Вторник, 24 декабря 2024

Редакция

За барьером

В Волотовском районе круглосуточно работают пять постов

Несекретный режим волотовской трагедии

Африканская чума свиней (АЧС) и раньше не обходила стороной нашу область — единичные вспышки болезни появлялись в дикой природе, в личных подсобных хозяйствах. Но то, что произошло на комплексе «Новгородского бекона», в котором содержалось около 37 000 свиней, — трагедия российского масштаба. Что предпринято, чтобы не дать распространиться заболеванию, корреспондент «НВ» попытался выяснить в Волоте.

Досмотру подлежат

Как только мы проехали деревню Язвино, на дороге увидели скопление народа и техники. Оказалось, что здесь работает круглосуточный пост. Сотрудники полиции досматривают транспорт, идущий из Волота, чтобы никто не вез свинину или животных. Номера каждого автомобиля, данные владельца заносятся в журнал. Автомобили проезжают через дезбарьер, затем обрабатываются специальным раствором.

— Люди с пониманием относятся к этим требованиям, — говорит ветврач Шимской ветстанции Зоя ЩИБЕРЕВА, которая, как и другой ветврач этой станции Татьяна МАКСИМОВА, была командирована сюда в срочном порядке. — Работа эта важная и ответственная. Хотя дорога эта не относится к числу главных, в сутки по ней проходит около 400 транспортных средств, и все проверяются, подвергаются обработке.

В круглосуточном режиме работают еще 4 поста, таким образом, на всех дорогах, связывающих райцентр, осуществляется жесткий контроль. Как сообщила заместитель председателя комитета ветеринарии области Евгения ДАНИЛОВА, работа этих постов и другие проводимые мероприятия направлены на недопущение распространения АЧС.

В Волоте мы не заметили каких-либо признаков произошедшего ЧП. Люди спешили на работу, в магазины, молодые мамы с колясками прогуливались по улицам. Полное спокойствие.

— В жизни района «Новгородский бекон» играет важную роль, — говорит глава Волотовского района Александр ЛЫЖОВ. — С приходом этой компании у нас стало обрабатываться около 9000 гектаров ранее не использовавшихся земель. Были построены свиноводческий комплекс, мощный комплекс для сушки зерна. А это — новые рабочие места, поступления в бюджет. Сейчас на «Новгородском беконе» работают более 180 человек, значительная их часть — жители района. Ежемесячно компания перечисляет налога только в виде НДФЛ на сумму до 500 тысяч рублей. Поэтому случившаяся трагедия воспринята с болью жителями района.

В личных подсобных хозяйствах, попавших в зону заражения, содержалось 20 свиней

— Что будет с людьми, которые работали на свиноводческом комплексе?

— Этот вопрос администрацию волнует, но не могу я его задать в такой сложной и напряженной обстановке руководству «Новгородского бекона». Когда всё уляжется, думаю, что получим ответ. От себя могу предположить, что такая серьезная компания не станет разбрасываться опытными кадрами.

А поросёнка жалко

Когда был запущен в работу свиноводческий комплекс за деревней Волот, специалистами «Новгородского бекона», администрацией района, ветспециалистами проводилась работа, чтобы жители перешли на выращивание телят, овец, коз, домашней птицы. Это дало свои результаты: за последние годы численность свиней в хозяйствах разных форм собственности сократилась более чем на треть и сейчас составляет около 50 голов. Все они находятся в хозяйствах, значительно удаленных от Волота. А животные, которые были в первой угрожающей зоне, изъяты. По-разному встретили эти меры владельцы свиней. Так, не состоялся у нас разговор с фермером Юрием СПИРКОВЫМ.

— Я об этом и говорить не хочу, — рассерженно сказал он. — У меня были большие планы, надежды, и всё в одночасье рухнуло. Все свинопоголовье уничтожено. Что будет дальше, не знаю.

