Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Что спрятано под этикеткой?

Уникальный код на упаковке расскажет всё о продукте.

Фото: Фархада Юсупова

Новгородские производители готовятся кодировать молочные товары

В России продолжается процесс ввода обязательной маркировки на разные группы товаров, которая должна гарантировать покупателю подлинность и качество. Специальные обозначения уже наносятся на лекарства, этикетки шуб, коробки обуви, упаковки сигарет, на парфюмерную продукцию, одежду... По плану, в 2024 году все продовольственные и промышленные товары отечественных компаний обязаны обзавестись уникальным Data Matrix кодом, который и экспертам расскажет всё о сырье, производителе, цепочке от завода до прилавка, и потребителям — при помощи мобильного приложения «Честный знак».

В первой группе 

Из продуктов питания первой группой, подлежащей обязательной кодировке, станут молочные товары. Предполагалось, что поэтапный переход молочки на маркировку начнётся в январе текущего года. Но сроки несколько сместились. Теперь речь идёт о том, что с 1 июня коды Data Matrix должны появиться на сырах и мороженом, правда, возможно, маркировка будет необязательна для лакомства без содержания молочных жиров и белка. Для продукции со сроком годности более 40 суток день Х наступит 1 сентября, а 1 декабря — для упаковок, которые хранятся до 40 дней.

По информации регионального минпромторга, в нашей области девять производителей молочной продукции прошли регистрацию в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

В ведомстве отмечают, что некоторые предприятия, которые намерены сами делать наклейки с Data Matrix кодами, испытывают сложности, так как сейчас им приходится осваивать совершенно новый для них вид деятельности. И пока они затрудняются планировать объёмы маркированной продукции, которые напрямую зависят от пропускной способности печатных станков.

Кроме того, как отмечают в министерстве, есть проблема со считываемостью знаков на упаковках: чтобы проверить, читается код или нет, заводам и цехам рекомендовано использовать специальные сканеры, но их стоимость и характеристики сильно отличаются, что затрудняет выбор. Возникают трудности у участников оборота молочной продукции и в целом с выбором полного набора необходимого для маркировки оборудования, поскольку цена таких предложений высока.

Размером 2 мм

Александр ФЕДОРОВСКИЙ, руководитель СПК «Левочский» и председатель Ассоциации производителей молока Новгородской области, объяснил, что в регионе — два завода, которые выпускают продукцию со сроком хранения от 40 суток, и им уже в сентябре предстоит на каждую упаковку наносить код:

— Для них это — затратное дело, поскольку нужно на каждую фасовочную линию установить наносящее маркировку оборудование. К тому же сейчас отечественные предприятия, выпускающие подобную технику, завалены заказами и не гарантируют, что успеют к сроку исполнить все.

По информации новгородского «Лактиса», стоимость кодировочного блока на один производственный конвейер составляет 3–5 млн рублей с НДС и без учёта общего программного обеспечения, а всего таких линий на заводе — 19.

На предприятии отладили нанесение кодов на упаковку путём стикерования, считывание и проведение этих работ в специальной электронной программе. При этом пока не отработали процесс объединения продукта в таре в заводскую и транспортную упаковку с сохранением информации о взаимосвязи уникальных идентификаторов.

На молочном производстве отмечают, что способ нанесения кода зависит от формы тары. Так, если речь идёт о типографском способе маркировки, то нужно следить, чтобы знак не попал под спайку стаканчика или бутылочки и не располагался близко к существующему на каждом товаре штрихкоду. Уникальное обозначение обязано иметь контрастное поле не менее 2 мм при расположении на яркой поверхности. И вот тут всё зависит от возможностей типографий, выпускающих упаковку. Специалисты молочного завода говорят, что любая ошибка при нанесении уникальных идентификаторов может привести к переоформлению всей партии. Чтобы минимизировать риски, предприятие озаботилось поиском новых сотрудников с образованием, подходящим для работы на данных операциях.

Владимир ПУТИН, Президент России:

– Мы нацелены на ограничения нелегального товарооборота, улучшение конкурентной среды для бизнеса, для наших с вами предприятий, используя в рамках Евразийского экономического союза цифровые механизмы маркировки товаров, применение которых было инициировано Россией и которые помогают обеспечить контроль за перемещением грузов по территории Союза.

Получить отсрочку 

Александр Федоровский говорит, что все КФХ и СПК области, имеющие линии по производству молочки, выпускают продукцию со сроком хранения менее 40 дней и, следовательно, в обязательном порядке должны были бы начать кодировать товар с 1 декабря 2021-го, но, вероятнее всего, получат отсрочку — на один год:

— Сейчас в правительстве страны готовится соответствующее постановление. И ещё одно — о переходном этапе на отладку процессов, в течение которого из торгового оборота не станут изымать партии, коды на упаковках которых не будут читаться. Подобную ситуацию мы все наблюдали в прошлом году, когда была запущена обязательная маркировка лекарств. По правилам, если знак не считывается на кассе и товар нельзя пробить, то продавец должен вернуть его производителю. Помимо того что это принесёт убытки заводам и цехам, может привести ещё и к отсутствию молочных продуктов на прилавках.

Александр Владимирович говорит, что новгородские КФХ и СПК, занимающиеся переработкой молока, сами не будут маркировать упаковку — оформят типографиям заказы на этикетки с кодами. Сейчас стоимость одного уникального знака на одну единицу товара — 60 копеек, нанесение его — за отдельную цену.

— Маркировка однозначно приведёт к удорожанию молочных товаров. По разным оценкам, рост составит 5–15%. Не исключено, что крупные заводы, затраты которых на запуск процесса кодировки будут максимальными, захотят хотя бы частично их вернуть и, кроме изменения отпускной стоимости продукции, ещё снизят закупочную цену сырья от ферм, — делает предположения Федоровский. — В нашем регионе многие хозяйства и так сейчас, если не получают бюджетных дотаций, работают без прибыли, то есть просто покрывают расходы.

* * *

Тем не менее маркировке быть. И новгородские производители молочных товаров сейчас активно готовятся к её внедрению. Правительство же области при участии районных властей, специалистов налоговой службы и экспертов по защите прав потребителей сейчас проводят на местах обучающие семинары по данному вопросу.