Вторник, 05 ноября 2024

Елена Кузьмина

Он сказал: «Оп!»

Егор должен уметь чувствовать не только лодку, но и напарников, лиц, которых он не видит

Фото: из личного архива Егора Грачёва

Гребец, бронзовый призёр первенств Европы и мира Егор Грачёв — о том, каким местом нужно чувствовать лодку

Турнирный сезон у гребцов завершен, но вернуться к теме можно. И даже нужно. Конкретно — к успехам новгородского академиста Егора Грачёва. Он в этом году добавил в свою копилку бронзовые награды первенства Европы и мира в составе четверки парной. Это первые медали спортсмена с международных стартов. Верим, что не последние. Всё-таки Егор — продолжатель большой спортивной династии.

Прадедушка спортсмена сам Евгений Михайлович Морозов, основатель гребной школы в Великом Новгороде. Прабабушка — Наталья Морозова — тоже занималась академической греблей. Как и дедушка Александр Морозов. Отец Александр Грачёв — байдарочник.

Но родители, по признанию гребца, на него не давили и в спорт не тянули. Сначала отправили заниматься плаванием — спину укрепить. О серьезных тренировках речи не шло. Но в 13 лет Егор увидел по телевизору соревнования по академической гребле. Чемпионат мира.

— Мне понравилось, — вспоминает Грачёв. — И папа предложил попробовать. Решили выбрать «академию».

В «Олимп» к олимпийцу

Хоть отец Егора занимался байдаркой, но посоветовал сыну пойти по «академической» линии к тренеру спортшколы «Олимп» Юрию Якимову, обладателю серебряных наград Олимпиады-1976 в Монреале.

Поначалу Егор звезд с неба не хватал. Бывало, что и пропускал тренировки. Нормальная история для 13-летнего пацана, который пока сам не понимает, чего хочет. Но потом «начало получаться», и Грачёв втянулся.

Могло ли быть иначе? Когда почти вся семья — в спорте и разговоры о затратах энергии, проблемах с захватом весла, включении двуглавой мышцы и многом другом не прекращаются не только на тренировках, но и дома. А в расположении юношеской сборной страны его подготовкой руководит ещё один наставник — Юрий Кравченко. И теперь Грачёв подкован и технически, и теоретически.

За четыре года тренировок он понял, как считает, главное: нужно слушать тренеров, но проверять их рекомендации на практике. Гребет ведь не тренер, а спортсмен.

— Надо слушать себя: мешаю я себе или нет, какие мышцы включаю? Надо слушать лодку, как она движется, не торможу ли я её. Как говорит мне тренер, лодку надо задницей чувствовать, — рассказывает Егор. — Конечно, есть уже утвержденная техника, но можно добавлять что-то своё. У всех — свои фишечки. Поэтому и я гребу так, как мне лодка подсказывает. Это нормально — спортсмен должен работать на себя и свой инвентарь.

Про задницу — это не просто слова. Вес современных гоночных лодок может быть разным. В среднем — от 14 килограммов. И Егор, как, впрочем, и все гребцы, отсидевшие на слайде (сиденье в лодке) тысячи тренировочных часов, способен почувствовать даже небольшую прибавку в весе своего плавсредства — какие-то 300–400 граммов.

Кстати, за свои «бронзовые» выступления областное министерство спорта сделало гребцу своеобразный подарок — новенькую гоночную лодку. Её уже заказали в Италии, и спортсмен получит плавсредство в следующем году перед началом тренировочных сборов для отбора на первенство Европы. Так что лодка будет самая современная.

Пацаны выбрали

Почти сразу после начала тренировок Грачёва определили в загребные.

— Посадили и посадили. Пацаны выбрали, — со скромной гордостью говорит Егор. Он явно не настроен говорить об этом.

Сидеть на загребе — одинаково почётно и сложно. Загребной должен успевать многое: рулить, следить за темпом, скоростью, соперниками, определять стратегию гонки, давать сигнал, когда напарникам нужно добавить. Во время тренировок загребной — фактически второй тренер. На берегу команда вместе с основным наставником, но на воде он не всегда может быть рядом в нужный момент.

Так что Егор должен уметь чувствовать не только лодку, но и своих напарников, лиц которых он, напомним, не видит, так как сидит впереди.

— Но я всегда чувствую, когда и кто именно из них не попадает в темп, — рассказывает Грачёв о своей команде.

Если экипажу нужно добавить, Грачёв кричит напарникам только одно короткое слово: «Оп!». Короткое для того, чтобы энергию не тратить. Силы нужно беречь для борьбы. К примеру, на первенстве мира в Токио Егор это «оп» говорил примерно каждые 100–150 метров на двухкилометровой дистанции. Не ускоришься — отстанешь. Отстанешь — придется догонять. Догонять — труднее всего. Значит, «оп».

— Нужно выжимать из себя всё. Можешь не можешь, а делай, — говорит гребец. — Люди делают меньше 40 процентов от того, на что способны. Самого себя не убьешь. В крайнем случае, организм даст сигнал, человек просто потеряет сознание. Пока пульс есть — значит, можешь. Просто надо перебороть в себе эту неуверенность.

Здоровее всех

Почему Егора командировали на ответственные старты не в одиночке, а в экипаже? Спортсмен говорит, что сам принял такое решение. Свой результат в одиночке во время отбора на первенство Европы — 7:11 минуты — он пока не считает достаточно высоким для того, чтобы выйти на старт в таком качестве на больших международных соревнованиях. Хотя в сборной это был лучший результат.

— Чтобы выступать в одиночке, нужно быть здоровее всех, — разъясняет он. — Чтобы выступать в экипаже, тоже нужно быть здоровее всех, но здесь помогает командный дух. Ради команды человек может сделать то, на что не способен в одиночке.

Командный дух гребцы укрепляют не только на тренировках и в гонках. Во время отдыха — тоже. За просмотром фильмов в кинотеатре, во время прогулок, походов в аквапарк. Сейчас, когда сезон позади, все четверо созваниваются по нескольку раз в неделю. Это помимо переписки в соцсетях.

Показательная деталь. Если кто-то из гребцов проспал тренировку — редко, но бывает — все ждут своего напарника, чтобы на канал явиться всем экипажем. Если медали выигрывать всей командой, то и на тренировку опаздывать — тоже, чтобы потом дружно получить нагоняй от тренера.

— Четверым-то легче получать, чем одному, — мудро рассудил Егор.

* * *

Сохранится ли экипаж Грачёва в том же составе в новом сезоне? Всё покажут выступления парней в одиночных заездах следующей весной. Пока спортсмены набираются сил для новых стартов: ходят в качалку, бегают кроссы, катаются на лыжах, упражняются на гребных тренажерах. Как говорит Егор, со спортивной формой, как с финансами, — если не накопишь денежку, то и не потратишь.

*Егор Грачёв 17-летний воспитанник спортшколы олимпийского резерва «Олимп», мастер спорта по академической гребле, член Центра спортивной подготовки Новгородской области, член российской сборной по академической гребле, живет и тренируется на базе спортинтерната «Спарта». Бронзовые медали первенства Европы и мира завоевал в составе парной четверки — с ростовчанином Владимиром Гаевским, нижегородцем Виктором Ковалевым и калининградцем Александром Ковальским.