Понедельник, 25 ноября 2024

Мария Клапатнюк

Выходи, приехали

Работу такси регулирует исключительно рынок. Все взаимоотношения сформированы им: цена, спрос, предложения.

Фото: Алёны ГЕРЦ

Рынок такси регулирует себя сам. Получается — не очень

По итогам первого полугодия в Великом Новгороде наблюдается значительное снижение числа выданных разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. В сравнении с прошлым годом сокращение в областном центре составило 40%. Такую цифру озвучило региональное министерство транспорта и дорожного хозяйства на одном из совещаний в мэрии, ориентированном на повышение уровня легализации в сегменте.

При этом сами официальные перевозчики сходятся во мнении, что причины для сокращения числа лицензий есть, и это далеко не единственная проблема таксистов.

Официалы и нелегалы

Своё объяснение тенденции предлагают и чиновники.

Так, по мнению Аллы АЛЕКСЕЕВОЙ, заместителя министра транспорта Новгородской области, количество разрешений на перевозку пассажиров сокращается, поскольку перевозчики перестают заниматься индивидуальным предпринимательством или же уходят в тень.

— Плюсы официального такси для пользователя очевидны: при легальных перевозках в случае какого-либо инцидента или ЧП шансы защитить интересы, в том числе материального характера, в правовом поле — больше, есть основания и возможность заявить исковые требования, — поясняет Алла Игоревна. — В теневом сегменте незащищённым остаётся и сам таксист.

То же самое касается и деятельности агрегаторов, под завязку заполнивших рынок перевозки пассажиров легковым транспортом. Действительно, гарантировать, что на заказ такси через агрегатор приедет легальная машина, не может никто.

— Все прекрасно понимают, что агрегатор — это предоставление информационной услуги. Он обеспечивает клиенту машину. А машине передаёт заказы. Казалось бы, все довольны. Но! Сам агрегатор ответственности ни за что не несёт. Устаревший на сегодняшний день «закон о такси» никаким образом это не учитывает. Ситуация складывается так, что агрегатор работает вне закона, и это играет ему на руку, — поясняет Алла Алексеева. — Поэтому в целом обеспокоенность минтранса и других официальных структур сокращением разрешений связана не столько с «недособиранием» налогов, сколько с желанием навести порядок в сфере.

Все респонденты отмечают, что на месте решить проблему перевозок и навести порядок в сфере такси нереально: делать это нужно на федеральном уровне.

Закон ужасно устарел

За наведение порядка ратуют и официальные перевозчики.

К примеру, ООО «ПАТП-Таксопарк» на новгородском рынке выступает в качестве агрегатора и перевозчика одновременно. При этом процент перевозок на своих авто на предприятии очень мал.

— Сокращение количества разрешений на перевозку — процесс естественный, поскольку официальной работы всё меньше и меньше. Пандемия нанесла по нашей сфере жестокий удар. В прошлом году, после объявления весеннего локдауна, нам было не прийти в себя до осени. Количество заказов сократилось более чем в половину. Потом постепенно начало прибавляться. Но на допандемийный уровень мы ещё не вернулись, — рассказывает директор «Таксопарка» Олег ПЯТИН. — Сейчас человеку неинтересно, невыгодно официально работать таксистом. Получение разрешения влечёт за собой ответственность: лицензированный ремонт, соблюдение режима труда и отдыха, медицинский предрейсовый осмотр, дорогая страховка, наконец, «шашечки», которыми нужно оборудовать транспорт.

Но самое главное, по мнению Пятина, — отсутствие современного закона о такси, который грамотно выстроит отношения между пассажирами, такси и агрегаторами и позволит полноценно и выгодно работать.

Коллегу поддерживает и Михаил БЕЛОВ, глава ООО «Шесть Пятерок», и описывает механизм получения разрешений на перевозки, действующий сейчас: по закону самозанятый человек не может получить разрешения на перевозку пассажиров легковым транспортом, так как он не индивидуальный предприниматель и не юрлицо. Кроме того, лицензия выдаётся на автомобиль, а не на человека. Поэтому, к примеру, разбитая машина влечёт необходимость снова получать разрешение. С другой стороны, автомобиль, проданный следующему владельцу, при небрежном обращении с документами даёт ему право заниматься перевозкой легально.

— Если говорить утрированно, то сейчас получение разрешения — скорее бессмыслица. Бонусов в работе оно не даёт, разве что гарантирует неприкосновенность в случае рейда минтранса на «контрольной закупке»: спасёт от штрафа, — поясняет Михаил Белов. — В остальном работает исключительно рынок. Все взаимоотношения сформированы им: цена, спрос, предложения. Рынок регулирует сам себя. Закон ужасно устарел, не учитывает сильных игроков, крупных агрегаторов. При таком положении дел разрешительные документы — дело далеко не приоритетное.

* * *

Впрочем, многие пассажиры, даже регулярно пользуясь услугами такси, не копают так глубоко: клиенту нужно добраться до места быстро и подешевле. Вопросы качества оказанной услуги, естественно, всплывают, однако дальше возмущения в соцсети дело чаще всего не идёт.

При этом официальные структуры обещают увеличить количество рейдов в формате «контрольной закупки», а кроме того, рекомендуют пользователям самостоятельно проверять наличие разрешения на перевозку. Сделать это можно по госномеру автомобиля в официальном реестре на сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства региона.

Теги: Великий Новгород, общество, пассажироперевозки, такси, транспорт