В Старой Руссе не заметили, как мошенники подсунули для мощения улиц обыкновенный строительный кирпич
Обман вскрылся в конце прошлого года, причем благодаря приезду представителей фирмы-производителя. Визит специалистов «ЛСР. Стеновые материалы» был обусловлен сугубо внутренними задачами компании: хотелось запечатлеть объект для продвижения своей продукции. К удивлению и разочарованию гостей, рекламы не случилось. Они обнаружили участок, вымощенный «кирпичом полнотелым» (так по номенклатуре изделия) вместо «кирпича клинкерного». А заодно — поддоны с «перебитыми» наклейками. То есть кирпич — их, ленинградский, а наклейки — почему-то китайские.
Вот так и вскрылось, что нашлись желающие откусить от пирога светлого будущего нашего города-курорта. Что само по себе категорически никого не удивит. Ведь деньги в создание туристско-рекреационного кластера «Старорусский» выделены немалые. А где присутствует весомый государственный рубль, там и... Ну, вы понимаете.
И теперь Старая Русса попала — под пристальное внимание, в смысле. Как нам, широкой общественности, недавно сообщили, «возбужден ряд уголовных дел, которые переданы в СУ СКР». «Крайне актуальными» назвал прокурор Новгородской области Андрей ГУРИШЕВ «вопросы освоения средств, выделенных на развитие туристского кластера «Старорусский». Проблема не только в том, что кто-то успел погреть на этом руки. Кто-то, напротив, вообще ничего не успел, что тоже плохо: речь идет о неисполненном контракте по благоустройству Набережной рыбаков с возвратом в федеральный бюджет 122 млн рублей. В этой связи уже беспокоит «освоение» при подготовке к празднованию 200-летия со дня рождения Ф.М. Достоевского.
Афера цвета кирпича
Кто же эти люди, из-за которых придется переделать уже сделанное? Пока только двое, пока просто А. и Р. — подозреваемые потому что. Хотя их шансы стать обвиняемыми в мошенничестве в особо крупном размере, скажем так, крайне высоки.
Следствие по делу, возбужденному в декабре прошлого года, — еще в начале пути. Предварительно на основании информации, которую «НВ» предоставил старший прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Новгородской области Дмитрий БЕВЗ, можем рассказать следующее.
На реконструкцию площади Революции с благоустройством прилегающей территории (электроосвещение, канализация, малые архитектурные формы, мощение тротуаров) было выделено 162 млн рублей. На старте всё было ровно: провели конкурс, выявили победителя. Не близко, не далеко — аж с Дальнего Востока оказалась фирма. Естественно, сама она делать в Старой Руссе «революцию» не стала. Хабаровчане заключили договор с москвичами, те привлекли к поставке материалов еще одну столичную фирму.
И вот тут-то на горизонте нарисовались те самые А. и Р. Зная, что Москва подыскивает Старой Руссе клинкерный кирпич, они предложили свои услуги. Можно лишь догадываться, почему московской фирме было не обойтись без господ-посредников. Возможно, там теперь сожалеют о своей неосмотрительности.
А «две буквы» вовлекли в свою схему еще и две рязанские фирмы, договорившись с ними об использовании их реквизитов при оформлении сделок купли-продажи.
Затем мошенники приобрели партию полнотелого кирпича — 166 тысяч по оптовой цене 3 рубля 80 копеек за штуку. Тогда как один клинкерный стоил немногим более 18 рублей. Все — в ценах 2017 года.
Материал привезли в Великий Новгород, выгрузили на складах, арендуемых рязанцами, перегрузили в европоддоны, наклеили на них «китайскую грамоту» и отправили Старой Руссе этот «революционный» привет. Мысль о том, что там захочется побывать настоящим производителям кирпича из Ленобласти, видимо, не пришла мошенникам в голову. А ведь кластер — это звучит гордо (см. в словаре иностранного языка). Не надо было дурачить его более чем на 2,7 млн рублей.
Кому-то сумма может показаться, как бы это сказать, несолидной, что ли. И есть образцы: после московской квартиры полковника Захарченко, набитой купюрами, все представляется несолидным.
А если эти А. и Р. еще должны были с кем-то поделиться? С другой стороны, откуда нам знать об их полных планах по мощению полнотелым кирпичом? И потом, благоустройство в России не ограничивается Руссой...
Топ-топ, хоть потоп
Не будем задавать риторического вопроса, куда смотрели субподрядчики, а в особенности подрядчик. Ему-то по-любому несравненно удобнее оценивать качество хабаровской мостовой. А вот наши старорусские чиновники, они-то почему спокойно топтали непригодный для мощения кирпич?
Понятно, что задним числом умничать легко. После того, как всем открыли глаза специалисты. И никто другой. И тем, кстати, упредили отложенный удар по собственной репутации. Ведь полнотелый кирпич в не столь далекой перспективе начал бы портиться. Тогда как свой клинкер производитель характеризует как материал «практически вечный» (на сайте «ЛСР» именно так) — в силу низкого водопоглощения и высокой морозостойкости, в несколько раз выше, чем у обычного кирпича.
Наверное, морозостойкость трудно рассмотреть невооруженным глазом. Кирпич и кирпич, тот и другой — керамические. Некоторое несходство в размерах тоже можно проворонить. Проблема, однако, в том, что не каждому этот недогляд простится.
Как пояснил Дмитрий Бевз, в ходе следствия, безусловно, будет изучен вопрос «кто и куда смотрел?». Допустим, если выяснится, что акты приемки работ были подписаны, то сам по себе этот факт легко трансформируется в еще одно уголовное дело. Халатность, однако. Как минимум.
Победителей судят
Не всякое уголовное дело — криминал. Бывший руководитель Старорусского МБУ «АУГХ» (Административное управление городским хозяйством) никакой явной корысти по отношению к казенным деньгам не выказал. Однако же и он ныне — под следствием. Привлекается в связи с нецелевым использованием средств.
Всё в том же «кирпичном» 2017 году директор данного МБУ своим решением направил 48 миллионов 396 тысяч рублей на дорожное хозяйство. А это были сугубо «кластерные» деньги. Часть от общей суммы в 206 миллионов 200 тысяч рублей, предназначенных строго на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры, в том числе водоснабжения и водоотведения, а также на уличное благоустройство и берегоукрепление.
Опять-таки кто сейчас скажет, почему директор муниципальной структуры потерял берега? Ему позарез надо было закрыть счета по оплате выполненных работ на дорогах? Кто-нибудь другой настоял на этом, приставив острый предмет к горлу? Ведь на похожие грабли (нецелевое использование) иные начальники в нашей губернии уже наступали. Так что неприятности были вполне предсказуемы. Зато непонятно, как отразится на водоснабжении, благоустройстве и т.д. самочинный съем средств. И наоборот, понятно, что дороги тоже надо содержать и ремонтировать. Плохо быть цаплей на болоте: клюв подымет — хвост опустит, хвост подымет — клюв опустит.
Продолжение следует?
В этой краткой главке просто напомним, что прокурор области, коснувшись на ежегодной коллегии злободневной темы старорусского кластера, вообще-то говорил про ряд уголовных дел.
— В настоящее время продолжаются проверки по многим фактам нарушений, допущенных при использовании бюджетных средств, — отметил Дмитрий Бевз.