Насколько комфортно живётся новгородцам в новых микрорайонах
При покупке жилья мы руководствуемся не только стоимостью квадратного метра, планировкой и площадью. Люди стараются выбрать квартиру в районе с инфраструктурой, необходимой для комфортной жизни. Важно, чтобы рядом с домом были поликлиника, аптеки, магазины, школа, детсад, уличная спортплощадка, крытый спорткомплекс с бассейном, скверы, велодорожки, автобусные остановки, освещение…
Среда должна быть комфортной и для жителей с ограниченными возможностями здоровья.
Появление всех этих удобств на руку и застройщикам, для которых это возможность сделать жилье более привлекательным, а значит, и более дорогим. В распоряжении РБК есть подсчёты, согласно которым близость к маршрутам общественного транспорта повышает стоимость квадратного метра на 3–5%, наличие детсада и школы — на 2–3%, автостоянка — на 3%. И городским властям это не может не понравиться. Инфраструктура — поле для развития малого и среднего бизнеса, а значит, дополнительные налоги в бюджет и новые рабочие места.
В «Ивушках» без ивушек
Что мы видим в действительности? В областном центре, где идёт активное жилищное строительство, инфраструктура в новых жилых районах не поспевает за возведением домов. К примеру, в Псковском микрорайоне развивается как индивидуальная застройка — здесь есть коттеджи, так и многоквартирная. Однако рядом с современными домами можно видеть разбитую гравийную дорогу без намека на тротуары.
Передвигаться на велосипеде здесь сравнительно удобно — заходы-сходы на тротуарах выполнены с понижением. Хотя изредка встречается высокий бордюр, и приходится спешиваться.
В сентябре прошлого года в Псковском микрорайоне открыли новую среднюю школу, и это — большой плюс. Правда, на автобусе до места учёбы детям не добраться — общественный транспорт сюда не ходит. На улице Речной начали строить детский сад, но застройщик не справился, мэрия расторгает контракт с ним. Рано или поздно дошкольное учреждение достроят, что повысит популярность района, и тогда вопрос о запуске регулярных автобусных маршрутов для «безлошадных» горожан может встать более остро.
Из преимуществ — велодорожка и небольшой сквер Каберова. Правда, укрыться в нем от солнца под тенью деревьев не получится — зелени недостаточно. Не случайно горожане боролись за сохранение березовой рощи неподалеку от строящихся домов на улице Луговой — в мэрии гарантировали, что зеленый островок не попадёт под вырубку.
В другом новом микрорайоне «Ивушки», который тоже продолжает строиться, несмотря на название, зелени да и вообще деревьев — явный дефицит. Кругом — коробки новых многоэтажек. Из плюсов — новая школа, начавшая работать в 2017 году. Тут тоже строят детский сад. Застройщик опаздывает, но о расторжении контракта со строителями никто не говорит.
Велосипедисту, колясочнику и матери с ребёнком в коляске в «Ивушках» будет трудно — удобных тротуаров с пониженными заездами очень мало. Но при этом здесь есть парковки для инвалидов. Есть и велосипедная дорожка, которая одним концом упирается «в никуда» — нет выезда ни на дорогу, ни на пешеходный тротуар.
А у нас во дворе
Общение с горожанами, проживающими в этих двух районах, получилось противоречивым. Кто-то из собеседников счёл, что продление автобусных маршрутов до Большой Власьевской не помешает, кто-то — против: много шума от общественного транспорта. В «Ивушках» горожане жалуются на недостаток магазинов и поликлиники. И в том, и в другом микрорайонах горожане пользуются пришкольными спортплощадками, куда приходят и дети, и взрослые. На недостаток детских площадок жалоб не было.
— Говорить об инфраструктуре и о каких-то удобствах строящихся у нас жилых комплексов трудно и больно, потому что местами этого просто нет, — комментирует Евгений НЕФЁДОВ, главный редактор интернет-портала «Генплан Великий Новгород», посвященного урбанистике и развитию городской среды. — Если рассуждать об автобусном сообщении, то отдельные рейсы автобуса первого маршрута начали заезжать на новый участок Большой Московской улицы, но этого мало. Кроме того, люди обращаются с просьбой сделать парковку у школы.
По словам Евгения, улично-дорожной сети в «Ивушках» нет, все пользуются дворовыми проездами. В том числе и к школе подъезжают по дворам вместо улицы Ворошилова, которой нет.
— Пешеходная инфраструктура не продумана совершенно как внутри «Ивушек», так и на периферии. Гулять очень неудобно и неприятно, — считает Нефёдов. — Нет связей и между соседствующими объектами: участками домов разных застройщиков, новыми и старыми улицами. Парковок в новых жилых комплексах делают много. Причем настолько, что остаются незаполненные асфальтовые поля во дворах. А вот с освещением — беда. «Проектстрой» (застройщик. — Прим. автора) почему-то не ставит фонари, хотя другие компании это уже делают. В «Ивушках» вместо фонарей управляющая организация вешает на фасадах прожекторы, которые с задачей освещения территории не справляются.
