Суббота, 16 ноября 2024

Алина Бериашвили

Добро пожаловать отсюда

Школьникам в «Мармеладе» не все рады. Но куда они пойдут, если их выгнать?

Фото: Анны Мельниковой

Подростки тусуются в торгово-развлекательных центрах, и с этим ничего нельзя сделать

Разговоры о том, что новгородские школьники проводят слишком много времени в торговом центре «Мармелад», в социальных сетях, в кругу родителей и педагогов ведутся вот уже несколько лет. Кто-то этим недоволен, кто-то не находит в сложившейся ситуации ничего дурного. Однако если погуглить внимательно, станет ясно: подростки, проводящие своё свободное время в ТРЦ, — никакой не новгородский тренд, а общемировая тенденция.

На слуху прежде всего оказываются громкие случаи, Интернет пестрит сообщениями о погромах(!), устроенных подростками в Кентукки, Чикаго, Нью-Йорке… и у нас: в начале декабря 2018 года произошла массовая драка между подростками в саратовском ТРЦ, ранее, в апреле, толпа подростков жестоко избила двух мужчин в Великом Новгороде, у чёрного входа «Мармелада».

Впрочем, логика и здравый смысл подсказывают, что хотя такие чудовищные происшествия и получают большой общественный резонанс, но полной картины того, чем же занимаются подростки в ТРЦ (к большому счастью), не дают. Так чем же ещё они там занимаются?

Охрана бессильна

«Почему у вас тусят толпы поддатых матерящихся подростков? Катаются на лифтах, сидят просто так в зоне кафе. Ваше заведение совсем не следит за нарушением общественного порядка? Курят прямо на входе, хотя это запрещено антитабачным законом» — такое сообщение появилось в группе «Мармелада» в социальной сети больше двух лет назад и сразу же собрало огромное количество откликов в том же духе. Ответ от ТЦ звучал следующим образом: «Охрана неоднократно проводила беседы с подростками. К сожалению, это единственное, что мы имеем право сделать». Кажется, за прошедшее с тех пор время мало что изменилось.

— Курение у входа, повреждение имущества арендаторов, пронос спиртных напитков, разрисовывание стен в туалете, — без запинки перечисляет художества подростков управляющий ТРЦ «Мармелад» Роман СМИРНОВ. — Совсем недавно они разбили автомат, в котором можно выиграть игрушки. У наших охранников полномочий справиться с ними никаких нет, поэтому почти каждый день приходится вызывать наряд полиции. Такое ощущение, что эти дети живут сами по себе, ни родителям, ни школе до них дела нет.

В этом году на портале «Вечевой колокол» было размещено сообщение с просьбой установить в районе «Мармелада» пункт полиции. Просьба эта в числе других вопросов обсуждалась на консультативном совете при губернаторе.

— У нас есть пост, который находится на автовокзале, его наряду дополнительно разработан маршрут патрулирования, который включает в том числе и «Мармелад», есть участковый пункт полиции, который располагается на улице Химиков, — комментирует начальник УМВД России по Великому Новгороду Сергей МАКСИМОВ, — и я считаю, что подменять работу охраны торгового центра силами полиции нерационально. В ближайшее время мы планируем провести рабочую встречу с представителями охраны торгового центра и скоординировать совместные действия. Большинство конфликтов охрана могла бы решать своими силами.

Что касается сообщений охраны ТЦ о том, что их полномочия в отношении несовершеннолетних ограничиваются проведением беседы, то полномочия полиции в этом отношении немногим больше.

— Мы можем составить протокол и передать его на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, — добавляет Максимов.

Получается, что воздействовать на подростков, совершающих не слишком тяжёлые правонарушения, полиция может исключительно добрым словом. И думается, что подростки об этом прекрасно осведомлены.

Мармеладные дети

— *ля, у меня по литературе «два» будет.

— Настя, да хрен-то с ней, у меня и по русскому «три».

Я сижу на одном из круговых диванчиков на втором этаже «Мармелада» и внимательно вслушиваюсь в разговор сидящих у меня за спиной девчонок. Прежде чем присесть на диван и услышать этот диалог, я 30 минут тщетно слонялась по торговому центру в надежде увидеть тех самых наглых подростков, о которых мне рассказывали сотрудники ТЦ.

Уже и день превратился в вечер, и в ресторанной зоне занятой оказалась без малого половина всех столиков, а мне всё так и не встретился ни один подросток, впечатливший бы меня своим развязным поведением. Школьников, в основном — парней, действительно много, они жуют свои чизбургеры, иногда посмеиваются. При попытке заговорить с ними на вопросы отвечают односложно: «Поесть после школы зашли. А чё?», между собой говорят тихо, и подслушать их разговор, сев за соседний столик, не представляется возможным. Я уже собираюсь уходить, но на втором этаже центра спонтанно присаживаюсь на диван и слышу приведённый выше диалог о невпечатляющих успехах двух школьниц в области филологических наук.

