Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Газовая атака

Использовать колонку можно только при постоянном притоке свежего воздуха

Фото: из открытых источников

Почему жители области стали жертвами «молчаливого убийцы»?

Две истории — разные и похожие одновременно — произошли 1 декабря в регионе, спровоцировав споры о качестве работы газовиков и правилах использования газовой техники. Сообщения о гибели людей в результате отравления газом приходят из разных регионов России ежемесячно. Случается, умирают целые семьи. Новгородская область пополнила эту грустную статистику.

Молчаливый убийца

Первая история закончилась трагедией. В воскресенье, 1 декабря, в Боровичах в одной из квартир родители нашли своих дочь и сына без сознания. Приехавшие на помощь родственники доставили детей в больницу, но спасти их медики не смогли: и 16-летняя девушка, и 11-летний мальчик скончались. По предварительной версии, причиной смерти стало отравление угарным газом.

В тот же день в деревне Сырково в Новгородском районе произошла вторая история, которая чуть не стала трагедией. В одной из квартир Анна Костецкая и двое её детей —16-летняя Стефания и 4-летний Серафим — едва не погибли от отравления неизвестным газом. Женщина и мальчик потеряли сознание. Их спасла дочь, которая тоже упала, почти потеряла возможность двигаться, но смогла дотянуться до телефона и вызвать помощь.

И в боровичской, и в сырковской квартирах установлено газовое оборудование — плита и водонагреватель (колонка). Что стало причиной происшествий? Халатность газовиков, которые обязаны регулярно проверять состояние газового оборудования? Невнимательность коммунальщиков из управляющих компаний? Беспечность жильцов? Неожиданный выход оборудования из строя?

Ответы на все эти вопросы сейчас ищут следователи — после случая в Боровичах было возбуждено уголовное дело. О ситуации в Сыркове в Следственном управлении СКР по Новгородской области тоже знают, держат её на контроле, но о начале проверки речи не идёт.

О происшествии в Боровичах известно немного. По словам жильцов дома, где произошла трагедия, они почувствовали запах природного газа, когда открыли дверь в квартиру. Но следователи раньше времени не озвучивают своих выводов.

О сырковской истории известно больше. По словам Анны Костецкой, 1 декабря — это было воскресенье — в 10.00 она приготовила завтрак, используя вытяжку, затем в течение 15 минут проветривала квартиру. Примерно в 11.30–11.40 она и дети почувствовали себя плохо: головокружение, руки и ноги начали неметь, судороги…

Первым сознание потерял Серафим, затем — Анна, но перед этим она успела крикнуть Стефании, чтобы та позвонила кому-нибудь, кто может вызвать скорую помощь. Дочь нажала на первый попавшийся контакт в телефоне, дозвонилась до отца Серафима, мужчина вызвал медиков и первым, ещё до приезда врачей, прибыл в Сырково.

К счастью, все остались живы. Но до сих пор приходят в себя. По заключению медиков, мать и дети получили токсическое отравление газами. Так считает и сама женщина. Ни Анна, ни Стефания не почувствовали в квартире запаха природного газа, который, как известно, пахнет весьма спе-цифично. Значит, угарный, который запаха не имеет? Не зря его называют молчаливым убийцей. Человеку хватит трёх вдохов, чтобы умереть.

Дело — труба

Специалисты компании «Газпром Газораспределение Великий Новгород», на обслуживании которой находятся плита и нагреватель в квартире Анны Костецкой, проверяли их состояние в мае 2018-го и 2019 годов — вопросов не возникло. В свой последний приезд представители «Газпрома» посоветовали Костецкой заменить газовую колонку, что она и сделала. 1 ноября газовики установили новый агрегат.

В день происшествия приехавшие в Сырково сотрудники аварийной газовой службы, которая входит в структуру компании «Газпром Газораспределение Великий Новгород», зафиксировали микроутечку в подводке к плите и заменили её в тот же день, сообщили нам в компании.

Журналистам Анна Костецкая пожаловалась на то, что гофра, на языке специалистов — газоотводящая труба водонагревателя с естественным отводом выхлопных газов, имела несоответствующий диаметр. Больший, чем нужно. Установили гофру, по её словам, сотрудники «Газпром Газорас-пределение ВН». Как раз во время замены колонки. Если трубу впихнули в неподходящее по размеру отверстие, считает женщина, могли образоваться зазоры, через которые в квартиру и поступал угарный газ от продуктов горения в работавшей колонке.

Комиссия газораспределительной компании обследовала работу водонагревателя на соответствие техническим характеристикам. В комментарии «НВ» Наталья ЛИСАКОВА, советник генерального директора по связям с общественностью и СМИ компании «Газпром Газораспределение Великий Новгород», сообщила, что нарушения диаметра трубы нет. Внутренний диаметр у неё должен быть не менее 110 мм, а в нагревателе, который использует Анна, он 140 мм, что соответствует требованиям.

