Вторник, 19 ноября 2024

Игорь Свинцов

Новгородцы, хотите клад?

Пётр Гайдуков демонстрирует флягу, в которой были спрятаны 1714 серебряных монет начала XVII века.

Фото: НГОМЗ

Музею-заповеднику передали четыре клада русских средневековых монет XV-XVII веков

Событие в научной среде эпохальное. Для увлечённого нумизмата — сенсация и восторг. Два клада Новгородскому музею передал Институт археологии РАН, еще два — Столичное археологическое бюро. Об одном сокровище новгородцы уже наслышаны — это фляга с замурованными в ней 1714 серебряными монетами начала XVII века. Её нашли в 2020 году на глубине двух с половиной метров при прокладке новой ливневой канализации рядом с гостиницей «Интурист» в Великом Новгороде.

Второй клад — из Торжокского района Тверской области, по сути южного форпоста новгородских земель. Клад относится к XV веку и состоит из 93 целых и обрезанных монет. Его уникальность в том, что все монеты местной чеканки — из Торжка. А за всю историю нумизматики таких было найдено всего 43 экземпляра. За оба этих клада спасибо Институту археологии РАН.

Столичное археологическое бюро преподнесло сенсацию. Во-первых, наш музей получил клад в 30 монет чеканки Василия I из Ярославской области. Ранее монетами этой чеканки он не располагал. И это восполнило очередное звено в нумизматической цепочке собрания музея.

Кстати, маленькое отступление для гордости за Новгородский государственный музей-заповедник — он входит в тройку держателей крупнейших нумизматических коллекций в России наряду с Государственным историческим музеем и Эрмитажем. Примерно пятая часть собрания всего музея — это фонд нумизматики: сто девяносто четыре тысячи монет только допетровской чеканки.

А теперь — к главной сенсации. Четвертый клад — самый свежий по времени находки. С момента, как о нем узнали археологи, прошло менее месяца. Найден он был на востоке Новгородской области, предположительно, в Мошенском районе. Но это всё еще будет перепроверяться и уточняться. Почему такая неопределенность? Причина в том, что большинство кладов, к сожалению, находят далёкие от археологии люди. И нумизматы часто нападают только на их след.

Клад содержит 32 монеты новгородской чеканки. Это известные новгородские деньги с изображением двух фигур и надписью «Великого Новгорода». По первым оценкам, нумизматы считают, что этот клад был сокрыт в первые годы потери Новгородом независимости, то есть где-то в середине 80-х годов XV века. Но самое интересное — не в монетах, а в чём они были найдены. И это оказался не берестяной туес или кошель, а самая настоящая берестяная грамота.

Тайны нового новгородского клада ещё только предстоит разгадать и нумизматам, и археологам, и лингвистам. Фото предоставлено НГОМЗ

— К сожалению, человек, который нашел клад, обошёлся с упаковкой жестоко, просто разорвал её, — рассказывает заместитель генерального директора по учётно-хранительской работе, главный хранитель фондов Новгородского музея-заповедника Алексей АНДРИЕНКО. — А полоски бересты оказались с записями. Это могут быть долговые списки либо перечень участников какой-то сделки или вклада. Например, известный по многим новгородским грамотам состав текста — Моисея полтина, кого-то — гривна. Может, действительно, какая-то лихая беда шла на поселение, и добро решили схоронить. Пока обо всем этом мы говорим чисто гипотетически. Алексей Алексеевич Гиппиус будет работать с этими обрывками, чтобы максимально восстановить текст. Так что ждём. Сейчас сезон начнётся, и Алексей Алексеевич больше времени будет проводить в Новгороде. Он пока видел сканированные фрагменты бересты и успел буквально пунктирно посмотреть. А работа лингвистов тоже достаточно кропотлива.

Более того, оказалось, что грамот не одна, а две. Вторая — чернильная. Таких в Новгороде всего две, есть в Москве. Но пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать все. К тому же берестяные грамоты находят на месте городов: Новгород, Старая Русса, Торжок, Вологда… А о каком крупном поселении тех времён на востоке Новгородской области мы сегодня знаем? Чья это была вотчина? Пока гипотез и вопросов больше, чем ответов. Но настоящих исследователей и энтузиастов это только вдохновляет — впереди много интересной работы.

Сергей БРЮН, генеральный директор Новгородского музея-заповедника:

— Казалось бы, маленькая вещь — монета, но с какой пронзительностью прослеживается в ней вся глубина парадоксов, эстетики и культуры Средневековья! Мы совместно продолжим окунаться в историю, издавать книги, делиться находками и общаться, делая всё возможное, чтобы и в дальнейшем Новгородский музей-заповедник оставался точкой притяжения, собирающей у себя в гостях небезразличных к русской истории и археологии людей.

Передача нашему музею кладов проходила в рамках Третьей научной конференции «Русское денежное обращение IX-XVII веков». Нумизматы давно облюбовали Великий Новгород для своих встреч. И в этот раз Музей изобразительных искусств гостеприимно распахнул свои двери для 30 нумизматов из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Волгограда, Казани, Новосибирска, Пскова, Рязани, Тулы и Республики Беларусь для представления исследований памятников и истории русского денежного обращения Средневековья и раннего Нового времени. Великий Новгород становится столицей изучения русской средневековой нумизматики.

И это не только ученые, как, например, Пётр Гайдуков — практикующий археолог, многолетний заместитель директора Института археологии РАН. Нумизматика — его давняя любовь. Есть и представители иных профессий, успешные в другом деле люди, кто «заболел» нумизматикой еще со школьной поры. И они на уровне профессионалов, ученых занимаются нумизматикой и тоже участвуют в том, чтобы находки не разошлись по нумизматическому рынку по одной-две монетки, не утратили свою комплексность, столь важную для научного изучения.

А это достаточно большая проблема — происхождение подобных артефактов. Фактически из четырёх кладов, которые передали Новгородскому музею, только один происходит из раскопок официальной организации по открытому археологическому листу. Это клад, найденный при реконструкции Софийской набережной. С остальными всё сложнее. Они фигурируют как случайные находки, но говорить о степени их случайности трудно. Нумизматы отслеживают информацию по своим каналам о каких-то кладовых комплексах, которые появляются в пространстве этого узкого сообщества, и максимально пытаются выкупить, обменять их с целью сохранить и ввести в научный оборот.

— Спасибо нумизматам, конечно, что они это отслеживают, — говорит Алексей Андриенко. — Хорошо, что люди пытаются максимально спасти ценную информацию для науки. Не заполучить артефакт для частной коллекции, а передать его музею. И с четвертым кладом произошло определённое чудо. Он попал в руки нумизматов-исследователей буквально за несколько дней до нашей научной конференции. И предварительные исследования монетной части были проведены директором по научной работе Столичного археологического бюро Иваном Волковым. Он определил монеты и, собственно, время сокрытия клада.

Теги: музей-заповедник, археология, Великий Новгород, РАН