Из-за спора почты и энергосбыта жители области столкнулись с трудностями при оплате электроэнергии
Апрель для большой части жителей региона начался с очень неприятной новости: с первого дня месяца на почте больше нельзя заплатить за электроэнергию. Поставщик этих услуг в регионе ООО «ТНС энерго Великий Новгород» расторг договор с Новгородским филиалом Почты России. И это не было шуткой.
Выбора нет
Потребителям было предложено платить за электроэнергию двумя способами. Первый — дистанционный. Внести платеж можно на сайте «ТНС энерго Великий Новгород» с помощью банковской карты, с помощью мобильного приложения «ТНС энерго» (для операционной системы Android), через электронные сервисы «Сбербанк Онлайн».
Ещё один способ — очный. Оплатить электроэнергию можно в единственной на весь регион кассе отделения «ТНС энерго Великий Новгород» в областном центре на Большой Санкт-Петербургской, 111, а также в терминалах, банкоматах и отделениях Сбербанка, отделениях банка «Открытие» («Бинбанк»), терминалах и отделениях «Почта Банк», если у потребителя есть его карта.
При таком богатстве выбора значительная часть жителей региона оказалась в крайне затруднительном положении. Потому что: не все имеют компьютер; не у всех достаточно «навороченные» сотовые, чтобы использовать мобильное приложение; не все умеют пользоваться платежными терминалами; не все являются клиентами указанных банков.
В самом сложном положении находятся пожилые жители области, которые с современными технологиями на вы. И вряд ли их в этом можно винить. Но дело не только в этом.
Платить или не платить?
Общеизвестно, что для большой части жителей региона, особенно для тех, кто живет в сельской местности, отделение почты — зачастую единственное место, где можно оплатить коммунальные услуги, а до ближайшего отделения банка нужно ехать на автобусе либо в райцентр, либо в населённый пункт покрупнее. Это неудобно не только пенсионеру, но и людям любого возраста, даже с личным транспортом. Нужно бросить дела, работу, семью почти на весь день только лишь для того, чтобы оплатить квитанцию.
По данным областного управления ФПС, в состав Новгородского филиала Почты России входят 259 отделений, из которых 187 находятся в сельской местности. Отдаленные населенные пункты региона обслуживают 5 передвижных отделений почты. Новгородский филиал обслуживает на селе более 163 тыс. человек — это более четверти жителей региона! Внушительно!
Как рассказала одна из наших возмущённых читательниц Анна Фёдорова, жительница Окуловского района, даже ей, живущей в посёлке, апрельские новшества доставят серьёзные неудобства. Автобус в центр ходит только пару раз в день, а в местном отделении Сбербанка очереди, которые здесь занимают с утра еще до открытия офиса, — нормальное явление.
— Я в таких условиях вообще платить отказываюсь, — возмущённо говорит она. — О простых людях вообще хоть кто-то подумал?! Почему мы должны страдать? И никаких предупреждений! Я обо всем узнала уже после 1 апреля.
О цене не договорились
В чем суть раздора? «НВ» получили официальные комментарии от обеих сторон — чего уж там скрывать! — конфликта.
По информации Новгородского филиала Почты России, энергетики расторгли договор с почтовиками в одностороннем порядке. В новгородском «ТНС энерго» используют другие формулировки и сообщают, что с 1 апреля договор по приему платежей населения за электроэнергию между компанией и ФГУП «Почта России» прекратил действие.
Расторгли... Прекратил... Людям по большому счёту без разницы, по какой причине энергетики и почтовики больше не сотрудничают. Важно, что прежний договор расторгли, а новый не заключили, потому что «стороны не смогли урегулировать ряд разногласий по нему» — не договорились о комиссии. Проще говоря, сколько почта будет получать за то, что принимает платежи от потребителей для энергетиков, исполняя обязанности посредника.