Вопросы без ответов
Чем на это может ответить городская власть? Показательно, что пообщаться вживую с заинтересованными чиновниками нам так и не удалось — в мэрии предпочли формат ответов на запрос.
Из ответа, который мы получили в комитете по архитектуре и градостроительству, следует, что утвержденные документы по планировке «Ивушек» и Псковского микрорайона предусматривают «необходимое разнообразие объектов социально-культурного назначения, зон отдыха и иной инфраструктуры, что делает данные микрорайоны сбалансированными и отвечает требованиям потребностей горожан». Возможность внесения изменений в эти самые документы есть — как это произошло с березовой рощей в Псковском микрорайоне, указал председатель комитета Евгений ЖИЛИН.
Ответ породил новые вопросы. Что чиновники имеют в виду под сбалансированностью? Кто и как определял потребности новгородцев? Видимо, нужно готовить новый запрос.
В отделе по дорожному хозяйству, транспорту и связи оказались более разговорчивыми и подготовили подробный ответ о том, как чиновники видят решение проблемы транспортной доступности в новых микрорайонах. Об обеспечении подъезда детей к школе уже говорилось выше. Труднее с транспортным обеспечением Псковского микрорайона и новой школы № 37. Регулярное движение автобусов на встречных направлениях здесь планируют запустить после завершения строительства улицы Каберова-Власьевской.
Сейчас, по мнению Игоря ПОПОВА, начальника отдела транспорта мэрии, возможно в порядке эксперимента изменить маршрут № 10, который обслуживают небольшие «ПАЗы», перенести конечную остановку от гипермаркета «Лента» до жилого комплекса «Аркажская слобода» и организовать посадку-высадку пассажиров в районе пересечения улицы Луговой и улицы Каберова-Власьевской, на расстоянии 450 метров от школы № 37.
Также можно изменить маршруты № 35 «А» и № 10 и организовать разворотные кольца на пересечении улиц Каберова-Власьевской и Озерной и на пересечении улиц Арциховского и Аркажской. Однако сейчас регулярное транспортное обслуживание в этом районе организовать невозможно, так как улично-дорожная сеть на условном участке «Аркажи — школа № 37» не соответствует требованиям законодательства по организации городских пассажироперевозок и обеспечению их безопасности.
Проще говоря, на улицах Аркажской, Арциховского, Луговой, Каберова-Власьевской и Белорусской нет остановок и пешеходных переходов, разворотного кольца у «Аркажской слободы», и ширина проезжей части на улице Белорусской не позволяет пустить здесь городские автобусы.
***
За комментарием мы обратились к стороннему наблюдателю, уже не первый год занимающемуся проблемами развития городских территорий, — Аркадию ГЕРШМАНУ, московскому блогеру, урбанисту, участнику международного форума «Среда для жизни: города» в Великом Новгороде:
Об инфраструктуре жилого района
Необходимого минимума нет — это всегда решается индивидуально. Всё зависит от расположения жилого комплекса. Одно дело, когда его возвели в уже существующей застройке, где есть инфраструктура, и совсем другое, если дом построили в чистом поле. Там, конечно, должны быть и магазин, и детская площадка, и автобусная остановка, и площадка для выгула собак, и многое другое.
О том, каким путём пошли Пермь и Екатеринбург
Это одна из проблем российского жилищного строительства — жилые районы строят на новом месте, куда нужно подводить всю инфраструктуру, а денег на это нет. При этом далеко не все застройщики заботятся о создании удобной среды — многим гораздо важнее получить прибыль.
В этом смысле положительный пример — Екатеринбург и Пермь, где на уровне местной власти приняли решение не расширять город, а строиться в существующих границах, потому что средств на качественную инфраструктуру не хватает. Там осваивают под строительство старые промзоны, территории рынков. Эффективность такого строительства выше, чем освоение огромных картофельных полей.
Об изменении подходов к жилищному строительству
Существующие СНиПы и ГОСТы не способны застраховать нас от плохого жилья, но при этом создают много проблем для застройщиков и лишнюю бюрократию. Практически всё, что мы имеем, — наследие нормативов 1960–1970-х годов прошлого века, по которым можно построить разве что типовой спальный район. Но уже есть рекомендательные нормативы, которые в будущем могут быть взяты на вооружение. Фактически это нормативы по созданию городской среды с делением территории на центр города, малоэтажную застройку, с низкой или высокой плотностью застройки. Это гибкие правила, которые дают местным властям вилку принятия решений по развитию территории.