Важнейшее из искусств как двигатель новгородской туриндустрии
Киносъёмками нас не удивишь. Великий Новгород и другие города региона то и дело становятся творческой площадкой для кинематографистов. Подсчитано: начиная с 1960 года в Новгородской области снято более 70 картин. И документальных, и игровых. Вот и сейчас в областном центре петербургская кинокомпания «Гамма-Продакшн» ведёт съёмки остросюжетного сериала «Морские дьяволы».
Однако в большинстве лент — за исключением документальных об истории Великого Новгорода — столица региона представала в роли кого угодно, но только не самой себя. «Играла» московские улочки в последней киноверсии «Войны и мира», в фильме о Распутине «Григорий Р.» — Сибирь, а в многосерийной ленте о Екатерине II Новгородский кремль стал Петропавловской крепостью.
Киношники увозили с собой колоритные кадры. Но что оставалось нам? Репортажи в газетах и на ТВ, воспоминания для артистов массовки, новый опыт для профессиональных новгородских актёров, которых почти всегда привлекают для съёмок в эпизодах. Приятно! Но мало. И с недавних пор отношения между новгородцами и кинематографистами принципиально изменились. Область вошла в число 10 российских регионов, где будут использовать хорошо знакомые западному кинопроизводству и пока ещё мало известные в России рибейты. Что это такое и с чем это едят?
Пойдём на уступку
Рибейт (от англ. rebate — скидка, уступка) — это возвращение части затрат, на которые пошла съёмочная группа в процессе создания фильма. Речь идёт от тратах на питание, проживание, транспорт, наём местных артистов, массовки — в общем, всё. Для создателей фильма это — возможность сэкономить деньги. Для региона, предоставляющего рибейт, — заработать на съёмках, предоставляя киношникам вышеупомянутые услуги, и — самое главное! — прорекламировать себя.
Кино уже давно используют как место для рекламы. За рубежом крупные мировые бренды договариваются об использовании своих товаров в новых громких премьерах. Самый яркий пример — фильмы о Джеймсе Бонде, где успешно рекламируют марки автомобилей, алкоголя, мужских костюмов. Но продвигать так можно не только товары. И территорию — тоже. Точнее, её туристический потенциал. Мы не знаем, получил ли Питер Джексон рибейт за то, что выбрал для съёмок своей фантастической саги про хоббитов «Властелин колец» Новую Зеландию, но то, что после премьеры тысячи туристов отправились оценить красоты этой страны, бесспорно. Хотя по сюжету дело происходило в сказочном Средиземье.
Реклама туристической привлекательности региона в фильме — пока новшество для России. Но это поправимо. В мае этого года правительство Новгородской области выпустило постановление, в котором утвердило порядок и условия выплаты субсидий — тех самых рибейтов — организациям кинематографии, решившим провести съёмки в нашем регионе. Чтобы рассчитывать на выплаты, они должны принять участие в конкурсе. Победителем станет дирекция той картины, которая наберёт наибольшее количество баллов по списку критериев отбора, а по сути — утверждённых приоритетных тем господдержки кинопроизводства в Новгородской области.
Нетрудно догадаться, что в приоритете — история региона и его основных туристических центров, древности, известные исторические персонажи, неразрывно связанные с областью, туристическая привлекательность и удобство географического расположения. Чем шире в фильме представлены приоритетные темы, тем больше баллов он наберёт. И не важно, в каком жанре его сняли: детектив, мелодрама, комедия или историческая киноповесть.
Проще говоря, если действие картины в соответствии с сюжетом будет разворачиваться в Великом Новгороде, это станет большим плюсом для кинокомпании. Если в кадре появятся кремлёвские стены, Ярославово Дворище или Юрьевский монастырь — ещё несколько баллов. А если кто-то из героев картины как бы невзначай заметит, что от Москвы до Великого Новгорода — каких-то пять-шесть часов на автомобиле, здесь есть уютные ресторанчики, а уха из ильменской рыбки — просто объедение, картина только повысит свои шансы на победу в конкурсе и получение рибейта. Кстати, довольно весомого — 20% расходов на производство фильма. Это средний размер подобных выплат, принятый во всем кинематографическом мире. Главное условие: получить скидку кинокомпания может только по расходам, понесенным при использовании услуг местного бизнеса — гостиничного, ресторанного, транспортного и т.д.
