Понедельник, 25 ноября 2024

Анна Мельникова

Точка опоры

Доверительные отношения между наставником и семьёй — одно из условий успешной реализации проекта «Точка опоры»

Фото: автора

В Любытинском районе проводят эксперимент по профилактике социального сиротства

В Любытинском районе запустили свою программу помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. «Трудная» — в большинстве случаев также означает неблагополучная, уязвимая, в ней семья не может в одиночку справиться со своими проблемами.

Маленькие мероприятия большого проекта

Проект по профилактике социального сиротства «Точка опоры» был придуман специалистами администрации Любытинского района. Летом 2017 года он победил в конкурсе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Грантовые средства — а это около одного миллиона рублей — помогли оснастить в районе творческие мастерские и спортивные секции оборудованием и инвентарём. В районном Доме культуры появилась творческая студия «Кудесники», где для её участников независимо от возраста теперь бесплатно будут проводить уроки лепки из глины.

Основными площадками для реализации мероприятий проекта, позволяющих обогатить социальный и культурный опыт детей из семей, которым требуется поддержка, стали Любытинский комплексный центр социального обслуживания населения и молодёжный центр «Импульс». Ребятишек водили на Робинзонаду, чтобы во время пеших походов они не просто смогли познакомиться с навыками туризма, но и научились работать в команде. Во время квестовой игры они получили знания об истории Любытина, посещали занятия иппотерапии на частной конюшне.

Игры, викторины, чаепития, встречи в спортивных и досуговых клубах — впрочем, не в их организации главная особенность проекта. «Точка опоры» — это своего рода социальный эксперимент, в котором над семьями с низким уровнем доходов, наличием обстоятельств, вызывающих риск того, что ребёнок может быть оставлен без попечения родителей, взяли кураторство наставники. Этому пункту проекта не нужно было финансового обеспечения, он потребовал более ценного — элементарного человеческого соучастия, неравнодушия, совета.

Наставник для взрослого

Светлана Владимировна ПАВЛОВА — ведущий специалист комитета образования администрации Любытинского района. У женщины есть муж, взрослая дочь, у которой уже своя семья. Как и полагается, после работы Светлана Владимировна спешит домой, чтобы заняться делами по хозяйству — нормальная, упорядоченная жизнь и с радостями, и с огорчениями. Но с недавнего времени на её попечении находится многодетная семья Юлии ШИШКИНОЙ.

— Конечно, наш проект рассчитан на детей. Однако понятно и другое, что у них есть родители, с которыми тоже надо работать и которым надо помогать, — объясняла она мне суть инициативы на пути к дому Юлии. — Среди наставников есть не только такие, как я, люди с педагогическим образованием, но и пенсионеры, и предприниматели. Для нас были организованы встречи с психологом, на которых перед нами поставили задачу — не решать за родителей их проблемы, а направлять их к тому, чтобы они сами могли найти выход из своей трудной ситуации. А Юлию я знаю давно, познакомилась с ней через её старших дочек-школьниц.

Дом в Любытине, где живут Юлия, её дети и супруг, — обыкновенная изба, в которой до сих пор не имеется пластиковых окон — признака хоть какой-то зажиточности. Вода — в колодце, тепло — от печки. В сенях на нас со всей щенячьей радостью набросился молодой пёс, кошка на лавочке на визит нежданных гостей даже ухом не повела.

У Светланы Владимировны была конкретная цель посещения семьи — во-первых, узнать, собрала ли Юлия необходимые документы для получения жилья социального найма, во-вторых, посмотреть, какая обстановка у неё дома.

Старшие девочки были в школе, младшая, семимесячная Вероника, сладко посапывала в кроватке. Муж Юлии Андрей несмотря на полдень всё ещё был не на работе. Его взъерошенные волосы и помятое лицо, без всякого сомнения, свидетельствовали, что сегодня он туда торопиться не собирается. Светлана Владимировна задала ему вопрос: «Почему?». Мужчина что-то буркнул и вышел из комнаты. Наставница больше эту тему не поднимала: в её работе основное — соблюдать в общении корректность, так её настраивал психолог на семинарах.

