Пятница, 22 ноября 2024

Людмила Данилкина

Я спросил у Путина

17-я пресс-конференция Президента России шла 3 часа 56 минут, для сравнения, в 2020-м году онлайн-общение продлилось 4 часа 29 минут.

Фото: kremlin.ru

На своей ежегодной пресс-конференции Президент России ответил на 55 вопросов журналистов

В прошлом году, из-за сложной эпидситуации, с аккредитованными российскими и зарубежными представителями СМИ Президент РФ Владимир ПУТИН общался онлайн. В 2021-м, хоть пандемия, к сожалению, и не закончилась, глава государства решил дать пресс-конференцию очно, как это и было прежде.

Пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ заблаговременно объяснил, что в этом году встречу удалось организовать очно благодаря технологической адаптации к условиям пандемии и «относительно спокойному периоду с эпидемиологической точки зрения». Он подчеркнул, что для таких мероприятий живой формат просто необходим.

Правда, попасть на пресс-конференцию смогли лишь 507 журналистов, хотя были годы, когда аккредитацию получали свыше 1700 человек. Небольшое количество приглашённых объясняется просто: именно столько людей, с учётом требований безопасности Роспотребнадзора, смог принять Манеж, один из самых вместительных залов Москвы.

Надо отметить, а автор этих строк была в числе аккредитованных лиц, хорошую, с точки зрения соблюдения норм санитарных и безопасности, организацию мероприятия. Во-первых, все журналисты обязаны были сдать три ПЦР-теста на ковид, и только в случае отрицательных результатов могли отправиться в Москву. Во-вторых, нас на месте проверили, не температурим ли мы, обеспечили индивидуальными средствами защиты. В-третьих, рассадили, как и положено, на расстоянии полутора метров друг от друга и настоятельно рекомендовали оставаться в масках, меняя их каждый час.

Что касается кулуарных разговоров до начала пресс-конференции, то они крутились в основном вокруг вопросов, которые журналисты хотели бы задать Владимиру Владимировичу. В числе тем: Ирак и Афганистан, сохранение архитектурных памятников Санкт-Петербурга, инфляция, подорожание жилья, развитие русского хоккея с мячом, проблемы с уборкой мусора, военные конфликты, наука, юбилеи городов, жизнь в условиях пандемии, экономический кризис, доходы населения, народные промыслы...

Известный телекомментатор Дмитрий Губерниев задал вопрос о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине, который объявил президент США Джо Байден. Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Представители региональных СМИ перед началом мероприятия пытались выведать у медийных персон их вопросы. Основатель группы «Ленинград» и генеральный продюсер телеканала RTVI Сергей ШНУРОВ со всеми любезно фотографировался и позировал перед камерами, но раскрыть свою тему наотрез отказался. А вот известный комментатор Дмитрий ГУБЕРНИЕВ коллегам из Белоруссии с юмором сказал, что его репортажи, особенно про биатлон, всегда повышают иммунитет зрителям и слушателям. И потому, естественно, Путина спрашивать он будет про спорт, и, к слову, не обманул.

«НВ» предлагают некоторые ответы Владимира Путина на 17-й Большой пресс-конференции.

Экономика и пандемия

— Столкнувшись с вызовами коронавирусной инфекции и необходимыми вынужденными ограничениями в этой связи, наша экономика оказалась всё-таки более мобилизованной и готовой к таким шокам, чем многие другие развитые экономики мира.

У нас уровень спада составил 3%, что гораздо ниже, чем во многих ведущих экономиках мира, и мы восстановились гораздо быстрее, чем другие страны. В этом году ожидается рост ВВП на 4,5%. Промышленность растёт темпами в 5%. Урожай зерновых из-за погодных условий у нас чуть меньше, чем в 2020-м: было 133,5 миллиона тонн, стало 123. Но это тоже хороший результат, который даст возможность не только обеспечить себя, но и сохранит нам очень существенный экспортный потенциал. Инвестиции в основной капитал по итогам года ожидаются на уровне 6%. Хорошие показатели в стройке — 90 миллионов квадратных метров. Впервые такой результат достигнут в новейшей истории России.

