Почему ильменскую рыбу возят на переработку в Астрахань?
В последние годы в нашей области появилось немало небольших цехов по переработке рыбы, которые в основном её вялят. Но, тем не менее, проблема с реализацией выловленной рыбы, особенно мелкой, остаётся.
— Это — одна из причин того, что промысловики на Ильмене не заинтересованы её добывать, — говорит председатель правления некоммерческого партнёрства «Новгородские рыбопромышленники» Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА. — Приведу цифры. Ещё 15 лет назад на промысле в Ильмене было задействовано 20 неводов, сейчас используется 5. Ставка сделана на плавные двойки, так как вылавливается крупная рыба, которая пользуется спросом. А в неводы, как правило, попадается мелкий частик — плотва, окунь, сопа, густера и другие мелкие виды рыб.
Кто-то скажет, ну и хорошо, больше рыбы останется в озере. Однако промысловики и специалисты считают, что мелкую рыбу нужно вылавливать, так как она подрывает кормовую базу ценных пород рыб. Но какой резон рыболовецким хозяйствам приобретать неводы или ремонтировать имеющиеся, подбирать на каждый из них бригаду из 12–14 человек, которых сегодня в Поозерье найти сложно, если эту рыбу некому сбыть?
Проблем нет, есть расходы
Что же в этих условиях предпринимают рыболовецкие хозяйства, ведущие промысел на Ильмене? Отправляемся в деревню Взвад Старорусского района, где находится известное далеко за пределами нашей области ООО «Красный рыбак». Почему именно сюда? Это рыболовецкое хозяйство в год вылавливает на Ильмене около 1200 тонн рыбы из 2300 тонн, которые добывают все 29 коллективов, ведущих промысел на этом озере.
— У нас нет проблем со сбытом рыбы, — сказал директор ООО «Красный рыбак» Сергей ДРОБИНИН. — Крупную щуку, судака, леща у нас охотно берут предприниматели из Великого Новгорода. Что касается мелкой рыбы, а её в год вылавливаем более 500 тонн, то мы её перерабатываем.
Оказывается, переработка ведётся не во Взваде, а на предприятиях, принадлежащих Сергею Дробинину и находящихся за тысячи километров, — в Астрахани. Во Взваде добытые плотва, окунь, сопа охлаждаются, загружаются в 20-тонный рефрижератор и при температуре минус 18 градусов доставляются в Астрахань. На поездку туда и обратно уходит около трёх суток. Но дело не только во времени. Как пояснил Сергей Дробинин, одна поездка рефрижератора в Астрахань и обратно обходится в 180 тысяч рублей, и на этих перевозках он несёт убытки.
В ожидании инвестора
Ещё недавно в Великом Новгороде работало ЗАО «Рыбный Двор», которое, по словам его бывшего генерального директора Станислава ХИТРОВА, в месяц закупало у новгородских рыбаков до 40 тонн мелкой рыбы и выпускало из неё консервы. Но вот уже два года это предприятие закрыто, а многообещающий новый рыбный завод за посёлком Панковка в Новгородском районе, в который вложено более 300 млн рублей, недостроен.
По словам Станислава Хитрова, чтобы это предприятие запустить в работу, требуется ещё порядка 42 млн рублей. Следует отметить, что поиск инвестора ведётся, и не один год. Интерес проявляют бизнесмены из Москвы, Санкт-Петербурга и даже из стран дальнего зарубежья. О важности их быстрейшего прихода говорит тот факт, что с пуском завода может появиться 230 рабочих мест. Предприятию для переработки потребуется до 800 тонн рыбы в месяц, что поможет новгородским рыбакам решить проблему с реализацией выловленной мелкой рыбы.
***
Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА, председатель правления некоммерческого партнёрства «Новгородские рыбопромышленники»:
— Мы ратуем за то, чтобы больше вылавливалось плотвы, окуня, сопы, густеры и других рыб мелких видов. Несмотря на то, что квоты и так перекрываются. Промысловики, десятилетия проработавшие на Ильмене, знающие озеро как свои пять пальцев, видят, какая рыба в нём преобладает. Что касается науки, то она в силу ряда причин не может дать реальную картину рыбных запасов в главном водоёме области.