Грустный набор бед

В доме Юлии — скромно и чистенько. Самый ценный предмет в доме — телевизор, компьютера нет. Женщина соглашается поговорить, почему она не отказалась от помощи наставника, почему очутилась в ситуации, когда без посторонней поддержки ей не обойтись.

Из-за худощавого телосложения Юлии и не скажешь, что ей уже сорок лет. Родилась она в Ленинграде, окончила семь классов и отправилась торговать на рынок.

— Родители у меня были не ахти какие, меня старенькая бабушка воспитывала, — начала она рассказывать спокойным голосом. — Помню, в детстве всё нормально было. Мама моя даже школу с медалью окончила. Нас в семье трое детей было, в 90-е тяжело стало, вот мама и решила спиртным торговать, но из этого ничего хорошего не вышло, спилась. Когда заболела бабушка, нужны были деньги, поэтому мне и пришлось работать. Нет у меня никакого образования. И из родственников никого не осталось.

В 18 лет Юлия родила своего первенца, потом — второго сына. Первый супруг уговорил её продать комнату в коммуналке и перебраться в деревню. На полученные деньги купили дом в Репищах Любытинского района. С чем был связан переезд из Северной столицы в богом забытую деревушку, она лишь пояснила: «Муж меня подставил». Изба там потом пришла в аварийное состояние, и детей у женщины изъяли.

На старших сыновей она лишена родительских прав. Впрочем, по её словам, это не мешает ей поддерживать с ними связь, недавно вот старший со своей девушкой навещал маму. Сыновья Юлии выросли в приёмных семьях. И повторения аналогичного сюжета с дочками она не хочет.

— Много сейчас обозлённых, недовольных жизнью. Мне важно, чтобы мои дети стали хорошими людьми, чтобы они работали, к чему-то стремились, тогда и жить они будут в достатке, — поделилась она своими размышлениями по поводу того, какое будущее она хотела бы своим детям.

Юлины капиталы

Помощь семье Юлии оказывалась и в рамках областного марафона «Рождественский подарок», и без него люди приносят необходимые ей вещи. Сейчас многодетную маму больше всего тревожит, куда они съедут этой весной. Это жильё они снимают. Хозяйка дома заблаговременно оповестила супругов, что выставляет его на продажу.

Светлана Владимировна интересуется, как там дела со справкой из БТИ. Именно в неё упирается дело с получением жилья по социальному найму. Юлия пожимает плечами — пока никак. Наставница обещает проконсультироваться у юристов и зайти в МФЦ, чтобы выяснить, почему Юлию отфутболивают.

Беседа медленно переходит к вопросу о региональном капитале «Семья»: чтобы оформить сертификат, у женщины есть ещё 1,5 года. И вдруг неожиданно обнаруживается, что у неё до сих пор не получен материнский капитал, который именно сейчас пригодился бы для решения её жилищной проблемы.

К диалогу о капиталах с заинтересованностью присоединяется и Андрей. В руках он держит проснувшуюся девочку — у малышки необыкновенно голубые глаза. Взрослых Вероника обводит смышленым взглядом и улыбается. Мне становится понятно, что Светлана Владимировна будет ещё долго держать в поле своего внимания Юлию и её дочек, чтобы с капиталами никто их не обвёл вокруг пальца. Прощаясь с нами, Юлия скажет: «Без Светланы Владимировны мне было бы тяжело». А наставнице было приятно услышать её слова.

* * *

Планируется, что свою «точку опоры» до конца сентября этого года получат не менее 100 семей в районе. В настоящее время задействовано 48 наставников. Как пояснила заместитель главы администрации Любытинского района, руководитель проекта Ольга ИВАНОВА, далеко не все «непростые» семьи готовы делиться своими проблемам. Часто люди воспринимают наставников как контролёров, хотя это совсем не так.

— Многие такие семьи проживают в отдалённых деревнях, где отсутствуют вакансии для трудоустройства, родители опускают руки, начинают выпивать, запускают быт и воспитание детей. Они радуются, когда им выдают детское пособие. И изменить их отношение к жизни чрезвычайно сложно, — рассказала она. — Наш проект идёт методом проб и ошибок. В его завершение должна быть представлена созданная наставниками технология социального сопровождения. Если она будет признана удачной, то её начнут использовать и на других территориях.