Как не попасться на удочку IT-мошенников
В январе — ноябре 2020 года на территории Новгородской области зарегистрировано свыше 1830 преступлений, совершённых дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Показатели региональной киберпреступности превысили прошлогодние в два раза.
Одна из последних схем дистанционного похищения денег граждан выглядит так. Мошенники звонят на мобильный телефон с номера, обычно начинающегося с кодов Москвы или Санкт-Петербурга (495, 499, 812 или 8-800), представляются, как правило, сотрудниками службы безопасности или работниками крупнейшего банка страны и сообщают о том, что преступники получили доступ к данным карты клиента и происходит несанкционированное списание денежных средств. Нередко этому предшествует смс-сообщение о блокировке банковской карты.
Схема телефонного мошенничества начинается по двум вариантам: «С вашим банковским счётом происходят подозрительные операции!», «Кто-то взломал ваш личный кабинет в интернет-мессенджере и пытается от вашего имени взять крупный кредит».
Встревоженным людям объявляют, что для пресечения попытки взятия кредита преступниками нужно срочно взять другой на ту же или ещё большую сумму. Далее убеждают тут же оформить кредит через мобильное онлайн-приложение и буквально диктуют попавшим в ловушку гражданам порядок действий для получения такого займа.
При сомнениях клиента к разговору подключаются сообщники в образе «сотрудников полиции», убеждающих «строго следовать указаниям сотрудников службы безопасности банка», якобы идёт операция по обезвреживанию преступников, пытающихся похитить деньги с карты. При этом используются реальные номера телефонов полиции и банков, которые мошенники «рисовали» с помощью специальной технологии подмены.
— Все деньги непременно к вам вернутся, только чуть позже, когда они будут в безопасности, — убеждают киберпреступники свою жертву и с командным напором в голосе настойчиво предлагают для спасения денег срочно перевести их на «безопасный» счёт, в «резервную банковскую ячейку» или на якобы зарезервированные для этой цели номера мобильных телефонов.
Многие из угодивших в эту мошенническую ловушку доверчиво сообщают реквизиты своих «кубышек», а также секретные трехзначные коды банковских карт, самолично завершая процесс похищения денег. В этих случаях украденные деньги сразу исчезали со счетов доверчивых граждан онлайн. Но гораздо чаще мошенники убеждали свои жертвы снять деньги с пластиковой карты или со сберкнижки и перевести их на указанные «безопасные» счета.
Для того чтобы обман проходил без сбоев, мошенники постоянно находятся в контакте со своими телефонными собеседниками, непрерывно инструктируют. Таким образом, ведомая жертва перестает контролировать свои действия.
Сотрудники полиции отмечают, что преступники убеждают граждан проводить операции через платёжные терминалы не в банковских офисах, а в торговых центрах или похожих местах и переводить деньги не сразу всей суммой, а частями на разные счета, в том числе и на номера мобильных телефонов. Делается это, чтобы затруднить банковским структурам поиск следов финансовых махинаций, когда начнётся расследование преступления.
В целом общее количество киберпреступлений, совершённых в Новгородской области в июле — ноябре 2020 года с помощью вышеописанного метода, составляет около двух третей от общего их числа. Ущерб от этих преступлений превысил 41 миллион рублей. 73 процента пострадавших — женщины. Почти четвёртая часть жертв IT-мошенников — это жители самой старшей возрастной группы, от 66 до 84 лет. В то же время и более молодую категорию граждан это не обходит стороной. 55 процентам потерпевших от этих преступлений новгородцев в октябре — ноябре от 20 до 49 лет. В УВД отмечают, что за последнее время количество новгородцев трудоспособного возраста, пострадавших от дистанционных мошеннических действий с банковскими картами, возросло на 10%, а число пожилых потерпевших даже несколько сократилось.
Продолжают отмечаться факты мошенничества на популярных торговых платформах в сети Интернет либо на сайтах-однодневках, внешне схожих с официальными торговыми ресурсами. Доля таких киберпреступлений в июле — ноябре нынешнего года составила в Новгородской области 17,2%. Около семи процентов приходится на преступления с использованием IT-технологий, жертвами которых стали новгородцы, пожелавшие получить различные бонусы или призы за участие в викторинах, опросах и розыгрышах, проводимых киберпреступниками от имени известных организаций.
Свыше 13% пострадавших за последние пять месяцев от киберпреступлений жителей нашей области потеряли значительные средства, попавшись на удочку преступников, предлагавших им, в том числе — от имени федеральных органов, получить крупные денежные компенсации за некачественные лекарства и медицинские товары. Обманывают и при покупке гражданами билетов на самолеты и поезда через поддельные сайты, при играх на различных «биржах» и т.д.
Для того чтобы понять и выработать технологию раскрытия и расследования преступлений, совершённых с использованием цифровых технологий, областным УМВД изучался опыт работы других регионов России.
В региональном Управлении и в УМВД России по Великому Новгороду созданы специализированные следственно-оперативные группы. Специалисты новгородской полиции работают с банковским сообществом, руководителями и работниками служб безопасности финансово-кредитных учреждений. Одновременно органами внутренних дел области проводится большая разъяснительная работа среди населения по предупреждению таких преступлений. По указанию начальника регионального Управления МВД генерал-майора полиции Андрея Коновалова на территории нашей области сотрудники полиции проводят адресные встречи по месту жительства новгородцев.
Практически все потерпевшие от действий IT-мошенников ранее знали о таких преступлениях, но не смогли уберечься от них. Многих сбивало с толку, что мошенники называли их по имени-отчеству и порой знали данные их банковских карт.
Как поясняют специалисты по кибербезопасности, большинство данных о своих потенциальных жертвах мошенники предварительно собирают из открытых источников в социальных сетях. Они могут быть вполне доступны в интернет-магазинах и обычных торговых сетях, где люди оформляют дисконтные карты. Существует утечка персональных данных клиентов и из кредитно-финансовых учреждений.
Новгородские полицейские отмечают, что такие преступления всё же гораздо проще предупредить, нежели затем их раскрывать, и ещё раз рекомендуют следовать рекомендациям:
• Если на ваш телефонный номер позвонил неизвестный, который представляется сотрудником банка, правоохранительных органов или другой организации и просит сообщить информацию о вашей банковской карте, — незамедлительно прекратите разговор и больше не вступайте с ним в контакт, сколько бы раз ни звонил.
• Если считаете необходимым, сами перезвоните в банк по официальному номеру контактного центра — он обычно указывается на оборотной стороне карты — либо обратитесь в ближайшее отделение финансово-кредитной организации лично и выясните создавшуюся ситуацию. Не сообщайте и не вводите по требованию или просьбе незнакомых пин-код, трехзначный код с обратной стороны карты или одноразовый пароль из СМС.
Подготовил Владимир Матюшкин