— Мне от тебя почти ничего не надо, — раздаётся за моей спиной весёлый мальчишеский голос. — Кроме денег. У меня есть 14 рублей.

Откуда ни возьмись на наш диванчик обрушивается компания из пяти парней, с которыми Настя и её подруга, судя по всему, хорошо знакомы. Один из подростков залезает на диван с коленями, и получается, что он заглядывает через плечо девчонкам, а моего плеча касается рукавом. Впрочем, подростков присутствие чужого человека нисколько не смущает, а я делаю вид, что поглощена лентой Инстаграма и не разглядываю их юные лица.

— Дерьмовое было виски вчера, — сообщает кто-то, но не получает ответа.

— Пойдём, купим бухло, — не то предлагает, не то констатирует другой молодой басок.

— Хата нужна.

— У Сёмки есть хата.

— Чё за?

— Сёмка? Да этот, толстый… Ну, жирный, мелкий.

Парень, сидящий (вернее — стоящий на коленях) со мной плечом к плечу, встаёт и уходит к лотку с парфюмерией, расположившемуся в двух шагах от нашего диванчика. Он пшикает на пробники разными ароматами и относит девчонкам: «На, понюхай». Воняет тут теперь и правда знатно.

— О, уже 56 рублей, — сообщает тот же голос, что только что говорил о четырнадцати. — Пива купим.

— Чё ты купишь? В магазине нап**дим.

— Мы вчера из четырёх магазинов вынесли.

— Мы вчера виски пили.

Кто-то щелкает семечки. На светлый кафельный пол летит чёрная шелуха. Девушка, продающая парфюмерию, выходит из-за прилавка и ногами начинает отбрасывать подальше от себя эти чёрные плевки.

Вся компания, видимо, поняв, что больше 56 рублей им найти не удастся, встаёт и оказывается передо мной. Я смотрю на их лица. Девчонки красивые, с очерченными по моде широкими бровями, некоторые парни выглядят совсем как дети. Не взглянув ни на меня, ни на оставшуюся лежать на полу шелуху от семечек, они быстро удаляются. Навстречу им идут охранники, один, самый высокий и широкоплечий, школьник отделяется от толпы и жмёт охраннику руку:

— Здорово, братан.

Снова становится слышна новогодняя музыка, играющая в ТЦ. В пролёте между этажами «Мармелада» парит сразу парочка Санта-Клаусов, и верится в то, что чудо произойдёт и эти предпочитающие пиво двоечники как-нибудь перебесятся без особого вреда для своего здоровья и окружающих людей. Но это, как всегда, не точно.

Татьяна ЧЕРНЕВА, психолог:

— Проблема в том, что подростки проводят время в «Мармеладе»? Ко мне как к психологу обращаются родители, у которых дети проводят время за гаражами в районе «Волны» и на Торговой стороне. Вот это — проблема так проблема. На мой взгляд, то, что детей не выгоняют из торговых центров, — это хорошо. Потому что неизвестно, куда они пойдут, если их выгонят, может, за те же самые гаражи и пойдут. А там гораздо больше возможностей выпить и попробовать наркотики.

В «Мармеладе» всё-таки есть охрана, которая может сделать замечание, там тепло, там чисто, там безопасно. Мы много внимания уделяем потребностям маленьких детей, создаём для них игровые зоны, детские площадки, напоминаем, что торгово-развлекательные центры должны быть оборудованы пеленальными столиками, а вот о потребностях подростков задумываемся редко. Между тем им тоже нужны места, где они могли бы провести своё свободное время, качественно отдохнуть после школы, пообщаться с друзьями. Значит, в нашем городе таких мест недостаточно, раз дети предпочитают проводить своё свободное время в торговом центре. Конечно, не всегда подростки ведут себя культурно, не всегда родителям нравится компания, с которой они общаются, но самое последнее дело в такой ситуации — ругать и запрещать, обесценивать друзей своего сына или дочери. Ни к чему, кроме очередного конфликта, это не приведёт. Ситуации в каждой семье возникают разные, поэтому и универсальный совет дать не получится. Если вас тревожат отношения, которые у вас сложились со своим ребёнком-подростком, если вам не нравится, как и с кем он проводит своё свободное время, — обратитесь за помощью к психологу, чтобы не упустить еще больше времени.