Аэродром «Валдай авиа» стал гостеприимным домом для российских пилотов
Под ногами — зелёный ёршик газона. Он же — перрон. Вам когда-нибудь приходилось стоять на заросшем травой перроне? Нам вот — да. А Сергей САКОВНИКОВ, шесть лет назад построивший в Валдае первый в городе аэродром, каждый день по нему ходит.
Это на железнодорожном вокзале перрон — что-то, одетое в плитку, гранит или асфальт. На аэродроме такая площадка, устроенная для стоянки самолётов, может быть похожа на лужайку. Довольно большую.
Вот моя деревня
Глядя на взлётно-посадочную полосу, которую Саковников за год оборудовал у берега озера Выскодно, что недалеко от трассы М10, у поворота на Валдай, трудно поверить, что она — первая в районе.
— Местность здесь холмистая, условия для аэродрома и приземления самолётов сложные, — рассказывает Саковников. — Даже во время войны аэродрома тут не было.
Но история навеки связала Валдайский район с небом, после того как весной 1942 года недалеко от деревни Плав местные жители нашли раненого, истощённого лётчика с обмороженными ногами — Алексея Маресьева. Ему ампутировали обе ступни, но он смог вернуться за штурвал боевого самолёта. И сегодня рядом со взлётной полосой на валдайском аэродроме стоит мемориальная табличка с напоминанием об этой удивительной истории. А рядом с ней — громадный винт от американской «Аэрокобры», который поисковики вытащили из валдайских болот. На заокеанских самолётах, которые поставляли в СССР по ленд-лизу, летали и советские пилоты.
В общем, аэродром «Валдай авиа» — это явно не место, работающее в примитивном режиме «взлёт-посадка». Официально площадка называется авиапунктом, но Саковников именует её куда более выразительно и точно — авиадеревня.
![](https://novvedomosti.ru/images/photos/130-2522-31.jpg)
В 2014 году 51-летнего Сергея «прокатили» на самолёте, и он, по его признанию, влюбился в небо. Захотел летать в кресле не пассажира, а пилота. Весной того же года отправился на курсы, осенью закончил. Но быть владельцем крылатой машины мало — нужно откуда-то взлетать и где-то садиться. Значит, без вариантов — требуются взлётно-посадочная полоса и тёплый ангар.
К врачу на автожире
Планы в долгий ящик валдаец откладывать не стал. Рядом с Выскодном он имел в собственности земельный участок и решил его благоустроить. Благо опыт в таких делах богатый: Саковников руководит строительной компанией, занимается ремонтом дорог.
Через год 520-метровая асфальтированная полоса с дополнительными выездами была готова. Работа была проведена впечатляющая. На холмистый берег Выскодна привезли тысячи тонн грунта, чтобы придать ему ровную форму. С 2015 года здесь могут приземляться любые самолёты, руководство лётной эксплуатации которых позволяет сделать это на полосе с такой протяжённостью. В основном это средние самолёты, поднимающие в воздух до шести человек на борту. Само собой, и «Цессна» Сергея Саковникова тоже. И его автожир, на котором, кстати, за день до нашего приезда валдаец летал в Великий Новгород.
— К зубному врачу, — уточнил он. — Приземлился в Кречевицах, там хорошие условия для пилотов создают.
Однако оказалось, что и быть просто лётчиком ему скучно. Поэтому рядом с полосой появились две вертолётные площадки — неосвещённая и ночная, с подсветкой, выросли пилотский домик и более просторный гостевой дом, где могут остановиться на ночёвку такие же влюблённые в небо единомышленники. И достаточно обеспеченные, чтобы позволить себе такое увлечение: бизнесмены, космонавты, артисты...
На берегах Выскодна, с которых Саковников вместе с помощниками убрали тонны старых покрышек, бутылок и другого мусора, появились причалы с беседками — здесь можно порыбачить, прокатиться на лодке, искупаться, приготовить шашлык. Валдаец даже выкопал карповник, устроил просторные загоны для коров, овец, уток, кур, гусей… Общая площадь всего беспокойного хозяйства составляет 15 гектаров.
![](https://novvedomosti.ru/images/photos/130-2523-37.jpg)
«Валдай авиа» зарегистрирован в Росавиации и имеется на всех полётных картах мира.
В общем, прилетая сюда, можно стать туристом сразу с двумя приставками — авиа и агро. Днём — съездить в Иверский монастырь, а потом провести тихий, спокойный вечер на «Валдай авиа», почесать барашка за ушком. Платы с гостей Саковников не берёт.
В Крым через Валдай
Многое зависит от сезона и погоды, но если лётные условия позволяют, «Валдай авиа» принимает гостей почти каждые выходные. В основном это москвичи и петербуржцы, которые либо прилетают отдохнуть от столичной сутолоки, либо используют авиадеревню как базу для дозаправки и короткого отдыха, чтобы потом отправиться в другие российские города. Через Валдай летают в Казань, Нижний Новгород, Крым, Архангельск, Сортавалу… Порой остановку здесь делают иностранные путешественники — после прохождения таможенных процедур в Пскове.
— Сначала владелец самолёта или вертолёта подаёт полётный план в местный зональный центр Единой системы организации воздушного движения, получает разрешение, предупреждает по радиосвязи меня о прилёте, — рассказывает Сергей Саковников. — Мы обговариваем условия посадки, направление ветра, его силу… Затем лётчик совершает посадку, паркуется, а дальше делает, что ему нравится: берёт удочку, чтобы порыбачить, купается, ныряет, катается на лодке… Самое долгое — прилетают на неделю. Люди, у которых есть самолёты, должны много работать.
Несмотря на то что основной этап строительства на «Валдай авиа» позади, работы здесь не прекращаются: Сергей Саковников хочет сделать более удобными выезды с взлётно-посадочной полосы. И вообще аэродром требует постоянного внимания: то нового гостя надо принять, то газон подстричь, то бычков вывести на выпас…