Понедельник, 23 декабря 2024

Алина Бериашвили

«Когда спрашивают о будущем, я молчу»,

Несмотря на все трудности, ансамбль «Садко» продолжает радовать новгородцев на всех городских праздниках

Фото: из архива ансамбля «Садко»

или «Садко», который мы почти потеряли

Первая репетиция новгородского ансамбля «Садко» состоялась в феврале 1966 года, первый концерт — в январе 1967-го, а затем слава коллектива облетела весь свет. «Садко» выступал в разных уголках Советского Союза и за рубежом: в Германии, Италии, США, Испании, Португалии, Франции и других странах — все не перечислишь, в цехах завода имени Ленинского комсомола и на королевском балу в Дании. На Олимпиаде-80 коллектив официально представлял Новгородскую область, был удостоен ряда государственных наград. О нём писали в журналах «Советский Союз», «Огонёк», «Музыкальная жизнь», сняли большую передачу на центральном телевидении.

Три года назад «Садко» отметил свой полувековой юбилей и с тех пор, кажется, больше ни разу не попадал в фокус внимания новгородских медиа. Между тем ансамбль, ставший танцевальной легендой советского Новгорода и с трудом, но переживший даже непростые 90-е годы, может исчезнуть в наши дни, оставив нам лишь воспоминания об этой прекрасной легенде.

Солистка Григорьева

Откровенно говоря, этот материал задумывался отнюдь не как проблемный. В этом году свой 70-летний юбилей отметила Людмила ГРИГОРЬЕВА, руководитель ансамбля, посвятившая ему без малого всю свою жизнь. Людмила Петровна — удивительная женщина, и это чувствуется сразу, как только она переступает порог кабинета, где я её жду. Прежде всего она — красавица. И даже более того. В осанке её и в тонких, прямых чертах лица есть что-то такое, что выделяет людей незаурядных, посвятивших всю свою жизнь одной великой цели — служению культуре. Потом, во время разговора, Людмила Петровна признается: «Вы даже не представляете себе, насколько я счастливый человек, раз в моей жизни были «Садко» и знакомство с теми прекрасными людьми, которые его созидали».

Коллектив «Гусельки» должен воспитывать танцоров для «Садко» (чуть ниже), но сколько из этих ребят в действительности дойдут до легендарного ансамбля — большой вопрос

В ансамбле она — с первого дня его основания. Не имея даже среднего музыкального образования, в прямом смысле слова от станка, вернее — от конвейера завода «Волна», она в 17 лет стала солисткой «Садко» и солировала 10 лет, а затем ушла учиться на хореографа. Чтобы потом, спустя несколько лет и коллективов, снова вернуться в «Садко».

— Вспоминать советскую историю нашего ансамбля — одно удовольствие, — говорит Людмила Петровна. — Это успехи, гастроли, встречи с удивительными людьми… А потом начались 90-е годы, а вместе с ними — трудности у «Садко». По всей стране стали разваливаться театры, делиться коллективы. И с нами произошло то же самое. «Садко» раскололся на три танцевальных ансамбля. Часть коллектива ушла в НовГУ и потом стала называться «Ярославной», другая — в «Акрон» и превратилась в «Рамаду». Я сама 4 года проработала в «Ярославне», но в 1994 году, когда мне предложили вернуться в «Садко», сохранившийся при Городском доме культуры и досуга, вернулась и работаю тут уже 25 лет.

Надя, затем — Андрей

Впрочем, всё познаётся в сравнении, и сейчас говорить о том, что в 90-е годы «Садко» испытывал неимоверные трудности, кажется преувеличением. «Садко» продолжал гастролировать и именно в 90-е посетил Америку, Испанию, Португалию. Однако самая главная проблема уже наметилась. Во всех публикациях об ансамбле советского периода подчеркивалось, что добиться всесоюзной известности удалось простым труженикам завода имени Ленинского комсомола: операторам, слесарям, наладчикам. Но это было такой же красивой советской легендой, как то, что в советском ЦСКА играли не профессиональные футболисты, а военные. Участники «Садко», все до единого, безусловно, были не любителями, а профессионалами и хотя числились на заводе слесарями, для репетиций получали освобождения от работы с сохранением заработной платы. Многие увлеченные народным танцем новгородцы и устраивались на завод с целью попасть потом в ансамбль. И проблем с количеством участников у «Садко» никогда не было, в лучшие годы коллектив был не только танцевальным, но имел и свой собственный хор, и оркестр, в которых выступало до 100 человек.

