Понедельник, 25 ноября 2024

Людмила Данилкина

Разгадать тайный код

Даты начала маркировки молочной продукции. Инфографика Алёны ГЕРЦ

Раскроет ли все секреты о составе молочной продукции специальная маркировка на упаковке?

Маркировка товаров — тема для российского рынка не новая: специальные штрихкоды уже наносятся на этикетки шуб, коробки обуви, упаковки сигарет, на парфюмерную продукцию, одежду...

Из продуктов питания первой группой, подлежащей обязательной кодировке, станут молочные товары. Предполагается, что переход молочки на маркировку будет поэтапным и начнётся с 20 января 2021 года. Пока же идёт эксперимент, в котором участвуют производители-добровольцы.

Вообще, по плану в 2024 году все продовольственные и промышленные товары отечественных компаний обязаны обзавестись уникальным DataMatrix кодом, который и экспертам расскажет всё о сырье, производителе, цепочке от завода до прилавка, и потребителям — при помощи мобильного приложения «Честный знак».

«НВ» собрали и обобщили мнения экспертов по теме маркировки молочной продукции.

Установлено опытным путём

В Минпромторге РФ убеждены, что введение цифровой идентификации должно быть выгодно участникам рынка. Во-первых, компаниям, работающим легально, поскольку, как предполагается, увеличится их прибыль. Во-вторых, государству, которое станет больше налогов собирать. И, в-третьих, покупателям, заинтересованным в качественной продукции.

В федеральном ведомстве рассчитали, что затраты на кодировку одной единицы молочного товара обойдутся примерно в 50 копеек. И, по мнению главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, обязательная маркировка такой продукции приведёт к росту цен всего на 1,8%.

Иное мнение по этому вопросу у финансовых экспертов — они прогнозируют рост розничных цен на молочную продукцию сразу на 10–12%.

Что касается заводов, апробирующих в настоящее время систему кодирования, то они столкнулись с массой проблем. Так, Московский завод плавленых сыров «Карат», где решили, что будут сами наносить маркировку на упаковки, подсчитал, что установка необходимого для этого оборудования обойдётся в 120 тысяч евро на каждую линию, которых в цехах — 16.

Тульский молочный комбинат решил пойти другим путём — сделать заказ на нанесение кодов производителю упаковки. В типографии, с которой предприятие сотрудничает постоянно, отказали в такой услуге, в другой компании взялись, но увеличили цену на 15%.

На молочном заводе «Пискарёвский», который также участвует в эксперименте, только прямые затраты на код и его нанесение оценивают суммарно в 3% от стоимости продукции.

5700 российских компаний молочной отрасли, по данным Минпромторга РФ, участвуют в эксперименте по маркировке продукции.

Против маркировки выступает и Национальный союз производителей молока. Его эксперты говорят, что кодировка решает проблему контрафакта, которого в молочной отрасли сейчас почти не осталось. Встречающиеся нарушения, как правило, связаны с фальсификатом, то есть использованием растительных жиров вместо животных, нарушением масложирового баланса. А этого система кодов не видит, утверждают в «Союзмолоке». И добавляют, что в сфере АПК работает уже информсистема «Меркурий», которая обеспечивает прослеживаемость товара от поля до прилавка, и что маркировка будет лишь дублировать эти функции.

В Национальном союзе производителей молока общие расходы отрасли по внедрению новой модели контроля оценивают в 45 млрд рублей: в 20 млрд рублей в год обойдутся коды маркировки и ещё 25 млрд нужно будет потратить на оборудование.

Новгородские реалии

Из новгородских производителей в эксперимент по нанесению на упаковку уникальных DataMatrix кодов два месяца назад включился «Лактис».

Как сообщили в областном министерстве промышленности и торговли, оборудование для маркировки предоставлено ООО «Глобал Принтинг Системс», специалисты которого определяют способы нанесения и считывания кодов.

Завод имеет порядка 20 линий розлива, из которых в сентябре предполагалось настроить на маркировку четыре — по производству продукции из ультрапастеризованного молока. Но поскольку каждая линия индивидуальна, то типовой алгоритм настройки оборудования для маркировки не сработал, так как каждый этап требует отдельных технических решений и длительной наладки. В итоге на сегодняшний день под кодировку упаковок отлажена пока только одна линия.

Руководитель Хвойнинского СПК «Левочский» Александр ФЕДОРОВСКИЙ сообщил, что поступают предложения от фирм, готовых поставить в молокоперерабатывающий цех маркировочные комплексы:

17% молочной продукции в 2019 году, по информации Россельхознадзора, не соответствовали заявленному производителем составу.

— Но мы надеемся, что федеральный центр если не отменит совсем кодировку, то хотя бы отложит её. Так как сейчас сложная экономическая ситуация, и далеко не все предприятия малого и среднего бизнеса смогут потянуть расходы на оснащение линий техникой, наносящей коды, обучение специалистов работе на ней, специальное программное обеспечение. Мы сейчас впервые за все время существования СПК думаем о сокращении заработной платы сотрудникам — примерно на 10%. Потому что конкуренция на рынке растёт, а покупательская способность населения падает — анализ продаж говорит, что снижается спрос на молоко, творог, сметану большой жирности.

Федоровский согласен с мнением, что система «Меркурий» отлично справляется с задачей контроля качества сырья и продукции из него. И дополнительный механизм не нужен.

Солидарен с коллегой и руководитель Боровичской агрофирмы «Государь» Виктор САВЕНКОВ. По его предварительным расчётам, маркировка удорожит каждую единицу молочного товара на 3–4 рубля.

— Не вижу целесообразности в новой структуре, если у государства уже имеются действенные инструменты контроля. Я имею в виду Роспотребнадзор. Предлагаю дать полномочия этому ведомству чаще проверять производства на предмет качества выпускаемой продукции и представлять полученные данные населению, — сказал Савенков.

Вместо заключения

В министерстве промышленности и торговли Новгородской области не считают, что маркировка дублирует «Меркурий».

По мнению экспертов ведомства, система электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» контролирует процесс производства и обращения животноводческого сырья и продукции, предотвращает оборот фальсифицированного и контрафактного товара, тем самым обеспечивая биологическую безопасность продуктов питания. А кодировка повышает уровень прослеживаемости от производителя до прилавка.

И в Минпромторге РФ, несмотря на сложности экспериментального периода, все же не планируют переносить сроки ввода обязательной маркировки продукции. «Мы готовы вносить изменения в нормативные акты, касающиеся корректировки технической процедуры маркировки, но не сроков», — сказал Денис МАНТУРОВ на прошедшем недавно съезде членов Российского союза промышленников и предпринимателей. И добавил, что ведомство готово обеспечить выдачу льготных займов предприятиям — для введения цифровой идентификации товаров.