Конструкция водонагревателей рассчитана на присутствие тяги в дымовом канале. Диаметр трубы, отводящий отработанные газы, должен быть больше, пояснили в газораспределительной компании. Эксплуатировать водонагреватель необходимо при постоянном притоке свежего воздуха, чтобы обеспечивалась тяга в дымовом канале. При отсутствии тяги угарный газ неизбежно попадает в помещение.

Когда газовики побывали в квартире Анны 5 декабря, то обнаружили, что на водонагревателе установлена новая гофрированная труба для вывода продуктов сгорания, а старая уничтожена (за исключением одного фрагмента).

— Это не позволило провести дополнительное обследование, — пояснила Наталья Лисакова.

Совсем не тянет

Заодно газовики проверили и наличие тяги в квартире и нашли перекрытый вентиляционный канал. По данным компании, его отверстие было полностью «закрыто воздуховодом от вытяжного фильтра газовой плиты, что препятствует нормальному воздухообмену в помещении и удалению из него отработанного воздуха».

— Согласно нормативным требованиям в помещении должен быть обеспечен трехкратный обмен воздуха: заклеивать вытяжные вентиляционные решетки или закрывать их предметами домашнего обихода не разрешается, — пояснила Наталья Лисакова.

Кроме того, в квартире Костецкой установлена механическая вытяжка, что, по заявлению газовиков, категорически запрещено в газифицированных многоэтажных домах, имеющих общую систему естественной вентиляции. При закрытых окнах и работающей вытяжке кислорода в квартире станет ещё меньше.

Газовики ссылаются на пункт 8.3 Правил производства трубопечных работ и утверждают, что Анна Костецкая нарушила инструкцию по эксплуатации газового оборудования и Правила безопасного использования газа, которые ей выдали в мае этого года при проведении планового техобслуживания.

Кроме того, по данным компании, во время работы колонки при закрытых окнах в квартире Костецкой тяги в дымовом и вентиляционном каналах нет, а это — тоже одно из нарушений Правил безопасного использования газа, согласно которым в квартире должен быть постоянный приток воздуха, так как при использовании газового оборудования в помещении сжигается кислород. В ванной тяга и вовсе обратная, свидетельствуют проверяющие, а это, согласно выводу комиссии, говорит о неисправности вентиляционного канала.

Эта проблема — одна из типичных, как следует из данных «Газпром Газораспределение ВН». С начала 2019 года специалисты компании во время своих выходов для тех-обслуживания выявили уже 47 случаев отсутствия тяги в дымовых и вентиляционных каналах в газифицированных жилых домах.

«Газпром Газораспределение Великий Новгород» направило запрос в управляющую компанию «Коммунальный стандарт». Именно она обслуживает дом, в котором живет семья Анны. Газовики просят предоставить им акты проверки дымовых и вентиляционных каналов. Кроме того, они сообщили Костецкой о том, что нужно провести перемонтаж вытяжного фильтра газовой плиты.

Кто виноват?

Дом на Советской в Сыркове находится на обслуживании УК «Коммунальный стандарт» только с августа 2019 года. Тогда же, по словам её директора Александра ЗАХАРОВА, в доме впервые провели проверку дымовых и вентиляционных каналов от газоиспользующего оборудования. Этим занимались работники самой управляющей компании — с 2018 года для этого не требуется лицензии.

Из акта проверки, датированного 8 августа, следует, что вентиляция во всех 18 квартирах пригодна для дальнейшей эксплуатации минимум до января 2020 года.

Сейчас управляющая компания организовала ещё одно плановое зимнее обследование вентиляционных и дымовых каналов, но заключила договор на проведение этих работ со специализированной фирмой.

По мнению Захарова, газовики хотят переложить ответственность с себя на управляющую компанию и собственницу квартиры. Однако если неплотно прижатая труба действительно была причиной утечки угарного газа, почему она произошла только в декабре, а не в первые дни ноября, сразу после замены газовой колонки? Это вопрос, на который пока не может ответить никто.

Что делать, чтобы продукты сгорания газа не попадали в квартиру

• Следить за состоянием дымовых и вентиляционных каналов.

• Незамедлительно сообщать в аварийную диспетчерскую службу об отсутствии или нарушении тяги дымовых и вентиляционных каналов.

• Обеспечивать приток воздуха в помещение, в котором установлено газоиспользующее оборудование.

• Запрещается вносить изменения в конструкцию дымовых и вентиляционных каналов, отверстия которых выходят в помещения с установленным бытовым газовым оборудованием.