Ганзейские дни помогают людям из разных стран общаться вопреки всему, что их разъединяет
В минувшую пятницу, 5 апреля, Великий Новгород принимал представителей Союза русских Ганзейских городов. На общее собрание в этот день приехал заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Михаил БРЮХАНОВ. Несмотря на свой жёсткий график, он нашел время побеседовать с корреспондентом «НВ».
— Михаил Дмитриевич, средневековый Ганзейский союз в первую очередь был торговой коалицией. А современный — это...
— Мне сложно говорить за весь Ганзейский союз, но когда создавалась эта организация, главным было желание получить какие-то преференции в торговле, защитить товарные потоки, захватить новые рынки сбыта. Сейчас Ганза — это в первую очередь стремление к общению. Суть в том, чтобы слушать и говорить, глядя друг другу в глаза, без посредничества индустрии новостей. По-моему, люди истосковались по поводам для встреч, которые не связаны с делами и ведением бизнеса. Стали больше цениться культурные мероприятия, театральные фестивали, исторические ретроспективы. Когда присутствуешь на таких праздниках, видно, что люди просто наслаждаются общением.
— Сложная политическая и экономическая обстановка, взаимные санкции стран... Это влияет на отношения внутри Ганзейского союза?
— Я думаю, не может не влиять. Но должен сказать, что европейские города — это очень практичные институты. Эти люди никогда особо не давали другим права диктовать себе какие-либо условия. А когда диктат начинает переходить все возможные рамки и становится ничем не обоснованным, их неприятие усиливается. Уже заметно, что всё больше и больше проявляется желание сформировать собственную позицию. Обычные люди за рубежом так же, как и мы, настроены сегодня на диалог. Это ведь в человеческой крови — не отказываться от протянутой руки или обращенного слова.
— Зачем нужно было создавать отдельный Союз русских Ганзейских городов?
— Я тоже задавал себе этот вопрос. На мой взгляд, Русская Ганза помогает вырабатывать общие нормы, регламенты поведения во время мероприятий, формировать целостную позицию по каким-либо проблемам. Люди начинают, образно говоря, «сверять часы», интересоваться, как прошло то или иное мероприятие у их соседей, что планируют делать другие города, договариваются провести что-то совместное, объединяют бюджеты, чтобы получить праздник классом выше, и это дает свой эффект. Если люди что-то делают сообща, придумывают формат встреч, выбирают место проведения и участников события, для них открывается больше возможностей. Кроме того, иногда международных мероприятий приходится долго ждать, у них — свой цикл. Общность городов внутри России позволяет им вместе проводить внутренние мероприятия, не дожидаясь международной повестки.
— В этом году Русские Ганзейские дни совпадают с Международными и будут проходить в Пскове. Ваше ведомство поддержит праздник?
— Да, нас ждет очень значимое и для России, и для Ганзейского союза мероприятие. Сейчас Россотрудничество видит свою задачу в том, чтобы помочь мероприятию состояться, в том числе информационно. Новостная повестка сегодня перегружена, и без определенной поддержки можно затеряться в череде других значимых событий. Мы будем стараться помочь и Великому Новгороду, и Пскову достойно заявить о себе. Но нужно добавить: интерес к мероприятию уже есть, и он весьма большой. Я не завидую мэру Пскова, потому что перед ним стоят серьезные задачи. Нужно будет разместить гостей, продумать их питание, логистику, организовать множество мероприятий с массовым скоплением людей. Это вызов, который потребует напряжения всех сил. Но я уверен, что Новгород поможет соседям и сделает всё, чтобы мероприятие прошло на высоком уровне.
— В 2009 году Великий Новгород принимал Ганзейские дни первым из русских городов. Псков, можно сказать, подхватил у нас эстафету. Как думаете, быть вторым в такой ситуации проще или сложнее?
— С одной стороны, сложнее, потому что, как я понимаю, количество участников будет больше. С другой стороны, наличие опыта всегда позволяет избежать каких-то ошибок. По крайней мере, в Пскове будут понимать, какие узкие места их ждут и как справиться со сложностями.
— Вы сами будете в Пскове в дни праздника?
— Да, обязательно. Я и мои коллеги надеемся, что это будет яркое мероприятие, которое вызовет интерес, и другие регионы из других частей нашей страны захотят повторить что-то подобное и найдут форматы для масштабирования существующих примеров международного и межмуниципального общения.
— Ганзейский союз — сегодня единственный пример дружбы городов, или есть другие?
— Это одна из самых ярких и самых структурированных организаций со своей историей, со своей культурой встреч. Второго подобного формата в стране, конечно, нет. Есть свои форматы общения в Прикаспийских государствах, на Дальнем Востоке, но такого яркого и понятного для всех участников объединения, как Ганза, я не знаю.
— После того как Ганзейские дни пройдут в Пскове, они надолго покинут Россию и вернутся в 2033 году. Удастся ли сохранить в нашей стране интерес к Ганзе?
— Регламент мероприятия суров. Однако здесь вполне может сыграть важную роль Русская Ганза, которая заполнит пустоту мероприятиями из своей повестки. К тому же нужно помнить, что Ганзейский союз — это не только яркие праздники. Это повседневная, постоянная платформа для общения по тем или иным вопросам. Спортивный, молодежный, культурный, гуманитарный обмен — всё это возможно. Ганза — это в первую очередь канал для построения связей.
— Не могу не спросить про Великий Новгород. Вы ведь уже бывали у нас?
— Да, первый раз я приехал в Новгород в 1982 году. Это была очень яркая поездка. Мы жили в школе, спали на деревянных нарах. Один класс был для девочек, другой — для мальчиков. Месяц мы трудились на Троицком раскопе, перелопачивали землю до культурного слоя. Потом я был у вас на Ганзейских днях и еще пару раз — в рамках официальных визитов. Великий Новгород я знаю хорошо и очень люблю.
— Сегодня вам удалось что-то посмотреть или деловая программа не оставила на это времени?
— Сегодня у меня было время, чтобы пройтись по кремлю, поставить свечку в Софийском соборе. У меня, кстати, в кабинете в Москве висит рисунок из Новгорода, который мне подарили. Там — изображение Софийского собора. Я считаю честью для себя иметь такую картину.
— Чем, по-вашему, наш город может привлечь туристов из России и из-за рубежа?
— Если завершить начатую Андреем Сергеевичем Никитиным работу по повышению транспортной доступности, то это даст огромный толчок к развитию того уникального туристического потенциала, который, безусловно, есть у города. Новгородский детинец — это история Русской земли, и я считаю, каждый гражданин нашей страны должен хоть раз здесь побывать. А ведь есть еще Юрьев монастырь с богатейшей историей, масса памятников и объектов для посещения, прекрасные пешеходные маршруты. Стоит решить проблему с транспортом, и мне кажется, это будет началом экономического расцвета города.
— Россотрудничество и Новгородская область сегодня, в день нашего разговора, заключили соглашение о взаимодействии. Что подразумевает этот документ?
— Россотрудничество, имеющее ресурсы в 92 странах мира, и область со своей повесткой и своими планами работ договорились о том, что мы поможем региону структурировать эту работу, довести ее до сведения зарубежной общественности, предоставим вам поддержку при проведении разного рода мероприятий. У вашего губернатора сегодня и так большие возможности, но я думаю, что наша помощь не будет лишней.