Пятница, 22 ноября 2024

Василий Дубовский

Безопасность и комфорт

Фото: предоставлено пресс-службой правительства Новгородской области

В Новгородской области в рамках нацпроекта «Экология» реализуются государственные программы, направленные на развитие лесного хозяйства, а также на сохранение лесов. На вопросы «НВ» отвечает министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области Александр ЮРЧЕНКО.

Александр Васильевич, каковы промежуточные итоги проделанной работы? 

— Цифры говорят сами за себя. Например, за последние три года осуществлялось планомерное федеральное финансирование обновления парка лесопожарной техники. В результате оснащённость достигла 89%. Повторюсь, речь идёт о новой технике. Только в прошлом году на её приобретение было выделено 87,6 миллиона рублей, и примерно на такую же сумму будут сделаны закупки в 2023 году. Приоритет, безусловно, полностью отдан отечественным производителям — это заводы «Урал», ЗиЛ, КамАЗ.

И как это отразилось на борьбе с пожарами? 

— В лучшую сторону, конечно. Другое дело, что обновление парка спецтехники — важная составляющая, но не единственная. Тут вопрос комплексный. Всё ведь начинается с профилактики и мониторинга. С вышек присматривают 44 видеокамеры (в этом году будут установлены ещё две), охватывая 64% территории области. Труднодоступные восточные районы патрулирует авиация. Работает также наземный контроль. Прошлое лето выдалось жарким и засушливым. В ряде регионов на Северо-Западе были серьёзные проблемы, но в нашей области всплеска пожаров не произошло. Их количество осталось на уровне 2021 года — 40. Но обратите внимание: ущерб, причинённый стихией, снизился в шесть раз! Я имею в виду площадь, пройденную огнём. Если в 2021 году это было 168 гектаров, то в 2022-м — уже 26. Только благодаря оперативности выявления и тушения. Не случайно доля пожаров, потушенных за первые сутки, достигла 95%. Сейчас готовимся, чтобы во всеоружии подойти и к будущему пожароопасному периоду.

Один из основных критериев сохранения лесов — лесовосстановительные работы. 

— При плане 10,6 тысячи гектаров фактически они проведены лесхозами и арендаторами на 11,3 тысячи гектаров. С большим запасом (на 4–5 лет) мы обеспечены семенами. Выращено 11,2 миллиона саженцев (140% от запланированного).

То есть за инвестиции в будущее можно не волноваться. Не могли бы вы прокомментировать настоящее положение дел в экономике отрасли? В частности, проблему задолженности арендаторов по платежам в бюджеты всех уровней: на 1 января этого года она составила более 126 миллионов рублей. 

— Данная сумма образовалась не за один год. По закону при неисполнении обязательств по арендной плате за два срока и более договор аренды может быть расторгнут. Бизнес за эти рамки, как правило, не выходит. Объективно лесопользователи работают в непростых экономических условиях. Сегодняшние реалии позволяют чувствовать себя более или менее уверенно мелкому и среднему бизнесу, который на протяжении многих лет ориентировался на местный сбыт. А вот те, кто работал на экспорт, попали в очень сложную ситуацию. Как известно, некоторые предприятия с иностранным капиталом даже приостановили свою деятельность.

Нет ли предпосылок для создания в регионе наших, местных предприятий, допустим, по типу ДСК? 

— Это перспективная ниша, я считаю. Конечно, можно надеяться, что предприятия, приостановившие свою деятельность, через определённое время если не полностью, то хотя бы частично её возобновят. На мой взгляд, целесообразно развивать отечественное деревянное домостроение. В частности, в рамках той же государственной программы, с которой мы начали этот разговор. Ведь дерево — экологически чистый продукт. Есть разные технологии. Мы хотели бы, чтобы строить можно было быстро, качественно и доступно. Недавно наши соседи в Вологодской области презентовали многоквартирный дом, целиком построенный из дерева. Там применяется интересный метод разнонаправленной склейки. На выходе — аналог бетонных панелей с утеплением, нишами под окна и двери. И срок службы не сильно уступает бетону. Современные подходы к пожарной безопасности позволяют сделать дом из такого материала безопасным. Предварительно мы проговаривали вопрос с нашими производителями, в частности с Парфинским фанерным комбинатом, они готовы включиться в процесс. Как вариант, данное производство могло бы работать на обновление рабочих помещений муниципальных и государственных служб в районах. В том блоке, который курируем мы, это лесхозы и лесничества. А есть ещё соцзащита, медицина. Во-первых, это обновление, во-вторых — экологический тренд, в-третьих — поддержка наших производителей.

