Понедельник, 25 ноября 2024

Василий Дубовский

Когда цель дорастёт до потолка,

«Иваньи перелески» Большой Валдайской тропы

Фото: с сайта valdaypark.ru

у Валдая будет полмиллиона туристов в год

Турцентр национального парка «Валдайский» — это такой маленький Рим. Туры, путёвки, гостевые дома — дороги ведут сюда. Но как говорит председатель совета туристического центра национального парка «Валдайский» Михаил ПИКИН, «ни Рима, ни Барселоны, ни прочих туристических Мекк нам тут не надо». Скромный валдайский запрос — полмиллиона туристов в год. Что, однако, втрое больше, чем сейчас.

С некоторых пор лично мне туризм представляется чем-то вроде мантры. Назовите хоть одного главу района, который не собирался бы его развивать. И покажите то место, где уже возникла бюджетообразующая величина. Может, на Валдае, которому сами история с географией, помноженные на природные красоты, велели быть успешным?

Михаил Пикин — «в теме» уже четверть века.

— Мы с единомышленниками стали разрабатывать эту жилу ещё в 1990-е, — говорит он. — Начали, можно сказать, с самого простого — охота, прием иностранцев. Потребность отправлять наших людей за границу возникла лишь в начале 2000-х годов. Затем появился запрос на путевки в санатории. Как бы заново, через серьезную паузу после того, как рухнула советская система организации активного отдыха.

— В полном соответствии с изменениями в социально-экономической ситуации.

— И с поправкой на то, что в любой ситуации надо смотреть хоть немного вперед. Поэтому в 2006-м мы создали некоммерческое партнерство — туристический центр, основным учредителем которого является национальный парк. Ведь особо охраняемая территория — не запретная зона. Экологический туризм, агротуризм — современный тренд.

— Например?

— На Валдае немало построено гостевых домиков — турцентр стимулирует процесс, консультирует желающих. Люди, которые открылись несколько лет назад, уже окупили затраты на строительство.

— Что скажете про агротуризм?

— Эта ниша не заполнена. Мало таких хозяйств, куда можно смело отправить туристов для знакомства с традиционным сельским укладом. Где можно покататься на лошадях, полюбоваться на живность — овец, кур, принять участие в сельхозработах.

— Им правда это надо — вилы в руки?

— Туристам? Из мегаполисов и даже городов поменьше приезжают семьями. Детишки, представьте себе, живой коровы не видели. Малышу разрешили взять яичко из гнезда в курятнике — полный восторг! И взрослые — как дети. Я сам наблюдал, как изумлялись наши гости, оказавшись в валдайском лесу: «Это что, брусничник?!».

Безусловно, агротуризм очень перспективен. В первую очередь для самих местных жителей, ведь они реально могут получить какую-то прибыль.

— И сколько же в районе жителей, так сказать, реально получающих? Хотя бы приблизительно.

— Попробуем посчитать. До половины населения занято в бюджетной сфере. Около 20% — в естественных монополиях. Более 10% зарабатывают на жизнь вахтовым методом — Москва, Подмосковье, Тверь, Рязань... Примерно столько же кормятся туризмом.

— Немало.

— Беда в том, что по большей части они — в теневой зоне. Я в этом вопросе радикал, считаю, что тех, кто идет в туризм, надо года на три вообще освободить от налогов. Пусть люди сначала накормят самих себя. И никакого к ним жесткого администрирования. Народ у нас исторически крайне осторожный.

— Как бы чего не вышло?

— Ген раскулачивания, я бы так сказал. К сожалению, четкого государственного подхода к развитию туризма пока не просматривается. Нельзя же рассчитывать на самосев. Сам по себе и иван-чай не множится.

(Должен заметить, что Михаил Васильевич как гостеприимный хозяин угостил меня этим «ивановым» напитком. Под валдайские пирожки так и хочется спросить: «А можно ещё?». Собирает, сушит, готовит, пакует русский чаек валдайский предприниматель — нашел ведь нишу. — В.Д.)

Кстати, его у нас меньше становится. По той простой причине, что поля продолжают зарастать. А кипрей любит, чтобы почва хоть иногда бы перепахивалась. Вы спрашиваете о цифрах... Для меня важнее вот что. Я вижу и знаю людей, занятых в сфере туризма. Кто-то построил гостевой домик, переживая, как будет жить, уйдя на пенсию. Сегодня он не думает о ней. Живет активной, здоровой жизнью. У него подрастают внуки. И вот кто-то из них, подготовленный психологически, свободный от опасений и неуверенности старшего поколения, точно будет стопроцентным предпринимателем. Туризм — это только предпринимательство. Мировая практика развития туристических территорий, городов и даже городков, как наш Валдай, показывает нам, что всё это — долго окупаемые проекты. Владелец одной престижной базы отдыха как-то мне сказал: «Я десять лет возил деньги сюда и только теперь начинаю их вывозить». Нужны большие вложения, терпение и понимание.

