Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Выход из тупика

В РЖД заявили, что по ВСМ из Москвы в Петербург можно будет доехать в два раза быстрее, чем сейчас на «Сапсане»

Фото: из архива «НВ»

Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали через Великий Новгород — шанс исправить историческую несправедливость

На прошлой неделе из Москвы новгородцам пришла без преувеличения оглушительная новость. В правительстве страны обсуждают возможность строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) через Великий Новгород.

Напомним, в апреле проект РЖД между двумя столицами одобрил Владимир Путин, отложив проект строительства скоростной железной дороги Москва — Казань, первый этап которой — до Нижнего Новгорода — был уже готов к реализации. Как сказал Сергей Иванов, cпецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, казанская дорога не смогла бы конкурировать с авиакомпаниями по времени в пути, а с ВСМ Москва — Санкт-Петербург — по объему пассажиропотока.

В два раза быстрее

В РЖД уже заявили, что по ВСМ из Москвы в Петербург можно будет доехать в два раза быстрее, чем сейчас на «Сапсане». Для регионов, городов, через которые пройдет современная дорога, это означает абсолютно новые возможности.

О том, что ВСМ может пройти через областной центр, заявил вице-премьер Максим Акимов. «Мы сейчас, например, прорабатываем такую идею, чтобы трассировку сделать с заходом, там получается небольшая петля через Великий Новгород. Там небольшое отклонение на запад, небольшое расстояние. Интересная идея, она может получиться», — рассказал он.

Речь, конечно, не идет о том, что трасса в буквальном смысле пересечет город, разделив его на две части, как это когда-то произошло с веткой Октябрьской железной дороги, которая соединяет областной центр с Чудовом. Объективно это и невозможно — помешает городская застройка. Предполагается, что магистраль может пройти где-то в непосредственной близости к городу, рассказал Артем МИРОН, первый заместитель министра транспорта, дорожного хозяйства и цифрового развития Новгородской области. Где именно? Этот вопрос и волнует сейчас многих.

— Высокоскоростная железнодорожная магистраль точно пройдет через Новгородскую область. Вопрос в том, где именно, — заявил губернатор Андрей Никитин на съезде лидеров организации «Опора России». — Мы по этому поводу имеем свою позицию и считаем, что по возможности дорога должна пройти как можно ближе к областному центру. И такие расчеты предоставляем. Что такое ВСМ для региона? Только сама стройка — это инвестиции, новые рабочие места, налоги и радикальная возможность для увеличения туристической привлекательности.

Как отметил губернатор, строительство скоростной дороги через Новгород стало бы исправлением исторической несправедливости. Он напомнил, что Октябрьскую железную дорогу — царский ход — в XIX веке построили в обход города, и это не могло не сказаться на развитии губернского центра, который отрезали от главных логистических путей империи. Он так и не стал крупным железнодорожным перекрестком.

Любопытно, что планы строительства железной дороги от Новгорода до Москвы вынашивались еще в советские годы, в 1943 году. Об этом свидетельствует карта, которую Андрей Никитин разместил на своей странице в Instagram. Но тем намерениям не удалось осуществиться — помешала война. Теперь город получил шанс вернуться на большую железную дорогу. И главная задача руководства региона — воспользоваться этой возможностью.

Кто, если не мы

Говоря о ВСМ, зампред российского правительства Максим Акимов упомянул Великий Новгород не потому, что в кабмине особо озаботились выходом города к главным железнодорожным дорогам страны. Кто знает, вспомнили бы о Новгороде в Москве, если бы еще раньше — после того, как Путин одобрил проект возведения магистрали, — этим не озаботился сам Великий Новгород, руководство области во главе с губернатором.

Руководствуясь принципом «кто, если не мы», в департаменте туризма областного министерства инвестиционной политики решили подсчитать объем пассажиропотока по Октябрьской железной дороге через Новгородскую область. По словам Артема Мирона, получилось 5 млн человек в год.

С появлением ВСМ часть этих людей «пересядут» на скоростную железную дорогу. Это те, кто потенциально мог бы купить билет до Великого Новгорода, чтобы увидеть своими глазами коллекцию памятников, входящих во Всемирное наследие ЮНЕСКО, сделать селфи на фоне уникальных древностей, рассмотреть фрески Феофана Грека, перечитать берестяные грамоты, отведать местную кухню.

Эта цифра может вырасти, потому что с появлением скоростной трассы её пассажирами могут стать те, кто привык летать из Петербурга в Москву на самолете. Сейчас воздушный путь успешно конкурирует с поездкой по земле. Стоимость билетов на «Сапсан» и на самолет — к примеру, авиакомпании «Победа» — держится примерно на одном уровне, но поездом можно добраться за 3—4 часа, самолетом — чуть больше часа.

Однако при запуске ВСМ время в пути по железной дороге гарантированно сократится. Насколько? По прогнозу Павла ЧИСТЯКОВА, вице-президента ООО «Центр экономики инфраструктуры», от столицы до столицы можно будет добраться за 2 часа 10 минут. При этом билеты на поезд, скорее всего, будут дешевле, чем на самолет.

