Понедельник, 25 ноября 2024

Варяги и Ганза

{thumbimage 150px 1}Возможно, Новгород открыл для Ганзейского союза князь Рюрик

Сегодня уже практически никто не ставит под сомнение, что фундамент Ганзейскому союзу был заложен в Любеке. Выгодное географическое положение (в устье реки Траве, впадающей в Балтийское море) предопределило назначение этого населённого пункта - торговля.

В путеводителях чаще всего значится, что Любек был основан в 1157 году. Но это не совсем так. Его история началась примерно на 400 лет раньше, когда племя славян-ободритов построило на одном острове в дельте Траве поселок-крепость Любица, который со временем стал резиденцией князей ободритов из династии Накоидов.

В 1137 году рюгенский (Рюген - остров в Балтийском море, с которого можно было контролировать подходы к Любеку восточно-европейских мореплавателей) князь Рача объявил войну правителю ободритов Генриху Любекскому, захватил и сжег крепость. Восстановлена она была только через 20 лет, да и то не на старом месте, а несколько в стороне. Если быть точным, то - на материке, поскольку крепость на острове в случае нападения врагов легко блокировалась, и ее защитники были обречены на голодную смерть, лишенные подвоза продовольствия.

Но нам в нашем случае важно не это. Обратим внимание, что и старый, и новый Любек находились в местности, которая официально именовалась Вагрия (Wagrien. - нем.), а ободриты - ваграми.

Любек и Вагрия

Русский историк Александр Гильфердинг (1831-1872) в 1865 году издал фундаментальный труд «История балтийских славян» (1865), которому посвятил более 10 лет своей короткой жизни и который до сих пор цитируют. Сделаем это и мы для характеристики вагров: «У балтийских славян существовала издревле обширная торговая деятельность, достигая, где благоприятствовали обстоятельства, необыкновенных по тому времени размеров и служа основанием и жизненным средством для многих цветущих городов. Она, конечно, была плодом той склонности к торговому промыслу и к странствованиям, которая, кажется, врождена славянскому племени, а также особенной предприимчивости и отваги, лежавшей в характере балтийских славян. И все эти побуждения соединились здесь (в Любеке. - Г.Р.) с необыкновенными выгодами местности».  Однако, вернувшись несколько назад, отметим приверженность ободритов к кочевой жизни, что в свою очередь программировало агрессивность. Их появление в новой местности, естественно, встречало сопротивление оседлых народов. Поэтому они кочевали и воевали, воевали и кочевали.

«Из всех балтийских племен вагры, передовые бойцы на суше против немцев, были первыми удальцами и на море, - пишет Гильфердинг. - Имея землю, вдававшуюся углом в море, и остров Фембру, они сами собой приучились к морской жизни, так что современники называли их страну морской областью славян. С другой стороны, их положение впереди всех славянских народов, среди врагов, саксов и датчан, развивая в них любовь к бранной жизни, отнимало возможность мирного, торгового судоходства, которое у других балтийских славян имело великое значение. Таким образом, главным занятием вагров стала война».

И здесь самое время вспомнить о знаменитом философе Готфриде Лейбнице, тайном советнике юстиции императора Петра I, которому последний в 1709-1710 годах накануне женитьбы царевича Алексея на принцессе Шарлотте-Кристине, сестре жены германского императора Карла V, поручил исследовать свою генеалогию на предмет родства с Рюриком. Поручение, вполне вероятно, было неслучайным, ибо известно письмо Лейбница к одному из своих друзей (графу Палмиери) от 26 июля 1697 года: «Я желал бы узнать различные подробности насчёт родословного происхождения царя, о чём у меня есть таблица... Родословное древо, о котором я говорю, показывает, что Михаил Фёдорович, первый великий царь ныне царствующей ветви, происходит по прямой мужской линии от того же самого родоначальника, от которого происходила прекратившаяся теперь ветвь царей». Тот же самый родоначальник - это Рюрик, а «прекратившаяся ветвь», со смертью Ивана Грозного, - Рюриковичи.

Конечно, нельзя не учитывать конъюнктуру проблемы: Петру I было выгодно и лестно установить преемственность, а следовательно, и древность родословной Романовых, находившихся на российском престоле с 1612 года, и продемонстрировать это Карлу V. Но ведь никто не опроверг расчетов Лейбница, которые он вторично подтвердил в письме от 15 апреля 1710 года к французскому востоковеду Матурену де Ла Крозу. Лейбниц признавался, что рассматривает Вагрию как место обитания варягов. И само слово «варяг» - это искаженное производное от названия местности.

