Родители проявляют внимание к семейной форме обучения детей
В России семейное образование уходит корнями в дореволюционное время, когда детей в дворянских и купеческих домах обучали гувернёры. Что касается новейшей истории нашей страны, то с 1992 года такая форма обучения закреплена федеральным законодательством. И родители вправе выбрать её.
Но несмотря на то, что данному образовательному формату скоро стукнет 30 лет, ещё 7–10 лет назад статистика говорила, что лишь отдельные российские семьи, и то в мегаполисах, решаются забрать ребят из школы и взять на себя организацию, а также ответственность за их учебный процесс.
Однако в последние годы ситуация начала меняться — тех, кто предпочитает анскулинг, или обучение на дому, становится больше. Столичный тренд дошёл и до Новгородчины.
Принят на аттестацию
Сразу уточним, что в федеральных нормативных документах закреплено семейное обучение и домашнее. Это не одно и то же. На домашнее отправляют детей со слабым здоровьем, к которым педагоги ходят сами.
Чтобы перевести школьника на семейную модель, достаточно желания его самого и его законных представителей. Если решение принято, родители письменно уведомляют муниципальные органы образования и то учреждение, в котором ребёнок обучался. Школьника на основании такого заявления отчисляют и отдают личное дело.
Но согласно закону дети, осваивающие программу дома, должны для прохождения аттестации — итоговой обязательно и промежуточной по желанию — закрепиться за любым общеобразовательным заведением России, имеющим право выдавать документы гособразца.
Как пояснили в региональном министерстве образования, отказать в приёме ребёнка для проверки его знаний школа может только в одном случае — если нет места в классе (на период аттестации такой учащийся зачисляется в класс. — (Прим. автора).
— Тогда директор учебной организации письменно оформляет отказ. С этой бумагой мама или папа идут в комитет или отдел образования городской или районной администрации, где им обязаны оказать содействие в подборе другого учреждения для аттестации их ребёнка, — уточнил Анатолий ШЕПИЛО, заместитель министра образования Новгородской области.
Руководители школы, которая приняла «семейника» на время, обговаривают с его родителями условия. В случае сдачи итоговых экзаменов за 9 или 11 класс речь идёт о консультациях педагогов перед тестами, об общих правилах сдачи ГИА. Когда же необходима промежуточная проверка усвоенного материала, то уточняется, будет ли ребёнок писать контрольные в конце каждой четверти, полугодия или один раз сразу за весь учебный год, как и с какими педагогами семье нужно взаимодействовать, чтобы подготовиться и пройти аттестацию.
В случае если ученик не справится с проверочными работами, встанет вопрос о его возвращении в обычную школу.
Последствия пандемии
Как рассказали «НВ» в комитете образования администрации Великого Новгорода, три года назад всего лишь семь детей находились на семейном обучении. И это случаи, когда школьники серьезно занимаются спортом и часто бывают на сборах и соревнованиях, либо когда папа и мама уезжают на несколько лет работать за границу и берут с собой ребятишек, предварительно переведя их на семейный формат образования.
— В этом году уже более 70 человек, по заявлению родителей, отчислены из школ города, — прокомментировала председатель комитета Ирина ШАНАЕВА. — Существенную роль в этом сыграла пандемия. Если прежде переходили в основном старшеклассники, то сейчас есть ребята из среднего звена и даже из начальной школы, в том числе первоклассники. Их родители объясняют выбор семейного образования заботой о здоровье детей в связи со сложной эпидситуацией из-за распространения коронавируса.
На федеральном уровне эксперты отмечают, что анскулинг подтолкнула дистанционка, которую все российские школы стали применять с 2020 года. В результате плохой организации процесса при такой модели обучения, перекладывании педагогами своих обязанностей на плечи родителей и снижения качества знаний у ребят некоторые родители стали искать иные варианты, как дать школьное образование детям, и обратили внимание на семейную форму.
В министерстве образования Новгородской области с этим мнением согласны, но отчасти.