В прошлом году среднемесячная зарплата была минус 2%, в текущем начала увеличиваться. Рост реальных доходов по году ожидается на уровне 3,5%. Конечно, далеко не у всех категорий граждан. Конечно, это средние показатели, но мы вынуждены такими цифрами оперировать, для того чтобы у нас были определённые ориентиры.

У меня не может быть любимчиков в Кабмине или аппарате президента, и такого не было никогда. Я со многими людьми работаю очень много лет и знаю их хорошо. Но если вижу, что где-то недорабатывают или стараются как-то обойти острые углы, вне зависимости от наших личных отношений всегда на это указываю и добиваюсь должного отношения к тем вопросам, которые прорабатываем.

Драйверы роста

— Демография. Для такой огромной территории 146 миллионов жителей совершенно недостаточно — с экономической и геополитической точки зрения. У нас сейчас чуть больше 81 миллиона человек в трудоспособном возрасте, но этого недостаточно для решения задач — нам не хватает рабочих рук.

Какие ещё драйверы роста? Это инфраструктура: 500 миллиардов рублей из бюджета страны пошло напрямую на её развитие. И ещё в рамках нацпроектов порядка 660 миллиардов рублей, и на следующий год, по-моему, уже 460 миллиардов заложено. Из Фонда национального благосостояния в ближайшие годы 2,5 триллиона рублей планируем направить на эти цели.

Третий драйвер — повышение производительности труда, но здесь целый набор программ, начиная от образования, цифровизации и заканчивая тем же самым здравоохранением. Ресурсы предусмотрены и выделяются. Важно только грамотно организовать эту работу и добиться максимальной отдачи от каждого вложенного в решение задач рубля.

23 декабря в ходе пресс-конференции Владимиру Путину было задано в целом 55 вопросов: от 17 журналистов федеральных СМИ, от 19 — региональных, от 4 — зарубежных и двух блогеров. Фото kremlin.ru

Направленность бюджета

— И федеральный бюджет, и региональные — социально ориентированные. В субъектах РФ на здравоохранение из трёх источников — федеральной казны, фонда ОМС и региональных бюджетов — идёт 1,5–1,7 триллиона рублей.

На 2021 год предполагалось из федерального бюджета и из системы ОМС 3,6 триллиона рублей на медицину, по факту же выходим на 3,9–4 триллиона рублей. На 2022-й запланировали 4 триллиона рублей, но явно тоже будет больше.

Если мы говорим о социалке, то, конечно, это рост расходов в этой сфере. Начали выплачивать семейный капитал уже на первого ребёнка. Затем пособия беременным женщинам, которые находятся в сложной ситуации. Стали дополнительно платить на ребятишек от трёх до семи лет. Делали единоразовые выплаты и по пять, и по десять тысяч рублей разным категориям граждан. Это целый набор мер на 4,5 триллиона рублей в прошлом году и дополнительно — в текущем.

Кроме того, мы повысили МРОТ и прожиточный минимум. На первый взгляд, увеличение кажется небольшим, но в зависимости от него повышаются и социальные выплаты, это отражается и на индексации некоторых пенсий. Поэтому, без всяких сомнений, бюджет можно назвать бюджетом социальной направленности.

Сергей Шнуров планировал спросить, не собирается ли глава государства объявить амнистию заключённым. Но слово ему не предоставили. Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Высокоскоростная магистраль в Новгородской области 

— Тема ВСМ находится в проработке. Во-первых, если будет проходить высокоскоростная магистраль, конечно, на Великом Новгороде это должно отразиться, потому что хоть она высокоскоростная, но где-то поезда должны останавливаться. И Великий Новгород — одно из таких мест. Но тогда авиация на плече Москва — Петербург перестанет существовать, потому что по ВСМ из центра одной столицы в другую можно будет добраться за три часа, а сейчас в Москве только поездка до аэропорта иногда занимает полтора.

