Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Леонар Довинченный и другие «шедевры»

Запас знаний, полученный в школе, зависит от стараний не только учителя, но и ученика.

Фото: Стоп-кадр НТ

Экзамен по русскому языку показал грамотность выпускников школ

«Дашины кудряЖки» — название торговой марки.

«Проезжая мимо пруда, раздался плеск щуки» — фраза блогера.

«На девушке была красивая маЯчка» — из статьи в СМИ.

«Соседи увидели труп мужчины, который поднялся по лестнице» — из криминальной сводки новостей в популярной газете.

Такие ошибки я встретила в средствах массовой информации лишь за последнее время. Известно, что в СССР за ошибки в газетах, на радио и ТВ увольняли журналистов, дикторов. Ведь это были люди, которые, как тогда говорилось, несли культуру в массы. В наши дни не нужно быть филологом, достаточно обладать обычной бытовой грамотностью, чтобы отмечать вокруг себя огромное количество ошибок, которые делают люди, говорящие и пишущие на родном русском языке.

Неужели мы живем в эпоху безграмотности? Судить об этом можно по результатам школьных выпускных экзаменов по русскому языку.

Что взять за основу? Цифры? В 2024 году в Новгородской области в ЕГЭ по русскому языку приняли участие 2674 человека. Средний балл — 65,73 из 100.

17 выпускников одиннадцатых классов сдали экзамен по русскому языку на 100 баллов. Не преодолели минимальный порог 7 человек. Это значит, что они не смогли набрать более 24 баллов.

Заданий в ЕГЭ 27. Из них 26 — письменные ответы на вопросы тестов, их проверяет компьютер. Последнее задание — сочинение по прочитанному тексту. Для его проверки ежегодно собираются комиссии.

Учитель русского языка и литературы новгородской школы № 14 Маргарита Лихачева, постоянный член комиссии по проверке сочинений ЕГЭ, рассказывает: 

— Грамотность — лишь один из критериев оценки сочинения. Этот блок подразделяется на орфографию, пунктуацию, грамматические, речевые и фактические ошибки. Насколько грамотны именно наши, новгородские, выпускники, сказать сложно. Дело в том, что сочинения из разных регионов специально перемешиваются. Таким образом, мы можем даже не знать, работы из каких областей России попали к нам на проверку вместе с сочинениями новгородцев. Однако в целом картина невеселая. Бывает, что в доброй половине сочинений приходится начислять ноль баллов за орфографию и пунктуацию, «западает» также грамматика, часты речевые ошибки. Меньше фактических ошибок.

Что такое фактическая ошибка? Например, автор сочинения назвал князя Болконского Балконским или переименовал Александра Сергеевича Пушкина в Сергея Александровича. Это, к слову, реальные ошибки в сочинениях 2024 года. Маргарита Лихачева считает, что в низком уровне грамотности школьников виноваты гаджеты:

— Современные дети привыкли, что за них проверяет грамотность электронное устройство. Если неправильно написал слово, то «добрый друг» — сотовый телефон, компьютер или планшет — его подчеркнет и заменит на верный вариант. В итоге ребята не учат правила, не знают, где ставить нужные знаки препинания. А потом выпускники приходят на экзамен, где гаджеты остаются за дверью, — и осознают свою беспомощность.

Богатство языка

Правоту слов педагога подтверждает любопытный факт. По наблюдениям Маргариты Лихачевой, показатель грамотности в сочинениях выпускников 11-х классов находится практически на том же уровне, что и у девятиклассников! Это можно увидеть в сочинениях выпускного экзамена по русскому языку для 9-х классов. В нынешнем году в этих работах также встретилось немало словесных «шедевров». Так, некоторые сочинения, написанные на тему искусства, оставляют впечатление, что их авторы никогда не бывали в музеях и картинных галереях, ничего не знают о великих художниках. Больше всего досталось от девятиклассников Леонардо да Винчи. Имя мастера видоизменяли самыми причудливыми способами, среди которых… Леонар Довинченный!

Наивысший балл за грамотность в сочинениях выпускников и 11-х, и 9-х классов уже много лет, увы, — большая редкость. Но и ноль за весь экзамен самые нерадивые школяры тоже, скорее всего, не получат. Их спасение, во-первых, в случайно угаданных ответах в тестах: напомним, на ЕГЭ по русскому языку таких заданий 26 из 27, следовательно, на них приходится наибольшее число баллов. Есть лазейка и в сочинении. В нём на долю критериев грамотности приходится примерно половина баллов. Даже если сочинение полностью безграмотно, его автор может получить баллы по другим критериям. Например, за высказанную точку зрения или подтверждение мысли писателя, по тексту которого выпускник писал свою работу.

Один из критериев оценки сочинения — богатство речи. Нужно отдать должное некоторым выпускникам: они делают смелые попытки продемонстри-ровать свой словарный запас.

Но между желанием и возможностями разверзается гигантская пропасть. Вот перлы нынешнего года — финалы сочинений ЕГЭ:

«Я высказал свои рассуждения. Ну как-то вот так получилось»;

«Ну, вот вам и пирог испечен».

Ряд нелепиц традиционно пополняют паронимы — слова, которые выглядят похоже, но различаются по значению. В текущем году авторы выпускных сочинений путали, например, слова «гуманный» и «гуманитарный», «соседский» и «соседний».

Кто виноват и что делать?

А что думают сами ученики по поводу грамотности? Нужна ли она им? Корреспондент «НВ» поговорила с некоторыми выпускниками.

Ксения М., выпускница 11 класса, Новгородская область:

— Я думаю, что грамотность в повседневной жизни однозначно нужна для того, чтобы иметь возможность донести свою мысль до другого человека. Но для ЕГЭ по русскому языку нужно больше филологических знаний, чем повседневных.

Софья П., выпускница 11 класса, Великий Новгород:

— Чтобы дети были грамотными, нужно, чтобы взрослые не давали им тесты, а говорили с ними, причем говорили грамотно. Я имею в виду не только преподавателей русского языка, но и всех учителей. Ведь каждый ребенок проводит в школе 50% своего времени, если не больше. Поэтому на нас, безусловно, оказывает колоссальное влияние всё, что исходит от педагогов. В том числе и то, как они говорят. Хотелось бы, чтобы учителя об этом не забывали.

Что же делать? Уменьшить объем филологических знаний в школьной программе для того, чтобы обучать детей бытовой грамотности? Ведь наиболее распространенные ошибки — самые простые!

— К нам поступали выпускники школ, которые писали «жи» и «ши» с «ы», а на педагогической практике некоторые студенты умудряются написать на доске «Класная работа», — сетует один из преподавателей Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. — Чему может научить детей такой учитель?

Таким образом, круг замыкается. Всё зависит от учителя… и, конечно, от самого ученика.

— Я убеждена, что начитанность формирует грамотность. Процитирую Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение!», — такое мнение высказала Елена ЖИЛЬЦОВА, победитель конкурса «Учитель года-2019», преподаватель русского языка и литературы школы № 2 города Пестово.

А как считаете вы, дорогие читатели?

Автор Светлана Потапова

Теги: Новгородская область, ЕГЭ, экзамены, образование, школа