— Да, часть потраченных кинокомпанией средств регион возвращает, но на самом деле мы ничего не теряем, а только выигрываем, — разъясняет Владимир ВЕРБИЛО, министр культуры Новгородской области. — Если, скажем, кинокомпания потратила в процессе съёмок на услуги новгородских гостиниц, транспортников, оплату работы артистов, массовки 100 миллионов рублей, 20 из них она сможет вернуть в виде рибейта. При этом 80 миллионов она всё-таки потратит в Новгородской области. Это — доходы нашего бизнеса. Размер рибейта может быть и меньше, но кинокомпании в любом случае это выгодно. Новгородская область взамен получит шанс повысить свою туристическую и инвестиционную привлекательность. Помимо этого сотрудничество с кинокомпанией — это и возможность создания рабочих мест. Пусть и временных. К примеру, для картины «Блокада. Начало» необходимо было подготовить к съёмкам баржу, для чего кинокомпания нанимала новгородских специалистов.
Рюриковичи мы
В 2018 году в бюджете министерства культуры запланировано 20 млн. рублей на выплату рибейтов. Первый конкурс на их предоставление пройдет завтра, 12 июля. Заявки на участие в нём подали четыре фильма: документальная картина «Рюриковичи. История первой династии», уже упомянутые «Морские дьяволы», «Блокада. Начало» о Ленинграде в первые месяцы Великой Отечественной войны и сериал кинокомпании «Среда» Александра Цекало «Агентство три Б» про русских богатырей Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича.
Кинокомпании, помимо финансовых документов, подтверждающих расходы, представят подробную информацию о том, соответствуют ли их фильмы предлагаемым критериям. Комиссия после рассмотрения всех документов примет решение о выплате рибейта, и тогда, возможно, мы станем вторым российским регионом, где это произойдёт. Первопроходцем на этой нехоженой тропе стал в прошлом году Приморский край, выплативший рибейт за фильм с Данилой Козловским «На районе».
По словам Владимира Вербило, практику использования рибейтов можно и нужно развивать. К примеру, стоит задуматься о выплатах иностранным кинокомпаниям (пока на скидку могут рассчитывать только картины российского производства). Кроме того, в число получателей субсидии можно включить и анимационные компании. Исторический мультфильм — сегодня уже привычный формат.
— В 2021 году в нашей стране будут отмечать 800-летие Александра Невского, и в департаменте кинематографии российского министерства культуры уже обдумывают возможность создания мультфильма о великом полководце, княжившем и в Великом Новгороде, — рассказал Владимир Вербило.
Добрые лежачие полицейские
Рибейты — не единственная причина для кинокомпаний работать в Великом Новгороде. Помимо финансовых выгод, кинематографистам создают здесь максимально комфортные условия для творчества. Над этим работают представители созданной в прошлом году областной кинокомиссии, специалисты областного министерства культуры и управления информационной политики. За каждой съёмочной группой закрепляют новгородского сотрудника, к которому киногости могут обратиться с любым вопросом, касающимся организации съёмок, — от подбора массовки, обеда в кафе до предоставления фотографий так называемых локаций — потенциальных мест съёмок.
По словам директора сериала «Морские дьяволы» Михаила ВАВИЛОВА, Великий Новгород питерские кинематографисты выбрали не случайно. У города — несколько преимуществ: близость к Санкт-Петербургу, развитая инфраструктура, красивые места для съёмок. В случае с «Морскими дьяволами», герои которого — бойцы отряда специального назначения «Нерпы» — регулярно проводят свои операции на воде, это открытые водные пространства — Волхов и Ильмень.
Ещё одним плюсом стало наличие кинокомиссии — съёмки идут при поддержке правительства Новгородской области.
— Кинокомиссия организовала для нас встречу с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым, на которой он предложил всю необходимую помощь: разрешение на съёмки, содействие силовых структур — полиции и ДПС. Они организовали оцепление, чтобы в кадр не попала публика, которой нет в сценарии, — рассказал Михаил Вавилов. — Специалисты комиссии помогли подготовить обращение в мэрию, получить все согласования и проконтролировать исполнение распоряжения мэра.
Режиссёр картины Александр Картохин и исполнительница роли Багиры, одной из главных героинь «Морских дьяволов», Дарья Юргенс в один голос сказали, что Новгород — очень красивый и удивительно доброжелательный город, в который хочется вернуться. А Михаил Вавилов добавил, что даже лежачие полицейские здесь «какие-то добрые» в отличие от петербургских.
В питерских кинематографических кругах, по словам Вавилова, Великий Новгород уже приобрёл репутацию удобного и живописного места для работы. Примечательно, что в нынешней киноэкспедиции есть те, кто уже бывал здесь на съёмках предыдущих серий «Морских дьяволов», а также картины Александра Рогожкина «Перегон».
Получат ли «Морские дьяволы» рибейт? Детали сюжета в съёмочной группе не раскрывают, но известно, что Волхов в новых сериях будет Волгой, а значит, шансы фильма на скидку невысоки. В отличие от «Рюриковичей», где Новгород будет Новгородом. Но не будем гадать и дождёмся решения конкурсной комиссии.
Фото novreg.ru