Понедельник, 23 декабря 2024

Алина Бериашвили

Вокруг и около книги

В этом году Международный книжный салон предложит своим гостям более 250 мероприятий

Фото: из открытых источников Интернета

Чего в отечественном книгоиздании больше: точек роста или поводов поунывать?

Весна, как обычно, щедра на литературные события. Накануне Всемирного дня книги и авторского права, отмечаемого 23 апреля, в Санкт-Петербурге состоялась профессиональная конференция, посвящённая теме современного книгоиздательства и защиты авторских прав. На конференции, в свою очередь, обсудили ещё только грядущий 14-й Международный книжный салон, который пройдёт в Северной столице с 23 по 26 мая. «НВ» побывали на конференции и узнали, что нам готовит один из крупнейших литературных праздников года, как выглядит Россия в контексте мирового книгоиздания и что из себя представляет закон Диснейленда.

Суха статистика

Разговоры о том, что «самая читающая» уже не оправдывает своего статуса и читает мало, давно уже набили оскомину. А тут вдруг Александр ИВАНОВ, президент Издательско-полиграфической Ассоциации высших учебных заведений, буквально ошарашил, заявив:

— Да, больше сейчас люди стали читать, гораздо больше.

И после того как аудитория, сплошь состоящая из людей книжных, уже напряженно насторожилась, но ещё не выдохнула облегчённо, добавил:

— Только читают теперь в основном смс и социальные сети. Упало качество чтения. А массив распространяемой информации за последние 8 лет напротив вырос в 6 раз и продолжает увеличиваться как снежный ком, за счет большого количества публикационного спама в том числе.

Таким образом, стало ясно, что разговор и на этот раз пойдёт о трудностях. Об их масштабах, естественно, хорошо свидетельствуют цифры, которые для своего выступления Александр Васильевич заготовил в достаточном количестве. Приведём самые любопытные.

В 2012 году медиапотребление россиян, в которое входят просмотр телевидения, пребывание в Интернете, прослушивание радио, составляло 8 часов 6 минут в сутки, а через три года стало составлять 8 часов 36 минут в сутки. При этом на чтение книг в 2012 году россияне ежедневно уделяли по 9 минут, а в 2015-м — уже 8. Статистика, конечно, не самая свежая, но показательная. По крайней мере, предпосылок к тому, что за минувшие четыре года тенденция могла измениться, никто из выступающих на конференции, увы, не озвучил.

Или вот ещё не самая радостная арифметика. Ежегодно в России на 1 млн жителей выпускается 713 новых наименований изданий. А в США — 1080. Раскошеливаться ради книг наши соотечественники пока тоже не спешат. По данным Всемирного банка, в год россиянин на книги тратит около 17 долларов США. Американец — 85. А житель Германии (вот уж какая страна заслужила именоваться самой читающей!) — сразу 159 долларов.

— С одной стороны, такое положение вещей говорит о том, что отечественным издателям есть к чему стремиться, — резюмировал Иванов. — С другой стороны, с точки зрения культуры нации — это очень серьёзная проблема.

Чтобы разбавить эту пятиминутку уныния, да и для общей объективности, конечно, следует отметить, что последние цифры — это не только про любовь к чтению. Это ещё и про уровень жизни. И про курс доллара. Да и про уважение к авторскому праву, о котором на конференции также сказано было немало.

Чем смягчается суровость российских законов?

Итак, вряд ли кто-то поспорит с тем, что далеко не все, кто читает книги на электронных носителях, делают это легально. Речь сейчас пойдёт, конечно, о книжном пиратстве. Вообще-то, книги, выпущенные самиздатом и распространенные нелегально, в России существовали давно. Однако если в советские годы над такими изданиями присутствовал ореол романтики, то в наше время он полностью исчез. Не сменившись, впрочем, ореолом чего-то незаконного и недопустимого. Скачать книгу нелегально можно очень легко несмотря на то, что закон об авторском праве писателей, казалось бы, бережёт.

— Ещё в 2014 году законом была разрешена перманентная блокировка всего информационного ресурса при условии, что его владелец нарушает авторские права, — рассказывает Дмитрий КОЖЕМЯКИН, доцент кафедры финансового и предпринимательского права Волгоградского института управления. — Но ведь в Интернете есть масса технических способов обхода такой блокировки. Яркий пример — сайт rutracker.org, который первым был заблокирован в России навечно, однако существует и по сей день и даже не потерял своей аудитории.