Вы подразумеваете конторы или жильё для их работников тоже? 

— И то, и другое вместе. В советское время была практика предоставления жилья на отдалённых территориях. У нас в лесном хозяйстве сегодня — большой дефицит компетентных сотрудников. Очень мало молодых специалистов. Правильнее сказать, их почти нет.

В каких профессиях и на каких должностях? 

— На любых — от водителя до директора лесхоза. В лесной отрасли сейчас занято свыше 1200 человек. И четверть мест вакантны. Учебных учреждений хватает — Санкт-Петербургская академия имени Кирова, новгородский университет, но молодёжь приходит лишь на время. Оперятся — и в коммерцию. Нужно создавать конкурентные преимущества. Это возможное предоставление жилого помещения на срок службы, обновление парка техники (что уже делается), обновление рабочих помещений, повышение зарплаты, популяризация профессии и значимость в социальном и средообразующем плане, в перспективе — престижность профессии.

Понятно, почему в лесном хозяйстве становится всё больше женщин.

— Да, времена, когда это была чисто мужская работа, уже в прошлом. Правда, в лесхозах сильный пол по-прежнему преобладает, а вот в лесничествах — сдаёт позиции. Зависит от характера работы. Ведь в лесничестве это в основном организационные и контролирующие функции. Кстати, о контроле. Он становится всё более технологичным. В 2024–2025 годах планируется создание электронной информационной системы ФГИС ЛК, после чего можно будет видеть даже передвижение древесины. На данном этапе отслеживаются сделки, проверяется правомочность документов на вывозимый лес.

Что уже радикально повлияло на размах так называемых незаконных порубок. 

— В том и состоит основная задача системы — сделать невозможным вовлечение в оборот незаконно спиленной древесины. И она работает.

Скажите, а как вычислить незаконных «операторов» по вывозу ТБО, создающих несанкционированные свалки? Лес — это как раз излюбленное ими место. 

— Вы знаете, «операторы» у нас действительно есть. То есть это те наши сограждане, которые превратили незаконный вывоз отходов в бизнес.

Тогда как остальные любители замусоривать окрестности делают это совершенно бескорыстно? 

— К сожалению, разъяснительная работа — самое трудное. Это более кропотливая деятельность, чем уборка за счёт государства несанкционированных свалок. Знаете, бывает обидно, когда уберёшь и почистишь, а через некоторое время там — опять знакомая картина. В прошлом году едва ли не впервые были выделены региональные деньги на уборку незаконных свалок. Было подсчитано, что это приблизительно 2700 кубометров отходов. Фактически вывезли 4400 кубов, ликвидировав 128 свалок. Эта работа, причём с несколько увеличенным финансированием, будет продолжена и в нынешнем году. Что касается профилактики…

Одними уговорами проблему не решить. 

— Мы и не будем бесконечно уговаривать. В связи с соответствующими изменениями в законодательстве ответственность становится жёстче — предусмотрены серьёзные штрафы и даже наказание вплоть до конфискации транспортного средства. По отношению к тем, кто пытается сделать на мусоре незаконный бизнес, мне лично это не кажется чем-то чрезмерным. Достаточно фотофиксации выброса мусора из машины. Как организовать наблюдение — это уже наш вопрос. В регионе многое делается для того, чтобы окружающая нас среда была экологически безопасной, а наша жизнь — комфортной. Завершается строительство нового полигона ТБО с мусоросортировочным комплексом в Крестцах. Идёт строительство второй очереди полигона в Нащах. Готовится проектно-сметная документация по аналогичному объекту в Боровичах. Одновременно ведётся работа по рекультивации старых свалок при населённых пунктах. Это и Шимский район, и Новгородский, и другие.

Мы с вами обсудили только часть полномочий нашего министерства. Есть много других общественно значимых задач. Например, в рамках совместной программы с «Росводресурсами» начата расчистка рек, ведутся работы на Поломети, Явони и Холове. Выровненный и очищенный берег, углубленное русло — это и эстетично, и безопасно в плане возможных паводков.

Теги: Новгородская область, лес