А вот в 90-е годы «Садко» и правда стал самодеятельным. Растворился в тумане многочисленных реформ и приватизаций завод имени Ленинского комсомола, и в ансамбль потянулись студенты Новгородского колледжа искусств и просто неравнодушные к народному танцу люди.

— Сейчас у нас, конечно, танцует молодежь, но до чего же мало студентов, — продолжает Людмила Петровна. — И это не мы во всем виноваты! Началось с того, что уже в 2003–2007 годах студенты после окончания обучения стали уезжать в Петербург и в Москву. А потом еще хуже стало. Школу закончили блестяще и — в Питер! И я просто в ужасном положении, мне не хватает танцоров! В апреле коллектив покинула Надя Румянцева, она работала медсестрой в Сыркове, но решила переехать в Санкт-Петербург. Не успела я переделать репертуар после её ухода, как узнаю, что уходит наш Андрюша. Андрей Спиридонов! Он работал в первой стоматологической поликлинике и преподавал в медицинском институте, а теперь тоже переехал с семьёй в Питер. Я понимаю, ему надо кормить семью. Но я ещё не пережила эту травму. Как нам без него выступать?!

Прощание с «Крестецкой строчкой»

Главная проблема, которая скрывается за словами Людмилы Григорьевой о нехватке танцоров, не только в том, что рано или поздно их может не оказаться вовсе. Ограниченное количество участников ансамбля не позволяет его руководителю сохранить уникальные номера, которые в своё время были созданы специально для «Садко», воспевали Новгородский край и не исполнялись ни одним другим коллективом страны. Давно уже нельзя увидеть на сцене «Ильменские переборы», «Крестецкую строчку», «Валдайский колокольчик». Большинство номеров, которые исполнял «Садко», были поставлены Иваном Остроумовым, балетмейстером из Санкт-Петербурга. Именно он поставил программы «Новгородская краса» и «Волховяночка», которые тоже давно уже канули в небытие.

Современный «Садко» объединяет людей, искренне преданных народной культуре

— Сейчас из старого репертуара мы танцуем только «Звали, звали Ванюшку», «Как на нашей на сторонке» и русскую плясовую. Но ведь русская плясовая может исполняться любым коллективом, а многие из наших уникальных номеров мы уже не можем дать, — говорит Людмила Григорьева.

К слову, в чудом сохранённом «Звали, звали Ванюшку», видеозапись которого можно найти в Интернете, солировал именно Андрей Спиридонов. Из-за нехватки танцоров перестал «Садко» выезжать и на гастроли за границу. Последний раз в другую страну ансамбль выезжал в 2007 году, это была Италия. После этого «Садко» приглашали в Венгрию на фестиваль, затем уговаривали поехать в Бельгию и Германию. Но ансамбль не поехал. Причем не из-за банальной нехватки средств, а потому что кто-то из солистов не смог отпроситься с работы, кого-то не пустили семейные дела. Потом за границу ансамбль приглашать перестали.

— За всю свою историю «Садко» объездил множество стран и регионов, но лично я никогда не забуду королевский бал в Дании, — вспоминает Людмила Григорьева. — Всё для нас там было удивительно, от простых бытовых моментов до того, что датская королева пришла на бал в брючном костюме. Но самое главное — как прекрасно нас принимала публика! Это было такое удовлетворение. Последним номером мы давали «Крестецкую строчку», раз станцевали — нас не отпускают. Станцевали ещё раз — не отпускают. Станцевали третий, и снова бурные овации! К сожалению, больше танцевать мы не могли, у нас был вылет в Москву, у входа нас уже ждал автобус. А сейчас… Когда меня спрашивают о будущем ансамбля, я молчу. Ну нет в нашем регионе хороших зарплат, молодежь уезжает.

А что у соседей?

— Сейчас проблемы испытывает в целом вся самодеятельность, — присоединяется к нашему разговору концертмейстер ансамбля Владимир КОРОВИЦЫН. — Однако в самом печальном положении именно те, кто занимается обработанным фольклором. Вот посмотрите, сколько людей занимаются эстрадным танцем или необработанным фольклором и сколько — у нас. Хотя там за занятия надо платить, а у нас они бесплатные!

