Понедельник, 25 ноября 2024

Анна Мельникова

Победить себя

Спортсменка Анна Семёнова первой в Новгородской области начала развивать адаптивное тхэквондо.

Фото: из архива Анны СЕМЁНОВОЙ

Тренер Анна Семёнова из Великого Новгорода проводит для детей с аутизмом занятия по адаптивному тхэквондо

Мастер спорта Анна Семёнова почти десять лет тренирует детей в Великом Новгороде в тхэквондо. По худощавому телосложению молодой женщины, внешне больше напоминающей ученицу старших классов, трудно предположить, что она — обладательница чёрного пояса. А год назад Анна зарегистрировала некоммерческую организацию (НКО) и открыла экспериментальную группу по адаптивному тхэквондо для детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Идея фикс

Сама Анна пришла в секцию тхэквондо, когда ей было 12 лет. По её же собственному признанию, поздновато для данного вида спорта. К этому возрасту активная фаза развития гибкости молодого организма заканчивается. И всё же природная пластичность вкупе с огромным желанием тренироваться в итоге помогли ей состояться как спортсменке. Поэтому сейчас уже как тренер она объясняет родителям: у ребёнка, которому меньше десяти лет, проблем с растяжкой, необходимой для точных ударов, возникает гораздо меньше. Юным спортсменам старше 10 лет потребуется прилагать максимум усилий в упражнениях, чтобы увеличить эластичность мышц.

— Возможно, мой интерес к боевым искусствам появился на фоне просмотра боевиков, фильмов с участием Джеки Чана. Возникла идея фикс — получить черный пояс. В конце 1990-х годов Интернет ещё не был так доступен, и реклама о секциях в городе на глаза не попадалась. О том, что занятия по тхэквондо проводятся в одной из школ, узнала во дворе от своего друга. И с первой тренировки поняла, что хочу серьёзно заниматься этим спортом, — рассказала Анна.

Правда, секция буквально через пару месяцев закрылась в связи с переездом тренера в другой город. В семье, видя, как сильно расстроилась Анна, начали наводить через друзей и знакомых справки, где ещё в Новгороде занимаются тхэквондо. Так Анна оказалась среди учеников известного новгородского тренера Михаила Шахназаряна, президента Новгородской областной федерации тхэквондо.

Чёрный пояс — символ мастерства и экспертности в тхэквондо — она получила в 17 лет. Нужно было выдержать экзамен, состоящий из выполнения различных типов ударов — руками, ногами, локтями — и блокировок для защиты от нападений, а также из теории, включающей вопросы о философии тхэквондо, его истории, этике и правилах практики.

— В школе моими любимыми уроками были уроки физкультуры. Они всегда давались мне с лёгкостью. Но вот циклические виды спорта, с одними и теми же повторяющимися элементами, мне не особо нравились. Бегать бегала, но без удовольствия, — улыбается Анна. — Тхэквондо мне помогло преодолеть стеснительность, придало уверенности в себе. Чтобы победить в поединке, необходимо обладать определённой долей спортивной наглости. А моя робость мне мешала и в учёбе, и спортивной карьере. Поэтому я целенаправленно работала над тем, как от неё можно избавиться. На тренировках старалась встать в паре с более опытными, физически тяжёлыми спортсменами. Знала, что мне достанется. Но только так можно у соперника перенять какие-то его приёмы.

Чего стоят победы

Свои первые победы на даянге — напольном покрытии, которое используется для восточных единоборств, — помнит смутно. Но бои, благодаря которым она в 22 года стала мастером спорта, трудно забыть. Ими гордится сама Анна и её учитель. Известно, что достижения в спорте лёгкими не бывают. Зарабатываются призовые места через синяки и травмы. Слёзы, по словам Анны, если они вызваны у спортсмена эмоциями по поводу победы или поражения, оправданы. А вот если нежеланием трудиться на тренировках, то они недопустимы.

— Норматив на звание мастера спорта я выполнила на первенстве России, победить там тяжело, поскольку даже среди девушек большая конкуренция. Перед соревнованиями я сильно ушибла большой палец на правой ноге, а именно на него приходится основная часть ударов в тхэквондо. В травмпункт я не стала обращаться, поскольку тогда меня не допустили бы до медкомиссии первенства. О травме я сообщила тренеру уже на соревнованиях. Скорее всего, в пальце была трещина. С помощью пластырей, эластичных бинтов его зафиксировали. Я выиграла два боя, уже думала, что звание у меня. И тут подходит ко мне Михаил Михайлович Шахназарян с виноватым лицом и сообщает, что по новым правилам спортсмену присваивается звание мастера спорта, если он на состязаниях завоёвывает первое или второе место. А это означало, что мне предстояло выдержать ещё два боя. Полуфинал я выиграла, а в финале уступила, но звание всё-таки получила. Уже после боя расплакалась, но не от эмоций, а от нестерпимой боли.

После 11 класса Анна поступила в НовГУ на факультет физической культуры и спорта. Она была действующим спортсменом, и ей хотелось получать дополнительные знания. А о том, чтобы выбрать в качестве профессии тренерскую деятельность, задумалась уже после учёбы в вузе, когда ей предложили руководство секцией в школе № 14.

Она настолько втянулась в новое для себя направление, что захотела проводить занятия не только со школьниками, но и с малышами от трёх до пяти лет. Поскольку предоставленных администрацией школы часов было недостаточно для Анны, она нашла для аренды другой спортивный зал.

— Для меня большое значение имеют дисциплина и порядок. Люблю, чтобы весь инвентарь был разложен строго по своим местам, — призналась она. — Какой-то определённой тренерской методики у меня нет. К каждому человеку требуется свой подход. Мне важно, чтобы у спортсмена были не только достижения на соревнованиях, но и моральные качества: уважение к старшим, взаимовыручка. Мне бы хотелось, чтобы даже спустя много лет мои воспитанники вспоминали бы про меня с теплотой.

Для коммуникации и социализации

Два года назад к ней стали обращаться родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Просили молодого тренера включить их детей в секцию. Анна никому не отказывала, более того, началось её сотрудничество с новгородской общественной организацией «АутизмПобедим». В какой-то момент Анна поняла, что для реализации социальных проектов ей необходимо зарегистрировать собственную НКО.

В декабре прошлого года в «Школе тхэквондо ВТФ Семёновой Анны» открылась первая экспериментальная группа детей с РАС. Благодаря занятиям спортом удалось прежде всего снизить у них проявления нежелательного поведения. Видя результаты у своих воспитанников и заинтересованность у их родителей, Анна настроена развивать в Великом Новгороде адаптивное тхэквондо. Это бесконтактный спорт, где дети изучают блоки и удары, но не применяют их на практике в спаринговых боях. Спортсмены сдают аттестации на пояса, участвуют в инклюзивных тренировках, соревнованиях и сборах, тем самым улучшая не только свои физические возможности, но и социальные навыки.

В российском тхэквондо слово «адаптивное» начали активно употреблять с 2018 года. Специалисты по аутизму и иным ментальным нарушениям сходятся во мнении, что оно помогает улучшать моторику, навыки коммуникации.

— Для меня в проведении занятий для детей с РАС ничего сложного нет. Они приходят вместе с родителями. Но одно дело, когда они тренируются в общей массе, и совсем другое — в отдельной группе, — говорит Анна.

В июле её проект по продвижению адаптивного тхэквондо получил финансовую поддержку за счёт средств гранта Президента РФ на развитие гражданского общества. Это позволит как минимум десяти юным спортсменам с РАС улучшить физическую форму через быстрые и чёткие движения корейского боевого искусства.