В сентябре в школах региона начнут работать учителя новой формации
На днях Новгородская область первой на Северо-Западе официально присоединилась к программе «Учитель для России». Подписи в документе, подтверждающем это, поставили глава региона Андрей Никитин и председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо.
«Учитель для России» — программа государственно-частного партнёрства, привлекающая к преподаванию в школах лучших специалистов. Вот уже три года выпускники ведущих вузов России после прохождения дополнительного обучения отправляются работать в региональные общеобразовательные школы, в том числе расположенные в сельских районах, где особенно остро стоит проблема доступности качественного образования.
О том, чего не хватает современной системе образования, где преподавателю черпать вдохновение, о формировании актуальной картины мира у школьников рассказывает сооснователь программы Алёна МАРКОВИЧ.
— Алёна, не секрет, что недовольных современной системой образования много. Тех, кто готов что-то менять, гораздо меньше. Что стало стимулом для вас?
— Программа «Учитель для России» запустилась благодаря усилиям очень многих людей и организаций, я — только одна из них. Я работала в сфере образования, занималась разными социальными проектами и постепенно для себя поняла, что для меня важнее работать с простыми школами, в которые попадает большинство детей. Так я постепенно вышла на международную сеть «Teach for All», работающую в 48 странах мира. Суть модели в следующем: лучшие специалисты страны всех специальностей после тщательного отбора и профессиональной переподготовки минимум на два года становятся учителями в обычных школах, где от учителя до сих пор зависит очень многое в будущем ребенка. С одной стороны, программы развивают конкретные школы и регионы, где они работают, с другой — создают на национальном уровне сообщество талантливых специалистов со свежим взглядом на школу и желанием её развивать. Успех модели во многих странах вдохновил нашу сложившуюся в Санкт‑Петербурге небольшую команду запустить что-то подобное в России.
— И что выяснилось при переходе от теории к практике?
— Постепенно мы увидели несколько глобальных фокусов для нашей работы. Очень хочется, чтобы дети в школу не просто ходили, а чтобы они там действительно учились. Конечно, во всех школах ситуация разная, и не хочется обобщать. Но спросите себя: что вы взяли в свою жизнь из школьной программы? У нас распространена ситуация, когда ребёнок десять лет учит в школе английский язык, но так и не может говорить на нем, а ведь 10 лет — это большой срок. Второй момент — нужно, чтобы дети учились тому, что востребовано в современном мире. Получали не только знания, но и развивали в себе навыки и личностные качества, которые необходимы для самореализации и успешного трудоустройства. Третий важный момент не про результат, а про процесс: для нас важен школьный климат — то, как ребенок себя чувствует в школе. Подростковая среда агрессивна, и с нею нужно уметь работать. Далеко не во всех школах есть психологи, не все учителя подготовлены, чтобы справляться со сложными конфликтами между детьми, предотвращать травлю. И, наконец, всё вышеперечисленное должно быть доступно каждому ребёнку — в столице, областном центре или в небольшом городе, селе.
— Вы говорите правильные вещи, но как воплотить их в жизнь?
— На результаты влияет огромное количество факторов. Мы сфокусировались на одном из них и стараемся привести в школы как можно больше мотивированных и подготовленных учителей.
— Тогда чем принципиально отличается учитель, подготовленный по вашей программе, от обычного педагога?
— Мы не приводим в школу «других» учителей. Все педагоги хотят работать так, чтобы детям было интересно и полезно. Но у них очень часто нет технологий, практических инструментов, чтобы работать по-новому. Плюс нашей программы не только в том, что мы находим учителей и отправляем их работать в школы. А в том, что у нас есть интенсивная подготовительная программа и индивидуальное сопровождение каждого учителя-участника в течение первых двух лет работы в школе. На днях мы закрывали первую часть Летнего института — программы профессиональной переподготовки, которую должны пройти все наши учителя до выхода в школу. Люди четыре недели учились без выходных. Один из выпускников педвуза признался, что его впервые на практике, в интерактивном формате обучали, как нужно договариваться с детьми о правилах поведения на уроках, чтобы дети понимали, что это их правила, и разделяли их, как правильно давать инструкции.
— Другим учителям не обидно, ведь их так не готовят?
— Потребность в нашей программе есть и у работающих учителей, и мы призываем их становиться частью сообщества, заявку может подать каждый. Мы пришли к выводу, что лучше всего работают как раз комбинированные команды участников в школах — нужны и практикующие учителя, и свежая кровь.
— На территории России программа работает уже три года. Какие-то изменения заметны?
