Понедельник, 23 декабря 2024

Анна Мельникова

Сначала — сохранение, потом — прогулки

Так, по мнению разработчиков, будет выглядеть Окольный вал Великого Новгорода. Протяжённость данного туристического объекта — около 5 километров. Проект дом.рф

Идея сделать вал Окольного города в Великом Новгороде экскурсионным объектом вошла в топ-1000 конкурса АСИ

Судьба вала Окольного города — исторического памятника, включённого в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, — одна из перманентных тем новгородских СМИ. К сожалению, кроме фактов его разрушения, неудовлетворительного состояния, оползней, рассказать, в общем-то, пока не о чем. Два года назад вал был принят на баланс территориального управления Росимущества в Псковской и Новгородской областях. Но ведомство реставрацией объектов культурного наследия не занимается.

Впрочем, ещё до того, как памятник обрёл собственника в лице Российской Федерации, конструкторское бюро «КБ Стрелка» и новгородское ООО «Куб» подготовили дизайн-проект реконструкции бывшего фортификационного сооружения. Однако детальное обсуждение концепции проекта специалистами случилось совсем недавно, а именно после того как стало известно, что она вошла в топ-1000 лучших идей всероссийского форума Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Сильные идеи для нового времени».

О том, каким может быть функциональное предназначение главной достопримечательности Великого Новгорода, на стратегической сессии форума рассказала один из авторов проекта, молодой архитектор Центра развития городской среды Новгородской области Юлия БЕЛИЧЕНКО:

— Раскрытие исторической значимости вала может произойти за счёт создания на его территории ландшафтно-археологического парка. Вал — любимое место жителей для прогулок летом и катания со склонов зимой. Но неблагоустроенность ограничивает возможности его использования. Отсутствуют мероприятия по консервации памятника, рядом с ним нет никакой информации о значимости объекта. Он никак не включён в существующие туристические маршруты.

Для того чтобы человек имел представление об утраченных элементах фортификационного комплекса, разработчики проекта предлагают использовать систему навигации. Она может быть установлена вдоль всего памятника. Так, с помощью проекционных стел с нанесёнными на них контурами реконструированных башен давалось бы ощущение их реальных масштабов.

Юлия также назвала примеры городов, где удалось памятники крепостного строительства ранней поры сделать ещё и туристическими объектами, — это Переславль-Залесский, Городец, Плёс.

Впрочем, у экспертов сразу возник вопрос: какова стоимость проекта?

— Самое сложное — поиск средств на подготовку проектно-сметной документации (ПСД). И непонятно, как представленный проект решает проблему сохранения объекта, — высказался сотрудник кафедры архитектуры и реставрации НовГУ Сергей СЛАВИНСКИЙ.

Эксперты отметили, что за последние 15 лет предложений по реконструкции окольного вала было несколько. Их стоило бы снова пересмотреть, чтобы лучшими инициативами обогатить нынешний проект.

По словам главного консультанта департамента туризма министерства инвестиционной политики области Ирины ПЕТРОВОЙ, в настоящее время смотреть на территории вала практически не на что, и его реконструкцию надо начинать не с прокладки маршрутов:

— Сама ПСД будет стоить миллионы рублей, прежде всего нужно выяснить, что там можно делать, а что — нельзя. В настоящее время Федеральное агентство по туризму готовит программу по ревитализации исторических центров древних российских городов. Поэтому администрация Великого Новгорода должна составить концепцию инвентаризации архитектурных объектов, в которую должен войти и вал.

Между тем, как сообщил министр цифрового развития и информационно-коммуникационных технологий региона Андрей МАЙОРОВ, проект хоть и обещает стать долгим, но уже сейчас можно было бы продумать цифровое решение для системы навигации. Чтобы благодаря наведению камеры смартфона в определённых точках вала в устройстве тут же появлялась информация о том, как это место выглядело раньше, какие события с ним связаны: «Это не предполагает тысячу согласований, но к памятнику возникнет интерес. Дети катаются зимой с вала, но не понимают, что это — объект культурного наследия».