Аудитории этой, судя по всему, авторское право — ехало-болело, самим же авторам пока остаётся только негодовать, хотя у них (согласно закону!) должно быть много способов получить вознаграждение за свой интеллектуальный труд. Например, любое место общественного питания, в котором играет музыка, обязано выплачивать определенный гонорар авторам, написавшим эту музыку и тексты к ней. Об этом участникам конференции рассказала Ольга ВИОР, член Союза писателей России, автор песен таких популярных исполнителей, как Елена Ваенга, Ирина Аллегрова и Юлия Михальчик.

— Иногда в моём авторском гонораре действительно появляется подраздел «бары и рестораны», но это — копейки, — добавила Ольга Юрьевна. — Причём порой копейки в прямом смысле этого слова. Если же говорить об авторском гонораре в целом, то я каждый месяц понятия не имею, каким он будет. Иногда это могут быть три тысячи рублей. Иногда — десять. Спрогнозировать, смогу ли я с этих денег за квартиру заплатить, невозможно. В целом должна сказать, что авторское право в нашей стране соблюдается очень плохо, и иногда мне кажется, что законы о нём пишутся только для того, чтобы все, кто желает, могли их нарушать.

И с этим следует согласиться: у авторов или их наследников за авторские права пока что идёт вечный бой, а покой только снится. К тому же порой приходится капитулировать. Так поступили в 2017 году потомки братьев Стругацких, официально отказавшись от попыток изъять произведения своих великих родственников из свободного доступа в электронных (в том числе пиратских) библиотеках.

— Попытались мы бороться с пиратством в Интернете, но пиратство, увы, победило, — сообщил на своей странице в Фейсбуке Андрей Стругацкий.

Хотя, по закону, продолжать борьбу потомки могли бы ещё очень долго, ведь исключительное авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Кстати, а почему именно 70? Оказалось, всё из-за Микки Мауса.

— Практически вся мировая история охраны авторского права идёт вслед за этим мультипликационным героем, — говорит адвокат Владимир УСКОВ. — Закон, конечно, изначально появился в Америке, однако в России и в Европе сейчас действуют те же самые сроки охраны авторских прав. И цифра 70 в законе стояла не всегда. Первоначально авторские права охранялись в течение 15 лет после смерти автора. Но Микки Маус «рос», компания «Дисней» не хотела терять одного из своих важнейших активов и потому лоббировала продление срока охраны авторского права. Таким образом, он сначала был повышен до 25, затем до 50 и, наконец, до 70 лет. Теперь весь мир ждёт, будет ли продлён этот срок в дальнейшем.

За книгой — в салон

Впрочем, вернёмся к отечественным реалиям. Санкт-Петербургский международный книжный салон — тот самый лучик света в тёмном царстве удручающей статистики и невесёлых прогнозов отечественного книгоиздательства.

— Это не просто книжная ярмарка, где можно купить какие-то издания дешевле, чем в магазине, — уверяет Андрей ШАМРАЙ, директор Санкт-Петербургского книжного салона. — Это праздник, открытое пространство, с большим количеством новостей, лучшими писателями России и гостями из разных стран. В этом году у нас в стране отмечается Год театра, поэтому и на салоне будет представлено много книжных новинок о театре, а также Евгений Водолазкин совместно с Игорем Скляром прочтут некоторые отрывки из нового романа Водолазкина «Брисбен», покажут тем самым, как литература на глазах превращается в театр. Другая важная тема салона — столетие Даниила Александровича Гранина. В годы блокады он работал в эвакуации в оборонной промышленности и очень переживал, что в малых городах ощущается недостаток книг в библиотеках. Поэтому мы пригласим представителей библиотек из шести районов, куда была эвакуирована ленинградская промышленность, и подарим им книги Даниила Александровича.

В целом же перечислить все мероприятия, запланированные на Международном книжном салоне, в газете невозможно, их будет более 250. Было бы хорошо, если у кого-то из новгородцев появилась бы возможность посетить этот праздник живой, а не электронной книги. А впрочем, какая разница — бумажная книга или электронная? Главное, чтобы читалась с удовольствием. И желательно дольше 8 минут в день.

Ольга ВИОР:

— Авторское право в нашей стране соблюдается очень плохо, и иногда мне кажется, что законы о нём пишутся только для того, чтобы все, кто желает, могли их нарушать.