Надо всё взвесить, подумать, посмотреть, как развиваются высокоскоростные магистрали в других странах. Скажем, в Китайской Народной Республике очень много подобных железнодорожных систем связи. Но до недавнего времени они были убыточными, и это при том, что Китай — страна с полуторамиллиардным населением.

Для нашей страны ВСМ нужна на определённых расстояниях. Но пока данный вопрос изучается на экспертном уровне.

Вакцинация и постковидная диспансеризация

— Уровень коллективного иммунитета в России сейчас достиг 59,4%. Это и переболевшие, и привившиеся граждане. Около 70 миллионов сделали первую прививку. Но нам нужен иммунитет где-то под 80%. Отдельные государства говорят о необходимости иммунитета в 90 и 95%. Надеюсь, мы достигнем показателя в 80% в следующем году.

Добавлю, что в России не будут никого преследовать за отказ делать прививку от коронавируса. Нужно с уважением относиться к людям и терпеливо разъяснять им необходимость принятия определённых мер защиты.

Каждый журналист старался привлечь внимание главы государства. Фото Людмилы ДАНИЛКИНОЙ

Что касается постковидной диспансеризации, то налаженная система реабилитации переболевших перспективна, однако хотелось бы более эффективной её работы. Да, сейчас есть страх у жителей страны перед посещением лечебных заведений, но наши специалисты-медики делают всё, чтобы обеспечить безопасность пациентов. И люди после ковида действительно очень нуждаются в специальных программах реабилитации.

Если мы будем принципиально, последовательно, доходчиво и с уважением к людям разъяснять необходимость вакцинирования, я думаю, что мы добьёмся нужного результата. Другие способы контрпродуктивны.

Аварийное жильё

— Сейчас реализуется вторая по счёту госпрограмма по расселению людей из жилого фонда, признанного ветхим или аварийным до начала января 2017 года. В настоящее время готовится программа, в которую войдут дома, признанные не пригодными для проживания начиная с 1 января 2017 года.

В этой связи встаёт вопрос по поводу финансового соучастия в этой работе субъектов РФ. Естественно, что регионы хотели бы свою долю участия сократить, а больший объём возложить на федеральный бюджет. Надо смотреть в зависимости от территории и от региональных финансов.

Нужно всё-таки отдать на уровень регионов возможность тонко регулировать ситуацию с предупреждением и борьбой с коронавирусной инфекцией. Разве можно сравнить, скажем, Чукотку и Москву? Разные территории и разная эпидемическая ситуация складывалась. Федеральный центр всегда оказывал поддержку тем субъектам, которые проводили нужные решения и нуждались в дополнительной финансовой помощи.

Лечение детей с редкими заболеваниями

— С начала текущего года начал действовать фонд «Круг добра» для поддержки детей с тяжёлыми жизнеугрожающими и хроническими, в том числе редкими заболеваниями. В него поступают средства от повышенного НДФЛ для граждан, чьи доходы превышают 5 миллионов рублей в год.

Прежде из бюджетных средств различного уровня дорогостоящую помощь получали, по-моему, всего 74 маленьких пациента, имеющих редкие недуги. Сейчас — в разы больше.

Недавно обсуждали с экспертами этот вопрос. По их мнению, в целом работа фонда настроена. Проблема сейчас в другом — в возрасте получателей этой помощи. Сейчас на неё могут рассчитывать дети до 18 лет. А что потом? Нам нужно продумать схему, как и после достижения совершеннолетия помогать таким людям. Мы думаем над этим, ни в коем случае не оставим данный вопрос в стороне.

Теги: Россия, Путин, пресс-конференция, ВСМ