Самую удачную концепцию для реновации здания областного театра драмы предложили молодые архитекторы из Санкт-Петербурга
В конце декабря завершился конкурс на архитектурную концепцию реконструкции здания областного драмтеатра. Его итоги были объявлены во время онлайн-пресс-конференции в ТАСС.
Перед участниками конкурса — а в финал вышли три архитектурных бюро ARCHIPROBA STUDIOS, FORM из Москвы и RHIZOME из Санкт-Петербурга — стояла задача, с одной стороны, в своих проектах проявить уважение к авторству архитектора Владимира Сомова, спроектировавшего здание в 1970–80-х годах, сохранить дух новаторства, а с другой — преобразить внешний облик театра таким образом, чтобы обновлённое строение вписалось в каждодневную жизнь новгородцев, понравилось им.
Особая ответственность
Здание новгородского театра относится к ярким образцам советского модернизма — направления в архитектуре, вызывающего у широкой публики, как правило, неоднозначное впечатление. Между тем, как отметила Елена МАНДРЫКО, управляющий директор проектов КБ «Стрелка» — оператора конкурса, здание театра драмы в Великом Новгороде обладает всеми признаками памятника архитектуры.
— Оно стоит на одной ступени с такими всемирно известными зданиями, как оперный театр в Сиднее и библиотека Гейзеля в Сан-Диего. За пределами России советский модернизм вызывает очень большой интерес, гораздо больший, чем внутри, — рассказала Мандрыко. — К сожалению, Владимир Сомов в момент строительства был не до конца понят. Он покинул нас в январе этого года. И на тех, кто будет заниматься в будущем проектированием и реконструкцией здания, накладывается особая ответственность.
Конкурс на разработку архитектурно-планировочной концепции реконструкции театра имени Достоевского был организован по инициативе правительства области.
Для привлечения внимания к уникальному зданию был выбран и необычный формат проведения соревнования между командами архитекторов. Конкурс-мастерская совместил функцию определения наилучшей концепции с развитием компетенций у молодых специалистов.
— Конкурс стал первым масштабным примером в стране по работе с современным модернизмом. Он дал возможность молодым архитекторам придумать проекты по интеграции древнерусского и советского наследия. Как показывает международная практика, симбиоз двух разных архитектурных сред, композиций рождает интересный туристический продукт, — выступил заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антон ФИНОГЕНОВ.
Город культуры
Каждая из трёх концепций, по наблюдению членов жюри, оказалась оригинальной и непохожей. Помогал российским архитекторам в разработке проектов куратор конкурса — директор британского архитектурного бюро Haworth Tompkins Роджер Уоттс, в портфолио которого входят более десятка реализованных проектов зрелищных сооружений. Самый примечательный — по реконструкции Королевского национального театра в Лондоне.
Так, основной идеей проекта архитекторов из ARCHIPROBA стал актуальный модернизм. Среди их предложений можно найти немало отсылок к оригинальным эскизам и нереализованным идеям Владимира Сомова.
Архитекторы из FORM вдохновились идеей «Тотального театра» со свободным сценическим пространством.
Победители же конкурса — архитекторы из RHIZOME — опирались на идею превращения театра в «город культуры», сложное и многосоставное целое, формирующееся вокруг смыслового ядра — зрительного зала и сцены.
Кроме того, немаловажным они посчитали открыть доселе скрытые процессы в жизни театра, размещённые в служебных и технических помещениях, чтобы сделать их частью опыта посетителя. В театре появятся медиатека, кафе, а также пространство для лекций и выставок.
Андрей НИКИТИН, губернатор Новгородской области:
— На основании концепции начнётся проектирование реконструкции, а потом и сама реконструкция. Я рассчитываю, что в течение следующего года регион справится с проектом. В 2017 году существовал проект реконструкции здания театра, он мне достался в наследство, когда я стал временно исполняющим обязанности губернатора. Но проект ограничивался тем, что надо укрепить плитку, сделать на крыше гидроизоляцию, здесь подкрасить, там подмазать. И было очевидно, что, потратив много средств, мы не получим ничего на выходе. Новой жизни у этого здания не будет. Но мы выбрали путь не быстрый, но, с точки зрения осознания значимости объекта, он более важный. Совместно со специалистами КБ «Стрелка» и АО «ДОМ.РФ» мы прошли буквально весь город. Я помню то ощущение, когда стала понятна концепция развития набережной и других площадок. Было ясно, что театром надо заниматься серьёзно, и без концепции не имеет смысла двигаться дальше, в проектирование и реконструкцию.