Регион претендует на то, чтобы стать пилотным по внедрению интеллектуальных транспортных систем
Ежегодно через нашу область по транспортным магистралям, соединяющим две столицы, проезжают более 7 миллионов автомобилей. И в перспективе транспортный поток будет только нарастать, что предъявляет качественно новые требования к безопасности, включая экологическую.
Как вам перспектива умных дорог? Автоматизированные системы управления дорожным движением, электронные информационные табло, климатические датчики, весовой контроль без весов...
Вы знаете всё, что вам нужно в пути: скорость ветра, температуру воздуха и дорожного полотна, наличие впереди ремонтируемых участков и ДТП... И даже не сомневаетесь, что любое превышение скорости и нарушение ПДД будет отмечено средствами вездесущей видеофиксации.
И много чего еще будет. Вы хотите знать, когда? Так и мы этого хотим. На днях в Валдае, где состоялся седьмой открытый форум прокуратуры области «Новгородская область как один из основных транспортных узлов Северо-Западного федерального округа», все это, по крайней мере, обсуждалось.
Надо сказать, что организаторы заявили тему, не замыкающуюся в административных границах региона. Отсюда — весьма представительный состав участников: министр по делам ГОиЧС Евгений ЗИНИЧЕВ, заместитель Генерального прокурора Алексей ЗАХАРОВ, заместитель полномочного представителя президента в СЗФО Олег ЛОГУНОВ... Заметим, что в работе форума принял участие глава региона Андрей НИКИТИН, а вел дискуссию прокурор области Андрей ГУРИШЕВ.
Факторы риска
Для наглядности прокуратура подготовила видеопрезентацию — фильм был снят по материалам проверок. Несколько фактов по трассе М11. Да, новая скоростная магистраль (с прошлого года на территории области функционирует её 159-километровый участок) у нас не без недостатков.
Например:
— недостает средств видеофиксации и информационных табло;
— на отдельных участках отсутствует сотовая связь;
— не на всем протяжении трассы установлена защитная сетка, препятствующая выходу диких животных;
— нет ни одной площадки для спецавиации.
Что значит негде сесть вертолету — наверное, это не надо объяснять. Съезды с трассы — только через 40 километров, что создает трудности уже для «колесных» экстренных служб. При 20-минутном нормативе прибытия «скорая» добирается в разы дольше.
Кстати, министр Зиничев потом в своем выступлении приведет такой пример: когда на трассе М11 загорелся бензовоз, первое подразделение спасателей оказалось на месте происшествия только через 1 час 28 минут.
Как видим, хороший асфальт — это еще не все.
«Не отстает и старшая сестра — М10», — дополнила сюжет прокуратура. Есть вопросы по качеству полотна, по освещенности, по установке знаков. На всем протяжении этой дороги в Новгородской области — ни одного надземного пешеходного перехода. К тому же у дороги есть «нехорошие места» с экологической точки зрения.
Добавим, что у нее есть еще и такая особенность, как частый и всевозможный сервис, владельцы которого не стремятся к образцовому хозяйствованию. На скорость и безопасность движения, правда, не влияет.
Ну, на то она и старшая сестра, эта дорога. Давно построена. А вот почему при проектировании М11 не были учтены в полной мере современные требования? Вопрос риторический. Как ответ — предложение министра по делам ГОиЧС Евгения Зиничева о внесении изменений в федеральное законодательство с тем, чтобы владельцы платных дорог несли ответственность в части обеспечения помощи пострадавшим.
На заявленные недочеты ответил заместитель председателя правления ГК «Российские автомобильные дороги» Юрий БАЙРАМОВ. В частности, он сообщил, что до конца года будет обеспечено полное покрытие сотовой связью. «Росавтодор» планирует также развивать контроль за средней скоростью передвижения.
Чисто технологически существует масса способов — как стационарная, так и мобильная видеофиксация (те же беспилотники). Один из экспертов форума, директор Института проблем транспорта РАН Игорь МАЛЫГИН полагает, что самое простое решение — видеофиксация с помощью рейсовых автобусов.
Новость на пороге
По словам Олега Логунова, многие европейские страны уже принимают программу «Ноль» — то есть системы безопасности разрабатываются таким образом, чтобы вообще исключить ЧП, которые могут привести к гибели хотя бы одного человека.
В наших российских условиях ставить такую задачу, к сожалению, рано. В соответствии с указом президента наш ближайший статистический ориентир смертности в результате ДТП — не более 4 человек на 100 тысяч населения. И в последние годы смертность на дорогах все же неуклонно снижается.
Можно говорить о новых стандартах. О том, что длинная трехполоска на М10 — это пережиток и фактор риска. Даешь два по два ряда! Но существует же и пресловутый человеческий фактор.
В этой связи губернатор Андрей Никитин поднял вопрос о так называемом разрешенном пороге. Как известно, за превышение до 20 км/ч не наказывают.
— И люди воспринимают это как нечто гарантированное, дозволенное, — заметил Андрей Сергеевич.
Его поддержал вице-президент Координационного совета по организации безопасности движения Борис БАВАРОВ, информировав, что недавно вопрос о снижении порога превышения скорости до 10 км/ч обсуждался в Госдуме. Судя по всему, правительственное решение не замедлит быть. Так что, уважаемые водители, готовьтесь морально, так сказать, вкатывайтесь в новый стандарт.
Точка роста
В выступлении главы региона прозвучало также предложение о проработке вопроса о том, чтобы Новгородская область стала пилотным регионом в плане внедрения интеллектуальных транспортных систем. Это касается не только федеральных магистралей, проходящих по нашей территории. Желательно «подключить» к ИТС, управляющей и организующей транспортные потоки, Великий Новгород. Это будет как глоток свежего воздуха.
За создание общеобластной ИТС высказался Игорь Малыгин. Эту же мысль подчеркнул, резюмируя состоявшийся разговор, замгенпрокурора Алексей Захаров.
Иными словами, М10 и М11, эти жизненно важные для региона артерии (а вовсе не только источник известных проблем), вполне могут поспособствовать нашему инновационному технологическому прорыву. Это наш шанс. Хотя сказать, что буквально с завтрашнего дня все и начнется, мы не можем. Иногда приходится потерпеть.
К слову, Андрей Никитин отдельно обратился к главам районов по поводу передачи в федеральную собственность дороги, которая со стороны Холма связывает нас с Псковской областью, а на пестовском направлении — с Вологодской. Пока не построены объезды, городам и поселкам надо готовиться к увеличению потока транспорта.
По итогам состоявшегося форума прокуратура Новгородской области, проанализировав и обобщив материл, подготовит некую дорожную карту. И с большим интересом, можно в этом не сомневаться, отнесется к тому, как будет исполняться намеченное.