К примеру, когда обсуждался проект строительства скоростной дороги от Москвы до Казани, то предполагалось, что билет на поезд экономкласса от столицы до Нижнего Новгорода стоил бы примерно 2 тыс. рублей при средней стоимости билетов на самолет до 4 тысяч.

Дополнительным преимуществом поездок по железной дороге остается более высокая безопасность такого способа передвижения. Большой плюс для пассажиров с авиафобией. При этом путешественникам не нужно будет тратить время на трансфер до аэропорта, прохождение предполетных процедур, которые отнимают немало времени.

Великий Новгород и Бордо

Свои расчеты правительство области представило вице-премьеру Максиму Акимову, после чего он и заявил о возможности прохождения ВСМ через Новгород. Теперь всё зависит от федерального министерства транспорта и специалистов РЖД, которые займутся проектированием ВСМ и определят, через какие города она пройдет и насколько это обоснованно. И с экономической точки зрения, и с инфраструктурной.

Вице-премьер уточнил: чтобы дорога прошла через Новгород, она должна сделать небольшую петлю, а это увеличит затраты на строительство и время в пути. И главный научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич уверена, что турпоток Великому Новгороду скоростная магистраль не прибавит.

Но есть и другая точка зрения. Общеизвестно, что скоростные магистрали строят не только для удобства жителей городов на конечных остановках, но и для развития региональных центров и повышения мобильности жителей.

— Высокоскоростные магистрали — совершенно новая технология, совершенно другой технологический уровень, — говорит Павел Чистяков. — Это специализация железнодорожных линий, рост провозной способности существующих путей, повышение производительности труда в РЖД. Возвращение пассажиров с автомобильного транспорта, автобусов, самолетов на железнодорожный транспорт — что лучше для экологии? Если мы сейчас откажемся от возможности построить высокоскоростные магистрали, мы не раскроем потенциал развития регионов России, потому что ВСМ наилучшим образом расширяет агломерации, интегрирует их друг с другом, формирует в малых городах и сельской местности новые центры развития.

Поскольку в России скоростных железных дорог еще нет, можно обратиться за примерами к зарубежному опыту. Во Франции скоростной дорогой соединили Париж и Бордо, где, по данным местной мэрии, в 1995 году в центре города пустовало 20% жилых помещений. С запуском в 2017 году прямой линии TGV время поездки из Парижа до Бордо (их разделяют 560 км) сократилось до двух часов. Администрации города и департамента Жиронда активно занялись созданием образа Бордо как идеального города для молодых и успешных специалистов. В результате Бордо стал популярен как постоянное место жительства для парижан, а поток туристов с 1993 года вырос почти в семь раз. Расположенный на границе с Бельгией Лилль оказался узлом высокоскоростных магистралей на линиях Лондон — Париж и Лондон — Брюссель, вернув себе статус третьего по величине экономического центра Франции.

Где и когда?

«По предварительной оценке, стоимость постройки ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом может составить примерно 1,5 трлн рублей», — заявил вице-премьер Максим Акимов. Высокую стоимость магистрали Акимов объяснил сочетанием сразу нескольких факторов, сообщает РБК.

«Это самый дорогой участок земли. Во-вторых, он 800 км, ровно столько, сколько и до Казани. В-третьих, это строительство новых путей. В-четвертых, это заход в Москву и Санкт-Петербург. Вы попробуйте железной дорогой зайти в Париж, например», — пояснил Акимов.

По словам Сергея Иванова, активная фаза строительства ВСМ Москва — Санкт-Петербург может начаться в середине 2020-х годов, пишет ТАСС. «Сейчас идут проектно-изыскательские работы. В 2020-м, самое позднее в 2021 году, они закончатся. Начнется ТЭО, финансово-экономическое обоснование, и только после этого можно будет предлагать что-то инвесторам», — сказал он. По мнению Павла Чистякова, в этом случае запустить готовую трассу можно к 2026—2027 году.

И всё-таки, где может пройти новгородская петля ВСМ? По словам Артема Мирона, правительство Новгородской области предлагает район неподалеку от Кречевиц. Для этого можно реконструировать старую железнодорожную ветку, ведущую на Новолисино и Павловск. Соответствующие предложения новгородцы представили в федеральный центр. Предполагается, что для разработки проекта ВСМ будет создана рабочая группа, в состав которой войдут и представители нашего региона. Это возможность напрямую влиять на решения проектировщиков.

Андрей НИКИТИН:

— Вопрос непростой, и противники идеи прохождения магистрали через Великий Новгород тоже есть на федеральном уровне. В этом году должно быть готово ТЭО и начато проектирование. Там и узнаем точно, по какой территории нашей области пройдёт ВСМ. Это наш шанс исправить историческую несправедливость, и я сделаю всё возможное, чтобы решение было принято с учётом интересов региона.