Четверг, 19 декабря 2024

Людмила Данилкина

Звёзды героям

Александр Алтухов (в центре) у возведённого мемориала погибшим от рук оккупантов жителям деревни Папоротно Поддорского района.

Фото: из архива Александра АЛТУХОВА

Увековечить память солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны, — это не просто навести внешний порядок на захоронениях

Два года, как в России действует целевая программа по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества. В апреле текущего года в одноимённый федеральный закон от 1993 года были внесены существенные изменения, разработана и областная программа.

О том, как на нашей территории идёт процесс благоустройства мемориалов, о не вошедших в федеральные документы захоронениях, о том, зачем нужно было писать ещё и региональную программу, «НВ» рассказал руководитель Мемориальной группы экспедиции «Долина», член Общественной палаты Новгородской области Александр АЛТУХОВ.

— Александр Игоревич, именно Новгородская область несколько лет назад инициировала обсуждение на федеральном уровне целого ряда проблем, связанных с благоустройством и содержанием воинских захоронений. В итоге в 2019 году появилась государственная целевая программа сроком действия до 2024 года, на которую регионы возлагали большие надежды. Они оправдались?

— Отчасти. Забота о памятных объектах, связанных с событиями 1941–1945 годов, входит в обязанность органов местного самоуправления, только вот денег на это у большинства муниципалитетов нет. Приведу пример: ещё несколько лет назад в Старорусском районе на содержание более 70 захоронений в год выделялось всего около 60 тысяч рублей! Чтобы отремонтировать разрушающиеся памятники, их необходимо поставить на кадастровый учёт, а это тоже средства, и немалые.

Целевая федеральная программа задала единые для всей страны правила, что уже само по себе хорошо. На территории Новгородской области порядка 700 солдатских захоронений, из которых официально на учёт поставлены 549. Вот на их благоустройство в течение шести лет мы изначально и просили у Федерации 500 миллионов рублей. Однако нам определили меньшую сумму.

В 2019 году программа заработала с опозданием, не было понимания, кто на региональном уровне должен координировать эту работу, федеральный оператор — Министерство обороны — тормозил с выделением средств, потому как данное ведомство не специализируется на межбюджетных процессах. Муниципалитеты путались в процедуре проведения аукционов на исполнение контрактов. И прочее, и прочее. В общем, к концу 2019-го регион не успел освоить все деньги, и часть пришлось вернуть в госказну. Сейчас дело уже идёт быстрее, так как появился опыт, но по-прежнему есть недофинансирование работ по намеченным объектам. В Министерстве обороны, правда, обещают в 2023–2024 годах в разы увеличить выделение субъектам РФ средств. Однако есть вероятность все же не успеть за два года благоустроить все мемориалы — с учётом отставания прошлых лет.

— Новгородские поисковики тоже борются за право благоустраивать захоронения. Почему?

— Потому что для поисковиков понятие увековечивания памяти погибших бойцов Красной армии куда более обширно, чем просто наведение внешнего лоска на могилах. В 2019-м, когда целевая программа только заработала, многие строительные фирмы решили, что это лёгкие деньги: подумаешь — заменить плитку, ограду, обновить надписи на плитах... На торги выходило большое количество компаний, для которых мемориальный комплекс — всего лишь способ заработать: материалы выбрать подешевле и сделать побыстрее.

На аукционах мы осознанно уходили в минус, чтобы только не отдать памятники залётным бригадам, вреда от деятельности которых зачастую больше, чем пользы. Мы за работу отвечаем — перед своей совестью, перед семьями погибших героев, перед памятью о них.

Муниципалитетам, на территории которых находятся солдатские захоронения, необходимо ужесточить требования к претендентам на такие подряды. Они прописаны в федеральном законодательстве, надо их использовать.

За последние несколько лет в Новгородской области прошли процедуру выверки имён и последующего благоустройства десятки захоронений. Имена почти 40 000 павших защитников Отечества возвращены из небытия и увековечены на мемориальных плитах.

— В федеральную целевую программу по увековечиванию не вошли направления, которые поисковики считают очень важными...

— Главное, на мой взгляд, что не вошло, — это выверка имён захороненных бойцов. Мы недавно ездили в Псковскую область — помогали коллегам по реализации проекта «Без срока давности». Я, естественно, воспользовался случаем и расспросил, какие работы у них идут в рамках ФЦП. Так вот, там просто красят оградки, вырубают лишнюю растительность, в общем, наводят декоративную красоту. Они не сверяют правильность написания имён с учётными карточками по личному составу, не уточняют по документам количество погребённых в каждом конкретном месте, не устраняют ошибки на плитах, которые были допущены ещё в советские времена при создании воинских мемориалов.

С окончания войны прошло 76 лет. Если сейчас в процессе благоустройства захоронений не сделать сверку имён, не нанести на плиты правильные данные, то потом на протяжении длительного времени этим вряд ли кто-то будет заниматься. По опыту проведенных нами выверок видим, что из списка уходят 5–10% имен. Часто из-за того, что они одновременно указаны в других захоронениях. Мы поднимаем архивные документы, выясняем, где же именно этот человек погребен. И одновременно в каждый список добавляется очень много новых бойцов, ранее не увековеченных. А это люди, которые сражались и погибали на новгородской земле.

Новгородские поисковики уже много лет ведут сверку. Так как данное направление не попало в ФЦП, то в текущем году общественная организация «Новгородская земля», председателем которой я являюсь, занималась этим на средства Фонда президентских грантов. Помимо выверки списков мы ещё начали создание электронной базы воинских захоронений области — в ней будут размещены фотографии, карты, геопривязки и самое главное — актуальные списки погибших героев, на основе которых можно проводить реконструкции захоронений и увековечивание имён.

В 2022 году в нашем регионе планируется благоустроить 149 воинских захоронений. Работа по выверке имён ляжет в основу благоустройства этих объектов.

— Не вошли в федеральный документ и солдатские могилы, которые находятся в труднодоступных местах. Вы внесли предложения по решению этого вопроса.

— Да, в нашем регионе из неучтенных захоронений более 100 находятся на территории лесного фонда, и любая попытка муниципалитетов привести их в порядок грозит главам уголовной ответственностью за нецелевое использование средств.

Наши предложения в программу «Увековечивание памяти погибших в годы Великой Отечественной войны на территории Новгородской области» подразумевают в том числе и разработку методических рекомендаций органам местного самоуправления для постановки на кадастровый учет таких земельных участков.

— В апреле были внесены изменения в федеральный закон 1993 года об увековечивании. Что дают поправки?

— Конкретизируются многие понятия, уточняются действия ведомств и самого процесса работ по увековечиванию. Но самое главное новшество — в том, что в 2022 году в структуре органов власти субъектов РФ появится отдельное подразделение, которое возьмёт на себя все вопросы по направлению увековечивания памяти павших воинов. В начале нашей беседы я сказал, что в 2019-м были сложности с определением в регионе уполномоченной структуры, которая бы координировала действия всех заинтересованных сторон. У нас ответственным стал областной минстрой, специалисты которого однозначно всё понимают в вопросах благоустройства. В ряде других регионов воинские захоронения отнесли к тем ведомствам, которые курируют патриотическое направление: в одних субъектах это министерства культуры, в других — образования, в третьих — спорта... Понятно, что при таком разбросе сильно разнятся и подходы на местах к теме увековечивания.

В следующем году ситуация изменится: определенный правительственный орган возьмёт на себя все вышеперечисленные направления действующей федеральной целевой программы и последующих проектов.