Пятница, 22 ноября 2024

Елена Кузьмина

Броня и пламенный мотор

ГАЗ-67

Фото: vk.com/novpolutorka

9 Мая в Великом Новгороде в парадном строю проедет настоящая техника времён Великой Отечественной войны

Одним из их главных событий празднования 77-й годовщины Победы в Великом Новгороде станет парад военнослужащих, сотрудников силовых ведомств и оперативных служб на площади Победы-Софийской.

В общем строю пройдут не только люди, но и техника. Та самая, которая видела настоящую войну, в том числе бои за оборону и освобождение Новгорода в 1941 и 1944 годах. Наш рассказ — о железных солдатах, найденных поисковиками на местах боёв Великой Отечественной войны. Их вернули к жизни энтузиасты.

Советский джип

В числе первых на площади появится ГАЗ-67. На фронтах Великой Отечественной войны этот автомобиль был советской альтернативой американским ленд-лизовским «Виллисам», и потому народное название получил соответствующее — «Иван-Виллис». Их использовали офицеры штабов и разведчики, на ГАЗ-67 перевозили пехоту и раненых, автомобиль был лёгким артиллерийским тягачом.

Машина, которая проедет по новгородским улицам, была выпущена в 1944 году и вступила в войну уже, когда бои шли за освобождение Европы. Как предполагает владелец Евгений ШУЛЬГИН, восстановивший автомобиль, её первым и последним сражением стала Дрезденская операция, когда машина получила серьёзные повреждения то ли от разрыва мины, то ли от пулевых попаданий. Фрагмент кузова со следами «ранений» новгородец хранит до сих пор.

По словам Евгения, после войны генерал, который ездил на этом ГАЗ-67, вернулся в Россию, работал на оборонном заводе на Урале и какое-то время пользовался военной машиной. Но потом её списали, хозяин умер, и автомобиль успел сменить не одного владельца, пока в 2001 году не оказался у новгородца. Больше шести лет он его восстанавливал. Пришлось переварить кузов, привести в порядок шасси, тормоза, электрику, заменить сгнившие детали... С тех пор ГАЗ снова на ходу. Лишь с некоторыми отличиями от оригинала — новые диски на колёсах и гидравлические, а не тросовые тормоза.

Та самая «полундра»

Ещё одним участником парада станет легендарная полуторка — ГАЗ-ММ, найденная новгородскими подводными археологами в 2013 году в дне реки Копка в Новгородском районе. Грузовик восстановили работники 261-го авторемонтного завода.

Полуторка была самым массовым отечественным автомобилем в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. ГАЗ-ММ — модернизированная версия ГАЗ-АА.

После того как грузовик подняли из воды, в нём нашли миномёт и ящики с минами, а в кабине под пассажирским сиденьем — металлический ящик с документами партийной организации 2-го дивизиона 506-го армейского миномётного полка.

ГАЗ-ММ Фото vk.com/novpolutorka

Как позднее сделали вывод в Новгородском музее-заповеднике, машина ушла под лёд во время боёв за освобождение Новгорода в январе 1944 года. Даже фирменный газовский ключ зажигания остался в замке.

По номеру установили и дату выпуска двигателя — 4 июля 1941 года, 13-й день войны. Одометр автомобиля показывал пробег более 9400 километров.

Кстати, 506-му армейскому миномётному полку 21 января 1944 года было присвоено почётное наименование «Новгородский».

Последний бой БА-6

В отличие от полуторки, которой уже тоже приходилось участвовать в праздновании Дня Победы, бронеавтомобиль БА-6, обнаруженный поисковиками демянского отряда «Находка» под Синим мостом на дне Малого Волховца прошлым летом, появится на площади Победы-Софийской впервые.

Он упал с моста и затонул в последний день обороны Новгорода — 18 августа 1941 года. «Последний железный солдат» — так его окрестили поисковики. Машину подняли из воды 18 августа 2021 года, ровно через 80 лет после её гибели в бою.

События того августовского боя были описаны политруком танковой роты 28-й дивизии Владимиром Копышевым. Автомобиль застрял на мосту, провалившись одним колесом в разбитые снарядами доски. Экипажу, которым командовал лейтенант Александр Карлов, ничего не оставалось, кроме как покинуть броневик. Командир попытался его уничтожить, забросив внутрь ручную гранату, но машина не загорелась. Её судьбу решил очередной немецкий снаряд.

БА-6 Фото Любови Третьяковой

БА-6, у которого во время подъёма оторвалась башня, реставрировали в псковских мастерских «Арьергард», где до того занимались только восстановлением танков. Псковичи смогли справиться с новой задачей, и 31 января 2022 года броневик доставили в Демянск. Он должен стать частью экспозиции местного военного музея.

Несколько дней назад псковичи прибыли в райцентр, чтобы провести техосмотр автомобиля, подкрасить, подчистить. БА-6 выехал из гаража и обкатал центральные улицы Демянска, чем, конечно, ошарашил жителей посёлка.

Экспонаты с поля боя

Вместе с броневиком в Великий Новгород из Демянска доставили два лёгких танка периода Великой Отечественной войны — Т-60 и Т-70. Их передали демянскому музею из крупнейшего частного российского музея техники Вадима Задорожного.

Т-60 использовали во время прорыва блокады Ленинграда — они смогли пройти по льду Невы, а теперь пройдут по главной площади города.

Если Т-60 особенно много применяли во время битвы за Москву, то Т-70 смог стать самым массовым танком Великой Отечественной войны после Т-34. Его главным сражением стала Курская битва.

Новое сердце «огнеборца»

В торжественном марше по городу пройдёт и пожарная машина ПМГ-1, созданная на базе полуторки ГАЗ-АА. За её состоянием не первый десяток лет следят сотрудники противопожарной службы Новгородской области.

Пожарные машины ПМГ-1 выпускали на Горьковском автомобильном заводе в нынешнем Нижнем Новгороде. Позади кабины вместо кузова устанавливали автолестницы, пожарные рукава, устройство для подключения к водопроводу. Во время Великой Отечественной войны пожарным приходилось выполнять свою работу под обстрелами и бомбёжками. Они боролись с огнём не только в тылу, спасая жилые дома и учреждения, но и на линии фронта. Вместе с людьми служила и ПМГ-1.

ПМГ-1 Фото из архива противопожарной службы Новгородской области

До Великой Отечественной войны ПМГ-1 находилась в Боровичах и на протяжении всех военных лет служила местным огнеборцам, рассказал начальник отряда технического обеспечения противопожарной службы Новгородской области Юрий САЛОМАТИН.

В 1950-е годы машину списали — на смену полуторкам пришла новая техника. ПМГ-1 пылилась то в одном гараже, то в другом, пока про неё не вспомнили и в 1970-х годах не превратили в экспонат. Отреставрировали и установили в Новгороде перед пожарной частью на улице Кировской (сейчас — Михайловой).

С тех пор ПМГ-1 пережила не одну реставрацию. В 2019 году слесари противопожарной службы заменили на ней почти все деревянные элементы, а в этом году и двигатель от «дедушки» — американского грузовика «Форд» модели АА, в 1930 году перепроектированного советскими инженерами.

Теперь под капотом ПМГ-1 бьётся новое сердце — советский уазовский двигатель, а это значит, что она впервые за много лет сможет своим ходом проехать по городским улицам.

Теги: Великий Новгород, 9 мая, парад