Рюрик и ободриты

Правда, Лейбниц называет Рюрика «благородным датским сеньором». Почему? Вероятно, ему было знакомо сочинение датского историка Саксона Грамматика (ок. 1140-1208) «Деяния датчан», в котором Рюрик (Рёрик) упоминается как неимущий князь из династии Скьёльдунгов, родственник датского короля Харольда Клока. Всю жизнь он боролся за место под солнцем и зарекомендовал себя как весьма агрессивный человек: Славяне решились на восстание (40-е годы IX века. - Г.Р.), и ряд других народов превратился в противников. Рёрик, для того, чтобы удержать их, призвал свою страну к оружию, рассказал о деяниях своих праотцов, и убеждал страстно, увещевал к доблестным деяниям... Таким образом, Рюрик не был ободритом, но был их победителем и после этого - повелителем.

Разумеется, у читателя уже возникают вопросы: а при чем здесь Ганзейский союз? Возможно, что очень даже при чем. Если допустить, что Рюрик Скьёльдунг во время своих скитаний по северной Европе побывал в Любеке и формировал войско из покоренных им «варягов», то допускаемый историками поход Рюрика на Русь после взятия в середине IX века богатого торгового города Бирки в Швеции и остановка в Старой Ладоге наводят на определенные теории.

Фантастика, скажете вы. Давайте пофантазируем. Рюрик приходит на Ладогу (Грамматик прямо указывает, что после Бирки он пошел на восток). Возможно, проходит далее по Волхову до Новгорода.

Косвенное подтверждение этому содержится в народном предании о «Юрике-новоселе», которое записал и издал в журнале «Древняя и новая Россия» (№ 9, 1877, «Северные предания о древнерусских князьях и царях») известный русский этнограф Елпифидор Барсов:

«В старину князьки местами жили. Кто где расширился и овладевал местом, тут и жил. И приехал Юрик-новосёл из северной стороны, из дальней украины (окраины. - Г.Р.), и распоселился жить в Ладоге. Но тут ему место не по люби, и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми руками, и в союз вступает. И живёт он день ко дню, и неделя к неделе, и год ко году, - и залюбили его новгородцы, что человек он весёлого нраву и хорошего разуму и повышает себя житьём-богатством, а тут и побаиваться стали. Вот зазвонили на суём - в колокол, - и выступает этот Юрик-новосёл: «Что, - говорит, - честное обчество, возьмите меня в совет к себе, и будь я над вами как домовой хозяин. Только можете ли вы за наряд платить мне половину белочьего хвоста?». Сметили и погадали граждане новгородцы и сказали: «Можем и платить будем половину белочьего хвоста»... И поныне помнят этого домового хозяина и в Северной украине, и в Олонецком крае, и в Новгороде».

Изгнали и призвали

Разумеется, не все было гладко в отношениях между варягами Рюрика и новгородцами. Можно предположить, что пока Рюрик находился в Ладоге, его люди в Новгороде вызвали чем-то недовольство местных жителей. Этот конфликт нашел отражение в «Повести временных лет»: В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть...

Здесь всё понятно. Но совершенно необъяснимо то, что следует далее. Предоставленные сами себе новгородцы скоро оказались в ситуации, когда не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Получается, только что варягов изгнали, отказавшись платить им дань, и тут же идут к ним с просьбой вернуться к власти. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти... И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города... Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене...

Важно, что летописец отмечает: варяги были находниками, то есть кочевниками. Стало быть, Рюрик со своей дружиной после заключения с новгородцами договора о том, что он будет их князем, не задержался в городе, а вернулся восвояси, то есть в Вагрию, в Любек (точнее - в Любицу). Это предположение основывается на свидетельстве Никоновской летописи о том, что в лето 6367 (859 год. - Г.Р.)... послы новгородские, пойдя в Прусскую землю, обрели князя Рюрика, от рода римского царя Августа, и молили его, дабы шёл княжить к ним.

Почему же новгородцы пошли в Прусскую землю и призвали «немца» на княжение?

 Геннадий РЯВКИН

фото из архива "НВ"