— Да, одних дистант навёл на мысль о семейной модели обучения, но при этом многие, кто, возможно, раньше и задумывались об этом, во время школьных занятий на удалении поняли, что в постоянном режиме такой обучающий процесс сложно организовать. Поскольку подавляющее большинство мам и пап работают и не могут контролировать, чем ребёнок в это время занимается дома, — высказал точку зрения Анатолий Шепило.
Данные общероссийской статистики по количеству обучающихся по семейной форме сильно разнятся. За 2020 год называются и 18 тысяч детей, и около 50 тысяч, и даже более 100 тысяч. При этом общая численность российских школьников — свыше 16 млн человек.
С домашним заданием или без него
В числе тех, кто в этом учебном сезоне стал обучаться дома, — пятиклассница Кристина ФРОЛОВА из Великого Новгорода.
— Дочь учится хорошо и даже в олимпиадах участвовала. Но часто отсутствовала в классе по причине болезни, и приходилось пропущенный материал нам с мужем штудировать, разбираться в нём самим и потом ей объяснять, — рассказала мама Елена. — Мы несколько лет раздумывали над тем, стоит или нет забрать её из школы. У наших друзей в Геленджике ребёнок уже три года занимается дома, и они довольны результатом. Вот и мы решили перевести Кристину на семейное образование начиная с 5 класса, то есть после перехода в основное звено.
Елена говорит, что разные варианты подготовки вне стен класса рассматривала — и репетиторов нанимать, и самой с дочерью заниматься, поскольку домохозяйка. Но остановилась на онлайн-школе, а в стране сейчас довольно много таких организаций, готовых работать с детьми, переведёнными на семейный формат образования.
Мама девочки уточняет, что первое время приходилось садиться на занятиях вместе с Кристиной, объяснять, что для неё это такая же работа, как когда она находилась в классе, что на столе у неё должны быть ручки, карандаши, линейки, тетради, в которых записи нужно вести так же, как в обычной школе. Но поскольку уровень самоорганизации у ребёнка высокий, то она быстро вошла в ритм, и сейчас нет проблем с уроками.
Плюсы и минусы
Мама пятиклассницы в числе преимуществ такого образования называет возможность заниматься в удобное для дочери время, если что-то недопоняла, возвращаться к видеозаписям уроков неограниченное количество раз, консультироваться с предметниками, учиться даже в отъезде.
Об этих же плюсах данной модели говорят федеральные и региональные аналитики. Но есть у анскулинга и существенные минусы.
Специалисты, во-первых, называют недостаточную социализацию ребятишек, которые большую часть времени находятся вне коллектива сверстников. Во-вторых, низкие требования онлайн-школ к знаниям своих учащихся. В-третьих, на федеральном уровне не решён вопрос с бюджетным финансированием семейного обучения — сейчас все расходы ложатся на плечи родителей.
Есть и ещё одна опасность, которую пока, возможно, всерьёз и не воспринимают. Мальчиков и девочек исключают из школ, и если их родители решили, что нужна только итоговая аттестация, то на несколько лет эти ребята вообще исчезнут из поля зрения педагогов государственных образовательных заведений. Возникает вопрос: кто, как и чему их обучает в этот период? Сейчас за этим никто не следит.
В качестве примера показательна история из Боровичского района. Там в Перёдском сельском поселении есть семья, переехавшая из Санкт-Петербурга. Старший сын переведён на анскулинг. Его образованием и развитием занимается мама, имеющая высшее педагогическое образование. Но юноша ни разу не писал промежуточные контрольные работы, не сдал он экзамены и за 9 класс, хотя ему 17 лет. И в связи с отсутствием документа об основном общем образовании уже возникли проблемы с постановкой молодого человека на учёт в военкомат. Сейчас его мама начинает узнавать про то, как сдать ГИА, но заявление на аттестацию пока не писала.
* * *
Семейная форма обучения начинает завоёвывать позиции. Однако специалисты отрасли образования убеждены, что она не конкурент традиционному школьному формату. Так это или нет, покажет время.