Впрочем, не все волотовцы так настроены, большинство отнеслись с пониманием к случившейся трагедии. В этом мы убедились, заглянув в первое попавшееся нам хозяйство.

— Я всю жизнь держу корову и поросенка, — рассудительно говорит ветеран труда Екатерина ИВАНОВА. — Простокваша, которая остается, сыворотка после того, как приготовила творог, идут поросенку. Еще даю оставшиеся кашу, суп, хлеб. Поэтому мне выгодно было их держать.

— А теперь что станете делать?

— Поплакала-поплакала, а сейчас слёз уже нет. Поросенок был тихий, хорошо ел. Весил за сто килограммов, думала, как наступят морозы, забить. Что-то — себе оставить, что-то — продать, деньги при моей скромной пенсии очень нужны. Да, видать, не судьба. Теперь буду другие виды скота держать, в их приобретении власти обещали помочь.

Как нам сообщили в администрации района, в первой угрожающей зоне в фермерских, личных подсобных хозяйствах находилось 20 свиней разного возраста и веса. Всех их изъяла специально созданная комиссия, составлены акты. Теперь владельцам животных выплатят по 98 рублей за каждый килограмм живого веса свиньи.

Ни шагу вперёд

На значительном расстоянии от свинокомплекса развернут карантинно-охранный пост силами МЧС России. Народа, техники много, но нет суеты, каждый занят своим делом.

— Работы ведутся круглые сутки, люди устали, но понимают важность проводимых мероприятий, — говорит председатель комитета ветеринарии области Людмила СУКАЧЕВА. — К сожалению, в стране многие регионы охвачены АЧС. В Калининградской области уже три недели борются с ней и до сих пор не справились. Нам важно не затягивать этот процесс, и мы это делаем. Мы хотим одновременно вывезти и сжечь всё поголовье.

Екатерина Иванова ещё не решила, кого она теперь будет выращивать — телёнка, козу или птицу

Людмила Семеновна со знанием дела рассказала, что делается в очаге африканской чумы свиней. Но журналисты — народ такой, им дай самим посмотреть, потрогать своими руками.

— Вы даже не думайте, что вас пропустят за красную ленту, — строго сказала она. — Туда заходят ветспециалисты, оставив здесь все вещи, даже мобильные телефоны. Там они работают в спецодежде, масках. Когда они оттуда будут выходить, то оставят там всю одежду, она будет сожжена, люди тщательно вымоются. Самое главное — не вынести инфекцию из очага. Строжайшей обработке будет подвержена и задействованная техника.

О серьезности и важности принимаемых предупредительных мер может свидетельствовать тот факт, что для того, чтобы избежать какого-либо контакта, проложена отдельная дорога, и по ней от комплекса к месту утилизации вывозят усыпленных свиней. К этой дороге даже близко подходить нельзя. Место, где будут уничтожены животные, по словам Людмилы Сукачевой, — это траншея шириной 3 метра, глубиной 5 метров и длиной 650 метров.

Получить более подробную информацию от находившихся здесь руководителей областных, федеральных служб не удалось. Чаще всего звучало: «Всё идет по плану, в рамках существующего законодательства». И всё же мы из своих источников выяснили, что в очаге в этот день работали 60–70 рабочих, специалистов. Было задействовано около 10 различных погрузчиков, вывозили животных пять «КамАЗов».

Эксперты с большой осторожностью оценивают гибель такого поголовья свиней, затраты на выполнение всего комплекса работ и недополученную выгоду почти в полмиллиарда рублей. Так это или нет, утверждать не станем. Поэтому мы обратились за разъяснением к генеральному директору группы компаний «Адепт» Геннадию НИСАНОВУ, в которую входит «Новгородский бекон».

— Пока называть какие-то цифры преждевременно, так как это сложная работа, — прокомментировал он. — Мы все анализируем, подсчитываем, и полагаю, через неделю представим вам полную информацию.

Фото автора