— Изменения очевидны: это живые интересные уроки, активная внеурочная деятельность, рост мотивации детей — они начинают участвовать в конкурсах, олимпиадах, конференциях, разрабатывать проекты, оставаться после уроков на необязательные кружки. Все наши учителя — сторонники гуманистической педагогики, они уважают личность каждого ребенка, и это позволяет им выстроить доверительный контакт с детьми. Да и отношение школ к программе изменилось. Мы прошли путь от осторожного недоверия до партнерских и дружеских отношений. К концу этого года программа работала с 51 школой, при этом ещё 27 хотели к нам присоединиться (не считая школ в Новгородской области). И в основном это образовательные учреждения, которые обращаются к нам по рекомендации коллег. Директора видят, что происходит в соседней школе, общаются с коллегами, делают выводы.
— Ваши учителя — молодые педагоги?
— Да, хотя у нас нет возрастного ценза. Отбор на участие в программе может пройти человек любых лет. Средний возраст наших преподавателей сейчас — 27 лет. И ими движет желание заинтересовать ребёнка, расширить его кругозор. Отсюда большое количество проектов из серии «Школа вне школы»: школьные обмены, школа выходного дня для адаптации детей-мигрантов, писательские клубы. В двух десятках наших школ заработали театральные студии благодаря проекту выпускниц «Через театр», причём постановки с детьми делают учителя физики, математики, биологии.
— Откуда ваши педагоги берут силы и время? Сверхзанятость учителя — это же общеизвестно!
— По российскому законодательству полная ставка педагога — 18 академических часов в неделю, потому что к каждому уроку нужно подготовиться, и у молодого педагога подготовка к уроку может занимать три-четыре часа. В реальности учителя работают в школах на 1,5–2 ставки, потому что остро стоит вопрос зарплаты. В итоге действительно получается чрезмерная нагрузка на педагога. У нас внутри программы действует ограничение — мы стараемся сохранять урочную занятость учителя в пределах одной ставки — 18 часов работы в неделю. Отсюда выкраивается время на «творческий подход». Стоит отметить, что наши педагоги очень мотивированы — в программу попасть сложно. Это многоступенчатый отбор. К тому же для большинства преподавателей это связано с переменами в жизни — человек чаще всего переезжает работать на новое место. Всё это придаёт силы.
— На что может рассчитывать Новгородская область?
— К участию в программе отобрано шесть школ. Они находятся в Великом Новгороде, Боровичах, Старой Руссе, в деревнях Взвад и Залучье Старорусского района и Перелучи — Боровичского. В перспективе рассматриваются еще две школы: в селе Перёдки Боровичского района и в Великом Новгороде. Семь учителей — участников программы определились с выбором. Они будут преподавать английский язык, русский и литературу, историю и обществознание, биологию и химию в четырех школах Новгородской области. А вообще, в новом учебном году в школы области выйдут на работу около 15 молодых преподавателей.
— Все педагоги приезжие?
— Пока да. Но наша идея в том, чтобы не только привозить специалистов, но и искать на местах неравнодушных лидеров, которые хотят развивать систему образования. На будущий год мы хотим, чтобы наша учительская команда наполовину состояла из новгородцев.
— Мы всё о педагогах. А как же сами дети? Не случается ли так, что мотивация и энтузиазм учителей разбиваются об инертность школьников?
— Я ни разу не видела ребёнка, который бы совсем ничего не хотел. Зато есть масса примеров, когда в некоторых школах дети искренне не понимают, зачем им учить тот или иной предмет. Ну вот, например, ситуация с тем же английским в небольшом городе или селе. Дети ни разу не выезжали за границу. К ним ни разу не приходил иностранец, их родители могут тоже не знать языка. Неудивительно, что в их картине мира необходимости в иностранном языке попросту нет. Наша задача — создать ситуацию, в которой ребёнок поймёт, что иностранный язык — это ресурс, причем не для поступления через 5 лет, а прямо сейчас — для решения каких-то интересных ребенку задач сегодня. Наша выпускница нашла выход и создала проект «Телетандем». Работая в небольшом городе в Воронежской области, она договорилась о партнерстве со школами в разных странах мира и стала устраивать телемосты между детьми. Так общение на иностранном языке стало для них частью жизни. Я считаю, что детям интересно всё. Надо только уметь их зацепить.
Фото Владимира МАЛЫГИНА
Павел ТАТАРЕНКО, министр образования Новгородской области:
— К нам с ознакомительным визитом уже приезжали два потока из числа участников программы «Учитель для России». Ребята были в школах Старорусского, Чудовского, Боровичского районов. Вообще, ориентируем их на сельские общеобразовательные учреждения, но есть желающие поработать и в Великом Новгороде. Что касается направлений, то в нашем регионе нехватка учителей математики, физики, русского и английского языков. Если говорить о социальном портрете участников программы, то это молодые люди и девушки до 27 лет, закончившие ведущие вузы России. Некоторые из них имеют опыт работы за рубежом. Но что самое главное — все они замотивированы на работу с детьми.