Владимир Виленинович — единственный в Новгороде композитор, принятый в Союз композиторов России. Отвечая на вопросы, он постоянно немного подшучивает, скрывая за смехом отнюдь не радостные чувства.

— Зря вы меня пригласили, я же — пессимист, — добавляет он и снова улыбается. — В том, что мы оказались в таком плачевном положении, виновато не только невнимание государства, но и переоценка ценностей, которая произошла в стране в последние десятилетия. Вот есть у нас детский коллектив «Гусельки», который, по сути, призван готовить смену для «Садко». Пока дети маленькие, пока их туда приводят мамы и бабушки, они с удовольствием ходят на занятия. А потом — старшие классы, и вот уже одноклассники говорят тебе, что ты занимаешься каким-то отстоем, и всё! И нет у нас ещё одного ученика.

Сейчас Коровицын, как и Людмила Григорьева, на пенсии, но продолжает играть для «Садко» тренаж (система тренировочных упражнений. — Прим. авт.), потому что Людмила Петровна всегда предпочитала фонограмме живую музыку. Однако так далеко не во всех коллективах, по вполне понятной причине: фонограмме не надо платить зарплату.

Однако зарплата — это отдельный повод для разговора.

— Видели бы вы наши квиточки, — теперь вместе с Владимиром Вилениновичем смеётся и Людмила Петровна.

У неё ставка — 7400 рублей, у него — 6400. К этому, конечно, нужно прибавить несколько небольших надбавок, но и тогда получившаяся сумма будет вызывать исключительно смех сквозь слёзы.

Когда мы говорим о плачевном состоянии, в котором сейчас оказались коллективы, занимающиеся обработанным фольклором, стоит держать в уме и то, что в любом правиле есть исключения. Одно из них репетирует и выступает совсем недалеко от Великого Новгорода, в соседнем Пскове. Речь о танцевальном ансамбле «Русские узоры», у которого хоть и нет такой громкой истории, как у «Садко», зато есть звание народного и финансовая поддержка.

— Несколько лет назад меня пригласили в жюри международного конкурса в Псков, — рассказывает Людмила Петровна. — Там я и увидела «Русские узоры». Они удивили меня не техникой исполнения, по технике наш «Садко» им не уступит, а тем, как были одеты. С иголочки! Все костюмы свеженькие, новые. А у нас на костюмах можно найти ещё мои инициалы. Их ещё покойный Петр Семёнович заказывал, а это, представляете, какие годы были?! Мы свои костюмы бережём, не дышим на них, а в Пскове могут себе позволить новые. Я поинтересовалась, почему так. Говорят, что «Русские узоры» поддерживает городская дума. А нас никто не поддерживает, мы варимся в собственном соку.

Впрочем, несмотря на костюмы, сшитые полвека назад, на собственную небольшую зарплату, на танцоров, которые один за другим покидают коллектив, Людмила Петровна всё же надеется на лучшее. И всегда ждёт новых участников ансамбля.

— Если человек когда-либо занимался танцами по любому направлению или у него просто есть способности, он может попасть в «Садко». Если есть желание — человек затанцует. Главное, чтобы у вас были ритмический слух, координация движений, моторика, а возраст не важен, мы рады и 15-летним, и 30-летним танцорам.

* * *

Чтобы попасть на просмотр к Людмиле Григорьевой, нужно обратиться в Городской дом культуры и досуга. Приходите. Пока у вас ещё есть возможность стать частью новгородской танцевальной легенды.

Елена ЯКОВЕНКО, директор ГДКиД им. Васильева:

— Таких коллективов, как «Садко», в области больше нет. Это часть нашей истории, которой надо дорожить, поэтому мы, вопреки здравому смыслу, пытаемся его сохранить. Эстрадой ведь заниматься и проще, и дешевле, и выгоднее. Хочется, чтобы власти не забывали о досуговых учреждениях культуры, чтобы специалисты приходили к нам не на ставку менее 8 тысяч рублей. Конечно, есть доплаты, совмещение, но всё равно… это уничижительно. Специалистов, которые проработали у нас всю жизнь, мы максимально стараемся удержать. Например, Кирилл Анатольевич Шалёный руководил хором до 80 лет, Людмиле Петровне Григорьевой — уже 70. Что будет с «Садко», если и она захочет уйти на пенсию? Не знаю. Но мы будем держаться до последнего.