— И с чьей стороны всё это должно быть?

— С разных сторон. Несколько лет назад в Валдае закрыли ярмарки выходного дня. Это был такой местный моцион — приходили, общались, торговались. Предприниматели из других районов завидовали нам. Насколько мне известно, ярмарки не понравились тогдашнему руководству области — мусор на главной площади, всё такое. Ну и не только у светской власти были претензии — Троицкий собор рядом. В итоге инвесторы отказались финансировать проекты сразу по нескольким старым зданиям, представляющим ценность для Валдая. А найти инвестора — задача не из простых. Это должен быть энтузиаст, неравнодушный к Валдаю человек. Как один из наших учредителей, благодаря которому турцентр этим летом обрел свой дом-терем, прекрасно вписавшийся в историческую часть города.

— Где в соседях у него довольно много неприглядных, запущенных зданий.

— Город занимается этой проблемой, ведь она тормозит наш проект-мечту — музей под открытым небом. И власти занимаются, и мы по мере своих возможностей. И огарышами, и псевдостариной.

— Почему псевдо?

— Потому что в самом начале 1990-х Минкульт скомандовал составлять списки вновь выявленных объектов культурного наследия, а наши власти, тогда райисполком ещё, срочно включили в перечень охраны чуть ли не весь центр, рассчитывая на финансирование. А не случилось. Теперь годами бьемся, чтобы добиться разрешения на снос какой-нибудь развалюхи, непонятно на каком основании признанной памятником. Но алгоритм уже есть. Я имею в виду строительство центра водных видов спорта. Прекрасный современный объект: три бассейна, в том числе для прыжков в воду. Там будет 10-метровая вышка! Так вот, благодаря этому проекту решился вопрос сразу с тремя зданиями, мозолившими глаза.

— Среди энтузиастов Валдая — естественные монополии. Вам везёт.

— Не спорю. Ещё лет семь назад, казалось, ничто не предвещало, что наш город станет спортивным, что его украсят объекты, благодаря которым значительно возрастет и его туристическая привлекательность. Но везет тому, кто везет, не так ли? Там, где хотят делать ставку на туризм, должны иметь свою, местную стратегию.

— Иными словами, нужна своя тропа.

— Кстати, наша Большая Валдайская тропа, которая действует пока в тестовом режиме, уже очень популярна. Смотрим, какие услуги ещё можем предложить. И бизнес тоже присматривается. Я знаю предпринимателя, который успешно продает шашлык. Говорит, ему пальцем у виска крутили: кто идет в лес, тот всё берет с собой. И нам самим тоже когда-то «крутили»: какая тропа, зачем? Это старая идея. Лет десять назад мы с директором национального парка ездили в Словакию, смотрели на их экологическую тропу. Всего четыре километра, полно людей, идут плотной цепочкой. По мне, у нас лучше.

— Скажите, откуда такой подсчет: полмиллиона туристов примем, этого и хватит, пожалуй.

— Это анализ. С учетом антропогенного воздействия на нашу валдайскую природу. Мы здесь доверяем мнению специалистов национального парка. Но до полумиллиона нам ещё далеко. Хотя темпы роста высокие: в последние годы турпоток увеличивается на 5–7%. При этом мы не считаем экскурсантов, а это — основная часть приезжих.

— А количество иностранных гостей тоже растет?

— В этом году как никогда. Прибалты, немцы, англичане, норвежцы. А также жители городов-побратимов из Венгрии и Америки. Интерес к Валдаю велик. Мы это видим по тому, как расходится раздаточный материал на туристических ярмарках. В разы надо больше везти, чем раньше. Вообще, наша область хорошо звучит на таких мероприятиях. Великий Новгород прочно держит свое высокое место.

— Часом, не конкурент?

— Нам? Слушайте, все мы немного эгоисты, но не до такой же степени. Мы — партнеры. И с Великим Новгородом, и с другими городами и районами области. Нам же самим выгодно подключить экскурсионку, чтобы задержать туриста на Валдае. Вы, как я понимаю, хотите с моей помощью ответить на вопрос: способен ли туризм стать тягловым быком нашей экономики, а Валдай — примером для кого-то ещё? В перспективе, наверное, да. Есть же у нас сельские поселения с профицитными бюджетами. Как правило, благодаря крупным объектам туризма.

— Каждому поселению — по базе отдыха. Вот лозунг дня?

— Ну, так никогда не будет. К счастью, наверное. Потому что не рублем единым. Людей состоятельных, готовых вложить большие деньги в какой-нибудь объект, тянет обычно на природу. Мы недавно общались с потенциальным инвестором: хочет построить гостиницу со спа-процедурами. У нас в районе есть местечко с подходящими грязями. И довольно востребованное: аж из Якутии как-то приезжали. А в центре Валдая, в двух шагах от нашего турцентра, стоит муниципальная гостиница, давно нуждающаяся в ремонте и обновлении. Сюда бы этого инвестора — вот что нас заботит. Мы же — идейные люди...