Вопросы к работе приюта для бездомных животных появились задолго до его открытия
Великий Новгород давно нуждается в приюте для бездомных животных. Об этом знает каждый горожанин, хотя бы единожды столкнувшийся с болезненной во всех отношениях темой. Сейчас трудности, связанные с передержкой и пристройством бездомных животных, лежат исключительно на плечах неравнодушных людей, работающих волонтерами некоммерческих зоозащитных организаций. По сути, у каждого активного члена НКО дома оборудованы свой частный приют или передержка для нескольких собак или кошек.
Громко сказано
Однако уже к 2020 году областной центр обязан создать приют для бездомных животных — таковы требования Федерального закона «Об ответственном содержании животных». Великий Новгород — не исключение. Для решения проблемы у муниципалитетов есть несколько путей: построить приют с нуля, заключить договоры с действующими некоммерческими организациями, содержащими свои частные приюты, создать центр для животных на базе уже существующей смежной структуры. Последний вариант оказался для мэрии наиболее приемлемым: в начале марта в городскую собственность из федеральной было передано здание Центра служебного собаководства. На его основе и было решено организовать приют.
Сейчас здесь идет ремонт — его выполняет ООО «Строительная компания Техлайн», ставшая единственным участником аукциона на контракт стоимостью 275 тыс. рублей. Работы, включающие в себя электромонтаж, отделку и организацию сантехнического оборудования, ремонт дверей и забора, должны быть выполнены до 15 июля.
— Приют — это, конечно, громко сказано, скорее Центр передержки, — уточняет Николай МИГАЛЬ, председатель комитета по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и охране окружающей среды. — Помимо основного ремонта монтируются вольеры. Какое количество животных сможет содержаться здесь, подсчитаем по нормативу чуть позже. После ремонта планируется передать здание исполнителю контракта по отлову и временному содержанию безнадзорных животных ориентировочно на два с половиной года. В дальнейшем эксплуатировать Центр будет именно исполнитель контракта. Сейчас областное законодательство приведено в соответствие с федеральным законом. Теперь необходимо разработать порядок, уточняющий все важные моменты содержания животных.
Теоретически этот самый порядок в ближайшем будущем должен урегулировать конкретные действия исполнителей контракта, он же ответит на вопрос, что будет происходить с собаками и кошками в течение 10 дней пребывания в Центре передержки, смогут ли они получить необходимое лечение, будут ли стерилизованы, чипированы.
Что дальше?
Зоозащитники, которые должны бы радоваться появлению новой структуры, смотрят на ситуацию скептически, более того — под разными углами.
— За появление этого центра мы бились с 2011 года. И я уверена, меня поддержит каждый — городу нужен приют! Причем муниципальный. Вопрос о его организации начал сдвигаться с мертвой точки с приходом губернатора Никитина. Перевод федеральной собственности в муниципальную в такие короткие сроки — это почти чудо, — рассуждает Лариса АКМАНОВА, руководитель автономной некоммерческой организации помощи животным «Жизнь». — А вот решение мэрии в дальнейшем передать эту структуру по конкурсу — подмена понятий, галочка для администрации: приют есть. Но мне уже сейчас не очень ясно, что будет дальше? Выйти участниками на конкурс, вероятно, решатся только волонтеры, люди, которым эта тема близка и понятна. Те, кто несведущ, просто не рискнет. Стало быть, организация, скорее всего, некоммерческая, не имеющая права зарабатывать деньги, выигрывая конкурс, получит в пользование центр передержки. И на что ремонтировать, к примеру, вольер, разбитый собакой? Но не только ремонтные работы, но и оплата труда, коммунальных услуг — все ляжет на плечи волонтеров. Еще одна очень важная составляющая — ветеринария. Любое животное должно быть осмотрено, чтобы знать, можно или нельзя стерилизовать его в течение 10 дней. А если оно больное, что делать? Контракт этого никогда не предусматривал.
По словам Акмановой, вся работа с бездомными собаками и кошками сейчас держится на грантах и добровольных пожертвованиях, какая-либо государственная поддержка не предусмотрена. Поэтому зоозащитники вынуждены надеяться исключительно на собственные силы и энтузиазм.
— Волонтеры могут делать многое, но везде должны быть в первую очередь специалисты. Мы можем и с удовольствием присовокупим наши силы, но приют должен быть муниципальным предприятием, — уверена Акманова. — Нельзя подменять решение общественной проблемы волонтерским энтузиазмом и неравнодушием, а брошенные животные, скитающиеся по улицам города, — это, безусловно, проблема. Явное нежелание муниципалитета принимать на себя новые обязательства сложившуюся ситуацию не облегчит, скорее, наоборот, окончательно запутает и приведет в тупик.
Частник в помощь
А вот по мнению Ирины УВАРОВОЙ, руководителя благотворительного фонда помощи бездомным животным «Спасение», схема, предложенная мэрией, работоспособна лишь теоретически. По ее мнению, все зависит от конкретных людей, которые получат контракт и займутся Центром передержки.
— Муниципальный приют сам по себе рискует превратиться в место, куда недобросовестные горожане захотят сдать надоевших животных. Именно поэтому мы долгое время не поддерживали идею его появления: он очень быстро заполнится, а что дальше — непонятно, — рассуждает Уварова. — В нашем случае появление грамотных подзаконных актов, регулирующих работу приюта или, если хотите, центра временного содержания, даже более важно, чем сам факт организации структуры. Именно в этих документах необходимо решить такой важнейший вопрос, как выпуск животных в естественную среду. На данный момент зоозащитники, работающие по контракту на отлов в Новгородской области, не имеют права возвращать на улицу стерилизованных неагрессивных собак. Какими же ресурсами в этом случае нужно обладать, чтобы кормить и пристраивать животных? И вопросов таких множество. Короче говоря, Центр сможет функционировать только в сильных и неравнодушных руках при грамотной позиции мэрии. А пока практика показывает, что частные заведения такого рода работают эффективнее и гуманнее муниципальных.
Остается добавить, что при разнице во взглядах на будущую работу Центра и его эффективность представители некоммерческих зоозащитных организаций все же единодушны в одном: вопросов к организации и функционированию новой структуры на сегодняшний день очень много. А значит, появление приюта — это точно не конец долгой непростой истории, а скорее начало новой, причем не менее сложной.