Пятница, 22 ноября 2024

Анна Мельникова

Увлечь на дистанции

Мейкеры, у которых дома не было технической возможности организовать видеозанятие, приходили в «Точку кипения».

Фото: Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

Фестиваль идей и технологий Rukami в Великом Новгороде прошёл в онлайн-режиме

В «Точке кипения», ставшей базой для проведения второго в Великом Новгороде фестиваля Rukami по популяризации технического творчества, по-рабочему суетились лишь молодые люди в джинсах и чёрных футболках с надписью на розовом фоне «Будущее в твоих руках». В их руках, в прямом смысле слова, находилась судьба фестиваля, по крайней мере, его техническая сторона. Они следили и выпускали по очерёдности в прямой эфир видео мастер-классов.

Больше активностей

Из-за пандемии коронавируса фестиваль пришлось полностью перевести в онлайн. Техническое обеспечение качественной трансляции в Интернете стало иметь такое же значение, как, собственно, и сама программа мероприятий, которых по сравнению с прошлым годом меньше не стало.

— Складывается ощущение, что ничего не происходит, но на самом деле на всех онлайн-площадках Rukami идёт движуха. У нас открыты ART-зона, зона технологий и проектирования, зона конструирования и зона прогресса, — сообщила мне на входе программный директор фестиваля Мария ВЛАСОВА. И показала на аудитории, где они условно расположены: никаких конструкторов, моделей, макетов и прочих подобных атрибутов, а только ноутбуки и видеокамеры.

Рядом с каждым комплектом аппаратуры — команда из трёх человек: специалиста по информационной системе, отвечающего за картинку, ведущего, поддерживающего живой разговор с выступающими, и волонтёра, в задачи которого входило оперативно оповещать организаторов о неполадках связи.

По требованию Центра поддержки проектов по развитию талантов Национальной технологической инициативы (НТИ) — автора фестиваля Rukami, который реализуется по всей стране, новгородцы должны были провести за два дня не меньше семидесяти так называемых активностей: мастер-классов, лекций, научных шоу, конкурсов и игр.

Виртуозы креативности

Мейкеры, иными словами, технологические и креативные энтузиасты, могли выбирать, где им выступать: подойти в «Точку кипения» или остаться у себя дома.

Антон ВАКУРОВ, сотрудник Новгородского музея-заповедника, известный также как гусельник Антоний, мастер-класс провёл из собственный квартиры.

— Нахожусь на самоизоляции, настроение грустное, потому что не в студии, — пожаловался он. Но профессиональными секретами, как создавать музыку на старинных бытовых инструментах, поделился и даже виртуозно сыграл на деревянных ложках и стиральной доске, популярных у скиффл-групп.

Вообще, формат фестиваля предполагает, что на нём можно презентовать самую необычную идею, главное, чтобы в ней присутствовала инженерная составляющая. И желательно, чтобы были задействованы и руки, и голова.

Студентка кафедры проектирования и технологии радиоаппаратуры НовГУ Екатерина ЗУЕВА продемонстрировала, как делать электрические схемы из теста. Мобильный телефон с помощью них, конечно, не зарядить, но вот опыты с тестом подростков могут увлечь.

Работа на камеру

Как призналась Мария Власова, самым сложным при подготовке Rukami в онлайн-режиме было выстроить по времени все мастер-классы. Начинаться они могли только в чётко назначенный час, форс-мажоры и вариации не допускались.

— Многие ведущие мастер-классов хотели быть занятыми в первую половину дня, чтобы потом освободиться. Приходилось включать обаяние и просить войти в наше положение, — с улыбкой рассказала Мария. — К участию в фестивале приглашали преподавателей НовГУ, «Кванториума», педагогов, входящих в кружковое движение. Но многие из них отказались: или потому что заболели, или потому что не устроил онлайн. Один из самых очевидных плюсов бесконтактного режима — к фестивалю могли присоединиться из любой точки мира и абсолютно все, у кого возникло желание: школьники, студенты, педагоги, семьи.

Правда, дальше всё зависело от мейкеров, их способностей заинтересовать темой свою публику. Между тем были обозначены жёсткие условия: за каждым мастер-классом должно одномоментно наблюдать не меньше 500 пользователей.

— Дистанционное обучение, длившееся с апреля до конца учебного года, многих преподавателей сильно прокачало в области информационных технологий. А вот выступать на камеру, чего потребовал проект «Уроков.net», поначалу было непривычно. Zoom-программа для проведения конференций, выбранная фестивалем, несложная, — отметил в разговоре со мной педагог «Кванториума» Сергей РУМЯНЦЕВ. С ним я поговорила накануне фестиваля, чтобы выяснить, возможно ли в принципе проведение фестивалей без непосредственного присутствия зрителей.

По словам Сергея Румянцева, главное — заинтересовать участников мастер-класса. Фото Анны МЕЛЬНИКОВОЙ

3D и VR

Свой 30-минутный мастер-класс Сергей Константинович посвятил развитию навыков 3D-моделирования. Позже выяснилось, что его интернет-занятие посетили более 700 человек.

— Проблема дистанционки в том, что трудно почувствовать детский отклик, обратную связь. Но педагоги готовы сделать всё что угодно, чтобы их получить. В занятиях важную роль играет живое взаимодействие, не каждый ребёнок готов, например, в чате сформулировать вопрос, а может, просто постесняется его задать. Зато при дистанционном образовании легко отключить мешающих учеников, — проиронизировал педагог. — Хотя мой мастер-класс ориентирован на детей в возрасте 12–14 лет, но я хотел бы, чтобы на него зашли специалисты и оставили свои комментарии.

Фестиваль одновременно проходил в Великом Новгороде и Белгороде, поэтому его устроители посчитали нужным организовать телемост между городами. Интерактивное знакомство подразумевало викторину по истории и обмен лекторами. От новгородской стороны выступил приглашённый мейкер, представитель московской компании VR Concept Денис ЗАХАРКИН. Он рассказал о значении технологии VR в образовании.

— Программное обеспечение нашей компании позволяет проводить коллективные совещания в виртуальной реальности с любыми 3D-чертежами. Начинали с промышленности и строительства, но этот год подтвердил гипотезу о том, что наше технологическое решение на текущем уровне цифровизации и развития рынка может оказаться востребованным и для образования. Среди клиентов компании — вузы, технопарки, колледжи. Но нам интересно понять, какие задачи наш продукт может решать в школах. С точки зрения массового рынка, виар-технология является новой и непонятной, и тут мы действуем как визионеры и евангелисты, — пояснил Денис свою миссию. — Про эту технологию школьникам не надо рассказывать, им её надо давать, чтобы они быстрее научились. А преподавателям нужно донести, что виар-технология — не обуза, а возможность, это просто, за ней — будущее. Не занимаясь ею сейчас и не используя её в практике, потеряем время в подготовке подрастающего поколения.

* * *

Итогом форума стали почти 70 часов видео-мастер-классов и лекций в свободном доступе в Интернете. Сейчас преждевременно загадывать, как в следующий раз проведут Rukami. Возможно, даже при благоприятной эпидемиологической обстановке какая-то его часть сохранится в формате онлайн, но без офлайн всё равно никуда не деться.

— Пандемия заставила перейти на удалённую работу, к этому мы стали привыкать. И всё-таки приятнее и удобнее общаться с людьми лицом к лицу, онлайн-переписка хороша, но что-то объяснить человеку, привлечь его к какому-то событию намного проще, когда смотришь на него и заряжаешь его своей энергией, — заключила Мария Власова.