Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Посадку разрешаю

«Валдай авиа» одно из немногих мест в Новгородской области, где есть зелёный перрон – засеянная травой стоянка для самолётов.

Фото: из архива Сергея САКОВНИКОВА

Аэродром «Валдай авиа» стал гостеприимным домом для российских пилотов

Под ногами — зелёный ёршик газона. Он же — перрон. Вам когда-нибудь приходилось стоять на заросшем травой перроне? Нам вот — да. А Сергей САКОВНИКОВ, шесть лет назад построивший в Валдае первый в городе аэродром, каждый день по нему ходит.

Это на железнодорожном вокзале перрон — что-то, одетое в плитку, гранит или асфальт. На аэродроме такая площадка, устроенная для стоянки самолётов, может быть похожа на лужайку. Довольно большую.

Вот моя деревня

Глядя на взлётно-посадочную полосу, которую Саковников за год оборудовал у берега озера Выскодно, что недалеко от трассы М10, у поворота на Валдай, трудно поверить, что она — первая в районе.

— Местность здесь холмистая, условия для аэродрома и приземления самолётов сложные, — рассказывает Саковников. — Даже во время войны аэродрома тут не было.

Но история навеки связала Валдайский район с небом, после того как весной 1942 года недалеко от деревни Плав местные жители нашли раненого, истощённого лётчика с обмороженными ногами — Алексея Маресьева. Ему ампутировали обе ступни, но он смог вернуться за штурвал боевого самолёта. И сегодня рядом со взлётной полосой на валдайском аэродроме стоит мемориальная табличка с напоминанием об этой удивительной истории. А рядом с ней — громадный винт от американской «Аэрокобры», который поисковики вытащили из валдайских болот. На заокеанских самолётах, которые поставляли в СССР по ленд-лизу, летали и советские пилоты.

В общем, аэродром «Валдай авиа» — это явно не место, работающее в примитивном режиме «взлёт-посадка». Официально площадка называется авиапунктом, но Саковников именует её куда более выразительно и точно — авиадеревня.

В 2014 году 51-летнего Сергея «прокатили» на самолёте, и он, по его признанию, влюбился в небо. Захотел летать в кресле не пассажира, а пилота. Весной того же года отправился на курсы, осенью закончил. Но быть владельцем крылатой машины мало — нужно откуда-то взлетать и где-то садиться. Значит, без вариантов — требуются взлётно-посадочная полоса и тёплый ангар.

К врачу на автожире

Планы в долгий ящик валдаец откладывать не стал. Рядом с Выскодном он имел в собственности земельный участок и решил его благоустроить. Благо опыт в таких делах богатый: Саковников руководит строительной компанией, занимается ремонтом дорог.

Через год 520-метровая асфальтированная полоса с дополнительными выездами была готова. Работа была проведена впечатляющая. На холмистый берег Выскодна привезли тысячи тонн грунта, чтобы придать ему ровную форму. С 2015 года здесь могут приземляться любые самолёты, руководство лётной эксплуатации которых позволяет сделать это на полосе с такой протяжённостью. В основном это средние самолёты, поднимающие в воздух до шести человек на борту. Само собой, и «Цессна» Сергея Саковникова тоже. И его автожир, на котором, кстати, за день до нашего приезда валдаец летал в Великий Новгород.

— К зубному врачу, — уточнил он. — Приземлился в Кречевицах, там хорошие условия для пилотов создают.

Однако оказалось, что и быть просто лётчиком ему скучно. Поэтому рядом с полосой появились две вертолётные площадки — неосвещённая и ночная, с подсветкой, выросли пилотский домик и более просторный гостевой дом, где могут остановиться на ночёвку такие же влюблённые в небо единомышленники. И достаточно обеспеченные, чтобы позволить себе такое увлечение: бизнесмены, космонавты, артисты...

На берегах Выскодна, с которых Саковников вместе с помощниками убрали тонны старых покрышек, бутылок и другого мусора, появились причалы с беседками — здесь можно порыбачить, прокатиться на лодке, искупаться, приготовить шашлык. Валдаец даже выкопал карповник, устроил просторные загоны для коров, овец, уток, кур, гусей… Общая площадь всего беспокойного хозяйства составляет 15 гектаров.

Если погода позволяет, пилоты прилетают в Валдай почти каждые выходные. Сергей Саковников (в центре) и его гости-лётчики. Фото из архива Сергея САКОВНИКОВА

«Валдай авиа» зарегистрирован в Росавиации и имеется на всех полётных картах мира.

В общем, прилетая сюда, можно стать туристом сразу с двумя приставками — авиа и агро. Днём — съездить в Иверский монастырь, а потом провести тихий, спокойный вечер на «Валдай авиа», почесать барашка за ушком. Платы с гостей Саковников не берёт.

В Крым через Валдай

Многое зависит от сезона и погоды, но если лётные условия позволяют, «Валдай авиа» принимает гостей почти каждые выходные. В основном это москвичи и петербуржцы, которые либо прилетают отдохнуть от столичной сутолоки, либо используют авиадеревню как базу для дозаправки и короткого отдыха, чтобы потом отправиться в другие российские города. Через Валдай летают в Казань, Нижний Новгород, Крым, Архангельск, Сортавалу… Порой остановку здесь делают иностранные путешественники — после прохождения таможенных процедур в Пскове.

— Сначала владелец самолёта или вертолёта подаёт полётный план в местный зональный центр Единой системы организации воздушного движения, получает разрешение, предупреждает по радиосвязи меня о прилёте, — рассказывает Сергей Саковников. — Мы обговариваем условия посадки, направление ветра, его силу… Затем лётчик совершает посадку, паркуется, а дальше делает, что ему нравится: берёт удочку, чтобы порыбачить, купается, ныряет, катается на лодке… Самое долгое — прилетают на неделю. Люди, у которых есть самолёты, должны много работать.

Несмотря на то что основной этап строительства на «Валдай авиа» позади, работы здесь не прекращаются: Сергей Саковников хочет сделать более удобными выезды с взлётно-посадочной полосы. И вообще аэродром требует постоянного внимания: то нового гостя надо принять, то газон подстричь, то бычков вывести на выпас…