Между Великим Новгородом и Старой Руссой могут восстановить водные пассажирские перевозки
Восстановление водных пассажирских перевозок между Великим Новгородом и Старой Руссой стало одной из тем состоявшейся на днях встречи губернатора Андрея НИКИТИНА и министра транспорта России Виталия САВЕЛЬЕВА.
Глава области поблагодарил Минтранс за поддержку, оказываемую в развитии водного транспорта в регионе. Благодаря улучшению параметров внутренних водных путей на Волхове обеспечен заход круизных теплоходов в Великий Новгород. Находятся в разработке и планы по реконструкции Волховского шлюза, которая позволит более активно развивать пассажирское движение и туризм.
В Руссу на «Коммунаре»
Восстановление водного сообщения между Великим Новгородом и Старой Руссой должно стать частью общей работы по повышению туристической привлекательности региона. Андрей Никитин и Виталий Савельев договорились, что новгородская сторона подготовит и направит в Минтранс технико-экономическое обоснование необходимости развития пассажирских перевозок на этом направлении и соответственно изменения габаритов водного пути.
Водные пассажирские перевозки между Великим Новгородом и Старой Руссой начались ещё в XIX веке. «В 1857 году вице-адмирал Павел фон Моллер и купец 1-й гильдии Эммануил Нобель учредили общество «Пароходство по Волхову» для буксировки судов и перевозки пассажиров по Волхову, Ильменю и впадающим в него рекам между Новой Ладогой, Гостинопольской пристанью, Волховской станцией Николаевской железной дороги, Новгородом и Старой Руссой», — писал ранее научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья ХОХЛОВ.
К 1867 году общество владело 14 пароходами, из которых восемь пассажирских большого размера осуществляли перевозки между Новой Ладогой, Волховской станцией, Новгородом и Старой Руссой. Ещё два малых буксирно-пассажирских парохода и четыре малых буксирных курсировали между Волховской станцией и Старой Руссой. За один рейс пароходы общества могли перевезти до 150 человек на малых пароходах и до 400 — на больших. Кроме того, обществу принадлежали восемь грузовых судов.
В 1924 году насчитывалось пять пароходных линий, в том числе: Новгородская (между Новгородом и станцией Волхово), Старорусская (от Волхово до Старой Руссы) и Ловатская (от Старой Руссы до села Черенчицы с заходом в село Антипово). И в Новгороде, и в Руссе существовали пристани, к которым можно было причалить.
Пассажирское водное сообщение между Великим Новгородом и Старой Руссой существовало с XIX века. Сначала между городами ходили пароходы, а потом пришло время теплоходов и «Ракет».
Новгородцы и рушане, жители сёл и деревень на берегах Ильменя пользовались в том числе пароходами, которые когда-то принадлежали купцу Забелину, державшему большой пассажирский и буксирный флот. Крупными пароходами были «Мария Забелина», «Андрей Забелин» и «Отец Иоанн Кронштадтский». Они были приобретены за рубежом и созданы для самых комфортных водных путешествий. Известно, что в советские годы два из них переименовали в «Коммунар» и «Всесоюзный староста Калинин».
— Оба ходили в Старую Руссу, — вспоминает директор новгородского Морского центра Николай ВАРУХИН. — Я подростком катался на пароходе «Всесоюзный староста Калинин». Это был большой пароход — красное дерево, бронза, золото… До Руссы из Новгорода шёл примерно четыре часа, расстояние между городами большое — почти 100 километров по воде: по Волхову в Ильмень, затем в Ловать и Полисть. Пристань в Старой Руссе находилась между Живым мостом и железнодорожным.
Теплоходы vs автобусы
По словам Варухина, как до Великой Отечественной войны, так и после неё пароходы были популярным пассажирским и грузовым транспортом, потому что дорог тогда почти не было, а по воде вполне можно перевезти сотни людей и тонны грузов.
— Мы пароходы по гудкам узнавали — «Боян», «Гатчина», «Харьков», «Ржев», «Чита», «Барнаул», «Кемерово», «Омск», «Томск», П-48, — поделился Николай Геннадьевич.
На смену пароходам в начале 1950-х годов пришли теплоходы. Первым таким судном в Новгороде стал теплоход «Алла Ткаченко», который ходил до Шимска. В 1960-е все буксирные и пассажирские пароходы из Новгорода передали на реку Свирь в город Подпорожье (Ленинградская область) и заменили их современными теплоходами.
Вместе с ними по рекам и Ильменю в 1970-е годы стали курсировать «Ракеты» — пассажирские суда на подводных крыльях, которые развивали скорость до 60 км/час и от Новгорода до Руссы добирались за полтора часа. Ещё позднее появились теплоходы «Заря», они могли ходить со скоростью 45 км/час. И те и другие курсировали между Старой Руссой и Волховстроем, останавливаясь в Новгороде.
По мнению Николая Варухина, возврата к регулярным пассажирским перевозкам уже нет. С появлением асфальтированных дорог альтернативой теплоходам стали автобусы, которые могут добраться до населённых пунктов, расположенных далеко от водных маршрутов. Другое дело — туристические поездки.
— Туризм очень здорово развивается, — говорит руководитель Морского центра. — Но восстановление водных перевозок по Волхову и Ильменю важно и с точки зрения доставки грузов. Европа ведь продолжает ходить по каналам — это грузовой и пассажирский транспорт. И в Новгороде в советские годы был контейнеровоз, который вмещал 800 контейнеров. Полтора дня пути, и он был в Ленинграде. А сколько нужно грузовиков, чтобы перевезти такое число контейнеров! Необходимо оплатить расходы на топливо, работу множества водителей. Контейнеровозу нужен экипаж всего в 12 человек. Действовали когда-то и международные перевозки: из посёлка Парфино в Финляндию возили фанеру — через Ловать, Ильмень, Волхов, Ладожское озеро, Неву и в Финский залив. А когда Новгородский речной порт приобрёл суда класса «река-море», то они и в Германию и Англию ходили.
Большая расчистка
Заместитель директора Новгородской пассажирской судоходной компании Александр ПРОКОФЬЕВ отметил, что восстановление пассажирских перевозок между Великим Новгородом и Старой Руссой возможно после расчистки фарватера, по которому когда-то ходили суда. Такие работы необходимы и на Ловати, и на Полисти, так как за прошедшее время их занесло илом, дно заросло водорослями.
— Когда-то на всём фарватере стояли земснаряды, которыми каждый год проводили расчистку дна. Соответственно, чтобы вернуть перевозки, нужно восстановить и эту систему, — сказал Александр Прокофьев. — Кроме того, сейчас на озере и реках ведётся рыболовство, повсюду ставят сетки, мерёжи, и они тоже могут стать проблемой для теплоходов. Надо урегулировать и этот вопрос.
А пока Новгородская пассажирская судоходная компания планирует в 2022 году запустить теплоход на линию из Великого Новгорода до острова Липно, в дельте Мсты. Здесь находится храм XIII века, освящённый в память Николая Чудотворца.
Новгородцы уже приобрели водомётный теплоход. Он вмещает 30 пассажиров. Осадка в 40 см позволит дойти до острова, который привлекает и горожан, и туристов. Пока в судоходной компании готовят документы, необходимые для запуска рейсов, и думают над названием нового судна.