт.
Юбилей регаты совпал с другой круглой датой — 120-летием создания первого яхт-клуба в Великом Новгороде. Так что выбора у нас не осталось, и мы отправились в Юрьево (Новгородский район), где на берегу небольшой гавани уже несколько десятилетий работают новгородская парусная школа и яхт-клуб.
За фунт масла и флакон духов
Первый яхт-клуб в Новгороде был создан в 1898 году. Сначала он находился на Екатерининской набережной около кремля, недалеко от нынешнего пешеходного моста. По словам Алексея ФЕДОРУКА, председателя областной федерации парусного спорта, по-настоящему морским тот новгородский яхт-клуб назвать было нельзя. К примеру, для измерения дистанции яхтсмены использовали пешеходные версты, а не традиционные морские единицы определения скорости и расстояния — узлы, кабельтовы, мили. Да и добраться из Новгорода до моря было непросто — путь для яхт на Волхове преграждали Велецкие пороги, где глубина составляла всего полметра. Пришлось бы выходить на сушу и тащить судно волоком. Как ранее это и делали купцы для доставки товаров.
Но 2 января 1899 года приказом по Морскому ведомству были утверждены кормовой флаг и вымпелы для судов Новгородского яхт-клуба — белые флаги с прямым синим крестом и гербом Новгородской губернии в крыже. Членство в яхт-клубе было платным. Каждый его участник должен был иметь свое судно.
Поначалу яхтсмены проводили соревнования нерегулярно, и гонки носили скорее развлекательный характер. Но в 1914 году в Новгороде появился ещё один яхт-клуб — в пику аристократическому в него входили только представители простых семей. Между клубами началось соперничество.
После октябрьской революции, к 1921 году, в Новгороде остался только один — «пролетарский» — яхт-клуб. В тот год его члены приняли участие в губернской олимпиаде, и затем гонки стали проводить регулярно. Учитывая тяжёлое положение с продовольствием, на заседании комитета яхт-клуба было принято решение учредить съедобные призы — фунт масла, сахара, конфет. Женщин награждали флаконом духов.
От «Ньюгорода» до Ньюпорта
В годы войны и послевоенное время новгородцам, конечно, было не до яхтинга. Разрушенный в боях город восстанавливали, поэтому парусная жизнь возобновилась только в конце 50-х. По мнению Федорука, иначе и быть не могло. Если есть вода, появится и тот, кто захочет выйти на волну под парусом. И он появился.
— Война высекла многих специалистов, и через некоторое время после Победы в Советском Союзе решили всерьёз заняться подготовкой кадров для армии, авиации и флота — появился ОСОАВИАХИМ, — рассказывает Алексей Федорук. — Так, в Новгороде создали его отделение — морскую школу, одним из воспитанников которой стал Станислав Матковский. Потом он организовал секцию парусного спорта. Её штаб-квартирой была небольшая каютка на колёсном теплоходе «Калинин».
Про таких, как Матковский, сегодня говорят «пробивной». Он начал добиваться строительства яхт-клуба, который видел только в самостоятельном плавании, отдельно от ОСОАВИАХИМа. Новгородец пользовался поддержкой масс — приходил в обком, горком, исполком вместе со своими подопечными. Мальчишки заполняли кабинеты, коридоры. Попробуй отказать таким. И в апреле 1962 года в Юрьеве прошло официальное открытие яхт-клуба, директором которого стал Станислав Матковский. Он же в 1968 году стал и инициатором проведения Ильменской парусной регаты. Гонка пережила все экономические кризисы, круг участников то редел, то снова расширялся, но за всю её полувековую вахту регату ни разу не отменили.
Примечательно, что первым на высоком волховском берегу появился эллинг, и только потом — здание администрации. Затем рядом построили ещё один эллинг. Парусная секция просуществовала здесь до 1996 года, когда на базе яхт-клуба создали новгородскую спортивную школу по парусному спорту. Сейчас просто спортшкола № 3.
С тех пор здесь почти ничего не изменилось. Разве что эллинги, да и административное здание требуют ремонта. Но у причала на мелкой ильменской волне жизнеутверждающе покачивают мачтами 20 яхт. Все они — крейсерские, то есть способны преодолевать самые большие океанские расстояния и сопротивляться самым сильным ветрам.
— Считаю, что наша база в Новгороде — и сегодня лучшая на Северо-Западе, — убежден Федорук.
И это он, конечно, не только о просторных мастерских, где можно работать и зимой, и летом, административном корпусе с радиорубкой и кают-компанией, но и — самое главное! — об Ильмене. Новгородское озеро хоть и неглубокое, но даёт яхтсменам разгуляться. Федорук, участвовавший в трансатлантическом плавании, знает в этом толк.
— Здесь любая роза ветров — от слабых до довольно крепких, много воды. Можно тренироваться и на больших килевых яхтах, — говорит яхтсмен. — Все условия для того, чтобы заложить основы мастерства хождения под парусом. Ни в Питере, ни в Москве такого места вы не найдёте. Кроме того, после строительства Волховской гидроэлектростанции наша главная артерия стала полностью судоходной и связывает нас со всеми другими водоёмами, вплоть до океанских.
