Пятница, 03 мая 2024

Людмила Данилкина

Делянка, которой нет

От лесоустройства зависят и разработка делянок, и лесо-восстановление.

Фото: из архива НВ

Чтобы у жителей новгородских деревень всегда были дрова, нужен федеральный закон

Жители Поддорского района на встрече с представителями регионального правительства, состоявшейся две недели назад, в числе острых тем назвали и лесоустройство. Удалённость делянок на 10–15 километров от населённых пунктов не позволяет гражданам самим заготавливать дрова.

Утверждённые 30 с лишним лет назад площади, подлежащие разработке, давно уже таковыми не являются, зато в других местах созрел лес, но его нет в официальных документах, следовательно, рубить нельзя...

В этом муниципалитете, что называется, накипело. Но и в ряде других районов ситуация примерно такая же. «НВ» попытались выяснить, почему.

Кто в лес, кто по дрова 

Причина бед — в процедуре лесоустройства, которая в лесных массивах, в зависимости от их категории, должна проводиться раз в 10 или 15 лет. В Поддорском районе, по словам главы Елены ПАНИНОЙ, в последний раз комплексные работы по организации фонда, его описанию, учёту и изучению, а также разработке на перспективу проектов ведения лесного хозяйства проводились в 1990-х годах.

— Вот он, спелый лес стоит. А на бумаге нигде не значится, и пилить его нельзя! На отведенные по устаревшим документам делянки за десятки километров от деревень пенсионеры, понятное дело, сами не поедут. Им приходится покупать дрова у коммерческих заготовщиков, а этой весной цена за телегу кусалась — 5–6 тысяч рублей, к осени, возможно, будет ещё дороже, — говорит Панина.

По её мнению, отсутствие документов, отражающих реальное положение дел с лесофондом и являющихся основанием для разрешений на заготовку древесины, — одна из возможных причин незаконных рубок.

В министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области проблемы не отрицают.

— В нашем регионе площадь земель лесного фонда составляет 3,9 млн гектаров. На сегодняшний день лесоустройство проведено на 2 млн гектаров — на территории 10 лесничеств. А вот в Валдайском, Любытинском, Маловишерском, Маревском, Поддорском, Старорусском, Холмском, Шимском районах таких работ не было более 10 лет, — объясняет заместитель министра Михаил ТРОФИМОВ. — То есть имеющиеся в нашем распоряжении материалы лесоустройства по этим муниципалитетам не актуальны.

В ведомстве говорят, что федеральный центр финансирует проведение лесоустройства, но в недостаточных объёмах — наша область на эти цели получает ежегодно порядка 10 млн рублей. Их, с учётом того, что таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительного, полевого процесса, составления устроительной документации, хватает на отработку только одного лесничества.

— Пытаемся искать варианты решения проблемы. Так, лесоустройством участков, переданных в аренду, занимаются за свой счёт фирмы, заготавливающие там древесину. И уже исходя из их таксационных описаний вносятся изменения в имеющиеся материалы лесоустройства, — говорит Трофимов.

Владимир ПУТИН, Президент России:

— Следует выстраивать эффективную вертикаль управления в лесном комплексе, последовательно и жёстко заниматься декриминализацией отрасли, повышать качество государственного лесного надзора. Нужно реформировать систему лесоустройства, чётко разграничив полномочия федеральных, региональных и местных властей. Должен появиться правовой институт административного обследования лесных участков.

Корень проблем

Лесоустройство — тема актуальная для всех регионов страны. Весной в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования правового регулирования отношений в области лесоустройства». Но пока он не принят.

Вице-премьер Виктория АБРАМЧЕНКО, курирующая в правительстве лесную отрасль, утверждает, что из-за отсутствия полных и актуальных данных невозможно вовлечь в хозяйственный оборот почти 140 млн гектаров лесов, расположенных на территориях интенсивного лесопользования.

«Для серьезных изменений в лесном комплексе страны мы должны по‑новому посмотреть на данные о лесных ресурсах страны. Полномочия по лесоустройству нужно полностью передать на федеральный уровень (по Лесному кодексу 2007 года некоторые из направлений лесоустройства были спущены на региональный уровень. — Прим. автора). А результаты лесоустроительных работ должны стать основой для планирования использования лесов в десятилетней перспективе», — считает вице-премьер.

Законопроектом вводится понятие лесоустройства как системы мероприятий по проектированию территориальных единиц управления лесами, определению их границ, планированию хозяйственных мероприятий на этих территориях. Кроме того, документ закрепляет требования о предоставлении участка в аренду только при наличии актуальных материалов лесоустройства.

В правительстве Новгородской области ждут принятия данного законопроекта. По информации профильного министерства, на то, чтобы в названных районах провести лесоустройство, нужно как минимум 160 млн рублей, которых в региональном бюджете нет.

* * *

В Поддорье Михаил Трофимов сказал жителям, что если федеральное финансирование не увеличится, то до района очередь по лесоустройству дойдёт через несколько лет.

Из выступления Андрея НИКИТИНА на Российско-австрийском лесохозяйственном форуме:

— Австрия — небольшая страна, где не такие большие лесные площади, но за счёт качественной научной работы и правильного использования лесных ресурсов объёмы лесопереработки очень серьёзные. Для Новгородской области этот опыт крайне интересен. Для нас важно, чтобы лесная отрасль, которая в нашем регионе является ведущей, наращивала свои темпы и объёмы. Важно заниматься лесовосстановлением, работать с кадровыми ресурсами и двигаться вперёд с точки зрения науки.