«Почта России планировала заключить договор, в рамках которого размер комиссионного вознаграждения по приему платежей населения превышает более чем в два раза комиссию других контрагентов», — говорится в официальном ответе «ТНС энерго Великий Новгород» на запрос «НВ».
Со своей стороны почтовики заявили, что, во-первых, они не могут работать ниже себестоимости, иначе говоря, в убыток, во-вторых, не могут позволить себе создавать прецедент для других контрагентов. А потому «дальнейшие шаги в сторону изменения тарифов не предусматриваются».
Если попытаться перевести этот спор с русского языка на русский, то получится примерно следующее. Размер комиссии, вокруг которой идет спор, не разглашается, но, судя по всему, в «ТНС энерго» посчитали, что почте платят слишком много, а почтовики решили, что энергетики предлагают слишком мало. И пошло-поехало...
За столом переговоров
В «ТНС энерго Великий Новгород» рассказали, что направляли в адрес Почты России несколько предложений по приему платежей населения с условиями более выгодными, чем условия, на которых компания сотрудничает с другими платежными агентами, но ни одно из них почтовики не подписали. Всё дело в том, что они — не «другие платёжные агенты».
По данным областного филиала Почты России, его сеть отделений в регионе — одна из самых крупных по сравнению с другими финансовыми организациями и имеет выстроенную и налаженную логистику.
Почтовики признаются, что большинство отделений в Новгородской области не приносят дохода, но вместо того чтобы закрыть нерентабельные, их реконструируют и ремонтируют, а почтальоны продолжают работать. Поэтому действующие на Почте России тарифы, в том числе за оказание посреднических услуг, зависят от всех плановых трат филиала на содержание почтовых отделений.
При этом почтовики напоминают: старый тариф по договору ООО «ТНС энерго Великий Новгород» действовал с 2014 года и не изменялся в сторону повышения, что, по мнению посредника, говорит о лояльном отношении предприятия к энергетикам. Но сейчас уже не до лояльности.
Впрочем, как знать: переговоры продолжаются, и не далее как вечером в минувший понедельник, по данным «НВ», стороны сошлись за столом переговоров. По результатам встречи энергетики отправили в Почту России новый вариант договора «с взаимовыгодными условиями». Но что это за условия и как на него отреагируют почтовики, пока вопрос.
Будет свет?
Наши читатели между тем побаиваются и другого: не получится ли так, что стороны найдут «золотую середину», но не в пользу потребителей, на удобство которых сейчас мало кто обращает внимание? Проще говоря, почтовики всё-таки согласятся на условия энергетиков, но свою упущенную выгоду возьмут, повысив комиссию для населения, которую взимают с каждого потребителя при оплате любых услуг на почте. Никому не хочется быть в убытке.
Что в остатке? Для потребителей, оказавшихся заложниками спора двух компаний, пока ничего радостного. В Новгородском филиале Почты России говорят, что предприятие «не несет ответственности за то, что ООО «ТНС энерго Великий Новгород» не может предоставить доступность оплаты своих услуг населению». Энергетики с не меньшим сочувствием сообщают, что «понимают сложности, которые возникли у потребителей в связи со сложившейся ситуацией».
В «ТНС энерго» пообещали: если Почта России в очередной раз уклонится от подписания договора на предложенных условиях, то во все поселения, где есть почтовые отделения, компания организует выезд мобильных офисов (бригад), в которых потребители смогут оплатить электроэнергию. График посещения разместят на сайте компании (novgorod.tns-e.ru) и в районных газетах. Энергетики заверяют, что сейчас, пока они не договорились с почтой, не будут начислять пени тем, кто не сможет оплатить электричество вовремя. Каждый случай будут проверять в индивидуальном порядке. В областном правительстве в свою очередь сообщили, что не вправе вмешиваться в спор двух хозяйствующих субъектов.
А пока десятки тысяч жителей области ждут окончания переговоров. И им совсем не до шуток.