или С какими сюрпризами пришлось столкнуться новгородскому гребцу Егору Грачёву на первенстве мира
После возвращения из Токио домой новгородский гребец Егор Грачев сменил легкий спортивный костюмчик на зимнюю куртку — на родине зябко. Не по-японски. Ещё несколько дней назад в столице Страны восходящего солнца, где в прошедшие выходные завершилось юношеское первенство мира по академической гребле, это самое солнце обжигало в буквальном смысле слова. 35-градусная жара выматывала, но российской четверке удалось сберечь силы для главной схватки и завоевать бронзовые награды.
— Хотя в нас никто особо не верил, — признался Егор, являющийся в своем экипаже загребным, фактически — командиром. — Кроме родственников и тренеров, конечно. (Юрий Якимов в Великом Новгороде и Юрий Кравченко в юношеской сборной страны. — Прим. авт.).
Причины для опасений были вескими. В мае экипаж Егора Грачева стал третьим на первенстве Европы. Снова выйти на пик спортивной формы в августе было очень непросто. Тем более в российской команде, где, по признанию спортсмена, перед континентальным первенством гребцов выводили на максимум возможного. Но парни во главе с их наставниками смогли снова найти в себе силы.
Удар по горлу
Однако после прилета в Токио их ждал неприятный сюрприз. Даже два. Первый — погода. Все знали, что в Японии будет очень жарко и влажно. Поэтому российские гребцы готовились к старту во Владивостоке, где тоже влажно, но прохладно.
— В первый день в Токио было еще ничего, а на второй вышло солнце, и жара сразу «ударила по горлу», — рассказал Грачев. — Выходишь на улицу с таким чувством, как будто заходишь в комнату, которую давно не проветривали, а в ней ещё и жарко.
Между тем многие соперники россиян готовились к первенству мира именно в Японии. Немцы, к примеру, приехали за несколько недель и успели акклиматизироваться.
— Нашей команде, видимо, средств на сборы в Японии не хватает, — предположил новгородский гребец. — Мы прилетели за три дня до начала соревнований.
Второй сюрприз произошел с гоночной лодкой. Российская команда заранее арендовала спортивные плавсредства в Японии, но на месте выяснилось, что лодка для грачевского экипажа гребцам не подходит по весу. Пришлось пару часов ждать, пока найдут замену. Это время можно было потратить с большей пользой. Правда, в результате поисков спортсменам предложили лодку, которую фирма-производитель заранее доставила в Японию для участников Олимпийских игр, которые пройдут в Токио в 2020 году.
— Плюс, по крайней мере, в том, что нам предложили абсолютно новую лодку, на которой до этого никто не катался, — рассказывает Грачев. — Уж не знаю, гребцы какой страны будут на ней гоняться на Олимпиаде, но в этом нам повезло.
Чаще всего юношеской сборной приходится выступать на лодках, которыми пользовались их напарники из основного состава команды. Обычно им уже по нескольку лет. Это как автомобиль с пробегом. Вроде бы, выглядит как новый, но это только видимость. Лодки, уже побывавшие не в одной гонке, теряют свою жесткость, а значит, и ходовые качества.
Секундное дело
Российская четверка во главе со своим загребным уже в квалификационной гонке доказала, что умеет правильно реагировать на сюрпризы — не обращать на них внимания. Экипаж стал третьим в своем заезде, показав третье время дня, и попал в полуфинал. При том, что временной разрыв между участниками старта был небольшим — шесть лодок пришли с разницей в две секунды. Совсем не похоже на первенство России, где даже в финале соперникам можно привезти шесть секунд. На первенстве мира каждый может обогнать каждого.
— Полуфинал — самая сложная гонка, — говорит Егор. — Все рвутся в финал. Зубами вгрызаются.
В полуфинале четверка заняла третье место, получив право биться за медали первенства в финале. А там всё сложилось по-иному.
— Мы стартовали очень резво, я даже удивился, — признался спортсмен. — Но подул встречный ветер, и уже на первой пятисотке я заметил, что средняя скорость падает. Половину дистанции с немцами шли по носам, были то вторыми, то третьими.
Экипаж несся, сохраняя силу единого кулака. Грачев контролировал темп, Ковальский и Ковалев — «моторное отделение» — держали скорость, не отставал первый номер Гаевский. Россияне пришли к финишу бронзовыми призерами, уступив немецкому экипажу, занявшему первое место, и итальянцам, у которых серебряные медали. Не хочется думать о том, каким мог быть результат, если бы россияне готовились к первенству мира, как и их соперники, в Японии, но трудно выкинуть эту мысль из головы.
— Да, бронзовые медали первенства мира — первая такая награда для меня, но я почему-то не чувствую особой гордости, — делится мыслями Егор. — Хотя, конечно, мы — молодцы. Радуюсь, что за бронзовые медали нам должны присвоить звания мастеров спорта. Очень надеюсь, что получится сохранить наш экипаж. Мы ведь в таком составе совсем недавно. По-моему, мы умеем быть командой. Иногда, конечно, ссоримся, не без этого, но, как и все друзья, сразу миримся. В Японии, к примеру, было немного свободного времени, чтобы погулять, страну посмотреть, но никто не пошел — лучше отдохнуть. Сон и еда — отличный способ восстановить силы. Мы знали, зачем приехали на первенство мира, и каждый хотел добиться общей цели.
Радуются бронзе и в спортшколе «Олимп», где Грачев начал занятия академической греблей, и в областном Центре спортподготовки, в состав которого входит 17-летний спортсмен. Но у Егора между тем новые заботы. Спортивные, конечно. Через несколько дней первенство России в Москве, а значит, он снова выйдет на старт.