И связывает крепко. В 2007 году Федорук на яхте «Фасон» совершил одиночное плавание через Атлантический океан — из Великого Новгорода до Ньюпорта (США) с единственной остановкой в Санкт-Петербурге. В мае 2008-го снова на «Фасоне» дошел из Великого Новгорода до Плимута (Англия), откуда отправился в одиночную парусную гонку по Атлантике к Азорским островам (Португалия), успешно финишировав в Прайя де Виктория на острове Тейсера центральной группы Азоров. Оттуда новгородец вышел на Ньюпорт, но попал в шторм, яхта перевернулась и потеряла мачту. Федорук дошёл на аварийной мачте до американских берегов, чтобы там оставить «Фасон» и вернуться в Россию самолётом. В 2009 году новгородец прилетел в США, чтобы подготовить яхту к возвращению домой. На этот раз плавание яхтсмена-одиночки было благополучным. Сейчас он ремонтирует яхту «Аида», чтобы когда-нибудь снова стартовать на ней. И кстати, благодаря Алексею мы можем свысока смотреть на стоящий на большом морском перепутье Санкт‑Петербург, где пока нет ни одного яхтсмена, совершившего трансатлантическое плавание.
Жизнь и судьба «Оптимиста»
Но Федоруку хочется говорить о другом. Например, сказать спасибо членам новгородского яхт-клуба, в прошлом воспитанникам парусной школы, благодаря которым у сегодняшних спортсменов есть и лодки, и паруса. Они создали внебюджетный фонд спортшколы, запасы которого и расходуют на покупку новых плавсредств. Бюджетных средств на пополнение «парка» не хватает, а самая маленькая и простая лодка класса «Оптимист», с которой все начинают учиться парусному спорту, стоит 250 тыс. рублей. Чем выше класс, тем больше цена. Артем Иванов, 17-летний воспитанник спортшколы, один из перспективных новгородских яхтсменов, вице-чемпион России, воспитанник опытнейшего тренера спортшколы Юрия Воробьева, гоняется в национальном классе «Луч-Радиал». Такая лодка обойдётся в сумму около 700 тыс. рублей.
По словам отца Артёма Олега ИВАНОВА, сын в этом году поступил в университет имени Лесгафта на отделение парусного спорта и станет первым профессиональным яхтсменом в семье. Без родительской помощи это было бы невозможно.
— Большую часть времени в году Артём проводит на соревнованиях, в школе месяцами мог не появляться, приходилось нанимать репетиторов, — рассказывает отец спортсмена. — Так что у нас было, как в известном анекдоте: «В этом году на море мы не поедем, в этом году на море поедут наши репетиторы». Но и в тех случаях, когда нам всё-таки удавалось выбраться на море, это были соревнования, на которые мы ездили вместе с сыном. И это здорово, что в спортшколе нам не приходится платить ни за паруса, ни за лодки.
Но обновлять новгородский флот нужно регулярно. В среднем и яхта, и парус служат спортсмену один год: парус постепенно растягивается, а лодка начинает терять ходовые качества. Как пояснила заместитель директора парусной школы Дарина СПИЦИНА, через мелкие царапины, сколы, которые неизбежно появляются после гонок, корпус начинает «брать воду», становится более тяжелым. В спортшколе ему продлевают жизнь — подклеивают. Но и это не выход. Каждая новая «заплатка» увеличивает вес плавсредства, а значит, делает его менее послушным в управлении.
Живая вода
Сейчас в парусной школе занимаются 77 спортсменов. И в идеале у каждого должна быть своя лодка. Но яхтсменам приходится делить друг с другом около 30 яхт различного класса. Часть из них годится только для тренировок, часть являются выездными — для соревнований. Но спортсмены не только не жалуются, но ещё и медали выигрывают.
Про Артёма Иванова мы сказали. Скажем и об Андрее Куликове, который в прошлом году выиграл первенство России в классе «Зум-8», после чего был включён в состав молодёжной сборной страны. Его напарник по школе, теперь тоже студент университета им. Лесгафта Никита Коровин занял второе место на Кубке страны в классе «Луч-Радиал». Кстати, Коровин и Иванов приобрели в прошлом году яхту, отремонтировали и теперь выходят на ней в Ильмень.
— Так что я очень надеюсь на то, что парни здесь тренируются не только и не столько для медалей, — говорит Федорук. — Яхтинг — это больше, чем просто спорт. Это жизнь, философия, кругосветные путешествия, вода, солнце, воздух... Не зря в древности говорили, что люди делятся на живых, мертвых и тех, кто в море. Тысячи семей бродят по океанам из страны в страну — вода не разъединяет людей, а соединяет. При всем развитии научно-технического прогресса на одном моторе вы до Америки не дойдёте. Если только на лодке не установлен небольшой атомный реактор, а такого пока не изобрели. А на парусе можно! И доходят.
Алексей ФЕДОРУК:
— На Ильмене любая роза ветров — от слабых до довольно крепких, много воды. Можно тренироваться и на больших килевых яхтах. Все условия для того, чтобы заложить основы мастерства хождения под парусом. Ни в Питере, ни в Москве такого места вы не найдёте.